И.А.Чупров статья - к VII международной научно-практической конференции
статья по обществознанию

Чупов Илья Анатольевич

Психолого-педагогические основы развития историко-правового сознания у подростков на уроках истории и обществознания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._i.a.chuprov_statya_-_k_konferentsii_i_pechati.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы развития историко-правового сознания у подростков на уроках истории и обществознания

Psychological and pedagogical foundations of the development of historical and legal consciousness in adolescents in the lessons of history and social studies

Чупов Илья Анатольевич, магистр ФГБОУ «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, учитель истории и обществознания  МОУ «Голубоченская ООШ муниципального образования Арсеньевский район», Тульская область, Арсеньевский район, д. Большие Голубочки, Email:707ich@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические основы развития историко-правового сознания у подростков в процессе преподавания истории и обществознания.

Annotation. This article discusses the psychological and pedagogical foundations of the development of historical and legal consciousness in adolescents in the process of teaching history and social science.

Ключевые слова: развитие историко-правого сознания; психолого-педагогические основы; история; обществознание.

Key words: development of historical and legal consciousness; psychological and pedagogical foundations; history; Social Studies.

Сегодня, можно утверждать, что экономический, политический, социальный фон оказывает негативное влияние на подростков и детей. С 2014 года  в результате снижения цен на нефть и последовавшей за этим девальвацией рубля, наметилась тенденция к ухудшению финансово-экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми, что приводит к повышению психоэмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. Вышеуказанные проблемы  характерны для России в целом, в частности  и  для Тульской области.

Кроме этого, на криминогенную обстановку влияют не только экономические, политические, социальные факторы, но и упадок нравственности в обществе. В настоящее время подростки не видят четкой связи между необходимостью получения образования и дальнейшим трудоустройством.

В подтверждение сказанному приведем данные УМВД России по Тульской области в период с 2015 по 2018 год.  Исходя из данных, предоставленных УМВД России по Тульской области, в 2015 году зафиксировано 396 преступлений совершенные с участием несовершеннолетних.

Общее число несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН), составило 3808 человек. По итогу 2015 года составлено 2826 административных протоколов в отношении несовершеннолетних [6].

Исходя из данных 2016 года  общее количество преступлений  с участием несовершеннолетних составило 401, что свидетельствует об  увеличение  на 1,3%. Общее число несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете ПДН, составило 3814 человек (+0,17% в сравнении с 2015 годом). По итогу 2016 года составлено 2890 (+ 2,28% в сравнении с 2015 годом) административных протоколов в отношении несовершеннолетних [7].

На 23,2% сократилось в 2017 году общее количество преступлений, с участием несовершеннолетних и составило 308 случаев. Общее число несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете ПДН, составило 3839 человек (+0,66% в сравнении с 2016 годом). Составлено 2938 (+1,67% в сравнении с 2016 годом) административных протоколов по итогу 2017 года [8].

В 2018 году зафиксировано 335 случаев (+8,8% в сравнении с 2017 годом), что говорит об   увеличении преступлений совершенные с участием несовершеннолетних. При участии подростков зафиксировано 2  (-66,7%) факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 7 (+75,0%) разбойных нападений, 24 (-14,3%) грабежа, 208 (-3,3%) краж, 30 мошенничеств (АППГ – 3) [9].

Приведенные данные показывают, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается на  23,2% сокращение общего числа преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. Но, в тоже время наблюдается увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей с 3808 человек в 2015 году до 3839 человек в 2017 году,  состоящих на учете в ПДН.  Кроме этого, статистика показывает незначительный рост по административным протоколам составленных сотрудниками ПДН с 2826 человек в 2015 году до 2938 человек в 2017 году.

В целях наиболее объективного понимания вышеприведённой  статистики необходимо обратить внимание на демографическую ситуацию в Тульской области.

Согласно данным Росстата население Тульской области в 2015 году составляло - 1 506 446 человек, в 2016 году – 1 499 417 человек, в 2017 году - 1 491 855 человек, в 2018 году - 1 478 818 человек. Убыль населения с 2015 года по 2018 год составила 27 628 человек (1,9%) [10].

В итоге все вышеуказанные данные красноречиво говорят о том, что проблема подростковых правонарушений не решена, правовое сознание молодёжи оставляет желать лучшего, в общеобразовательных школах редко выделяются часы в учебном плане для введения предметов правоведческого характера. Изучение психолого-педагогических основ развития историко-правового сознания у подростков и соответственно проблем профилактики правонарушений в подростковом возрасте требует учета той конкретной обстановки (экономической, политической, социальной), в рамках которой формируются и развиваются криминогенные процессы.

 Именно поэтому на базе  МОУ «Голубоченская ООШ муниципального образования Арсеньевский район» (Тульская область) проводится работа в целях анализа психолого-педагогической основы развития историко-правового сознания у подростков в процессе преподавания истории и обществознания. Тем самым  ведется профилактики правонарушений в подростковом возрасте, и выявляются пути их решения.

Как выделяют многие ученые, среди которых и Л.В. Мардахаев главными путями психолого-педагогической работы по развитию историко-правого сознания и профилактике правонарушений в среде несовершеннолетних можно выделить следующие: «1) увеличение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей; 2) повышение воспитательной роли образовательного учреждения в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков; 3) развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков; 4) выявление круга общения и целесообразное управление взаимодействием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания; 5) развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения» [5, с. 119].

Особое внимание при работе с подростками по профилактике и предупреждению правонарушений должно уделяться проблеме девиантного поведения.

В свою очередь И.С. Кон считает диванное поведение социальной проблемой, которая требует своего решения: «…только при тщательном изучении всех причин и факторов, индивидуальных особенностей учащихся в режиме школы, при педагогическом руководстве процессом самоутверждения подростка, то есть создании таких условий, которые облегчили бы каждому члену коллектива поиски своего «я» и сохранение достойного положения среди товарищей, формировали бы у подростков нравственно психологический барьер против отрицательных действий, создание ситуаций личностного подхода в воспитании» [3, с. 254].

Преодоление отклонений в поведении учащихся возможно на любой стадии развития и представляет собой процесс искоренения отрицательных качеств, замены их положительными качествами личности. Н.Н. Верцинская подчеркивает, что  «работа воспитателя по формированию комплекса положительных качеств личности выступает как главное направление профилактики отрицательных проявлений личности и ведущее условие преодоления отклонения в поведении подростков» [4, с. 28].

Программа перевоспитания может включать такие направления: занять время подростка полезными и интересными делами; помочь ему задушевной беседой, сформировать идеал, осознать свои недостатки; учить подростка ставить себя в положение других людей; убедить в том, что нет неисправимых недостатков; помочь выработать привычку и потребность в самоанализе, самовоспитании, самооценке; пробудить интерес к общественной работе, к получению знаний; стимулировать положительные результаты, создавая ситуацию успеха; учить видеть в людях хорошее; учить добру; учить бороться со злом не в одиночку, находить единомышленников и т.д.

Полезно проводить уроки правовых знаний, нравственные и психологические упражнения. Эффективным методом воздействия на «трудных» подростков является товарищеское доверие по формуле: «Только ты можешь сделать это».

Важно помнить, что положительные результаты в работе достигаются только тогда, когда педагогические средства, приемы и методы используются в комплексе. Экспериментальное исследование показало, что при организации воспитательно-профилактической работы в школе необходимо руководствоваться следующими приоритетами: создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся; охранно-защитная деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; пропаганда здорового образа жизни, в т.ч. профилактика наркомании в различных ее проявлениях.

Воспитательно-профилактическую  работу в школе  необходимо вести одновременно в нескольких направлениях: 1) работа в школьном коллективе учащихся; 2) работа с педагогическим коллективом: 3) работа с родителями; 4) работа в социуме; 5) взаимодействие с другими учреждениями и службами.

В целях более четкого планирования воспитательно-профилактической работы и отслеживания ее результатов рекомендуется в начале учебного года составить план.

Мы солидарны с Т.И Жевлакова и считаем, что в среде несовершеннолетних, склонных к нарушению закона  «…можно руководствоваться следующей схемой: индивидуальная работа; вовлечение в коллективную деятельность (занятость в свободное время, поручения по классу, участие в классных и школьных мероприятиях); привлечение специалистов для корректирования отклоняющегося поведения; работа с родителями» [2, с. 35].

Разумеется, практическая реализация вышесказанного возможна лишь при решении ряда вопросов, в том числе кадрового обеспечения. Необходимо осуществлять профессиональную психолого-педагогическую и правовую подготовку, и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников ПДН, других лиц, занятых проблемами профилактики отклоняющегося поведения.

        В 2019 году на базе ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» было  проведено исследование среди педагогов региона.

Целью констатирующего этапа эксперимента  стало изучение сформированности правовой культуры у учителей истории и обществознания.

Данная категория педагогов была выбрана не случайно. «Во-первых, исторически сложилось так, что именно из них, как правило, сформированы управленческие кадры учебных заведений, которые априори должны хорошо знать содержание нормативных актов, регламентирующих педагогическую деятельность. Во-вторых, учителя истории и обществознания преподают школьникам отдельные разделы и темы, связанные напрямую с правовой сферой» [1].

В рамках эксперимента учителям было предложено ответить на задания теста, состоящего из 25 вопросов, затрагивающих содержание федерального и регионального законодательства в сфере образования.

Анализ полученных ответов показал, что в среднем учителя истории знают о существовании всего лишь четырёх нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность (ФЗ «Закон об образовании в РФ», ФГОС, Историко-культурный стандарт, Примерная программа по истории). При этом педагоги не разводят понятия «ФГОС основного общего образования» и «ФГОС среднего общего образования», «Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории» и «Примерная программа основного общего образования по истории». Респонденты  продемонстрировали практически полное отсутствие знаний регионального законодательства в сфере образования.

Говоря о федеральных нормативных документах, следует отметить, что педагоги очень слабо знают содержание Трудового кодекса РФ, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"», приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», Спецификации и Кодификатора контрольных измерительных материалов по истории и обществознанию и пр.

Лишь 20% респондентов сумели ответить на вопрос о том, какими академическими правами и обязанностями могут пользоваться педагогические работники. Всего 16% респондентов назвали те дисциплинарные взыскания, которые работодатель вправе применить к работнику и т.п. Крайне настораживает тот факт, что не все учителя смогли ответить на вопросы о максимально допустимой аудиторной нагрузке для учащихся.

Исследование выявило недопустимо низкие знания учителями истории и обществознания документов, регламентирующих содержание контрольно-измерительных материалов по истории и обществознанию, что отчасти объясняет крайне низкие результаты подготовки учащихся Тульской области по этим предметам.

Таким образом, результаты исследования показали необходимость организации систематической и целенаправленной работы по формированию правовой культуры учителей истории и обществознания. В свою очередь на базе  МОУ «Голубоченская» ООШ Арсеньевского района Тульской области в соответствии с положением о программах дополнительного образования мы разработали  и реализуем  ряд программ дополнительного образования социально-педагогической направленности базового уровня. На реализацию  данных  программ отводится по 3 часа в неделю. Для 5-9 классов  используются следующие формы:  1) Проводятся уроки по курсу "Правовое воспитание", которые  направлены на формирование представлений о том, что такое правовая ответственность, правонарушение, преступление; 2) Организуются ролевые  игры "Делай правильный выбор", в ходе которых  закрепляются знания, полученные на уроках.  3) Организуются  правовые игры "Суд над хулиганством", которые   направлены на формирование у учащихся навыков правомерного поведения; 4)   В целях знакомства родителей с психолого-педагогическими аспектами подростковой агрессивности и способами ее снижения проводятся родительские  собрания на тему "Подростковая агрессивность".  В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями вышеуказанные учебные курсы в 5-9 классе на 2019-2020 учебный год будет выполнена за 105 часов.

Список литература:

  1. Гоголев, Н. В. Школа учения – школа жизни: монография/ Н. В. Гоголев.  Тула, 2003. – 118 с.
  2. Жевлакова Т.И. Основные направления деятельности заместителя директора по воспитательно-профилактической работе // Классный руководитель. – 2002. – № 8. – С. 35-38.
  3. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1992. – 318 с.
  4. Кочетов, Н.И., Верцинская, Н.Н. Работа с трудными детьми/ Н.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – М.: Просвещение, 1990. 354 с.
  5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 418 с.
  6. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области [Электронный ресурс] // Отчёт начальника УМВД по итогам 2015 года. Аналитическая записка. URL: https://71.мвд.рф/Dejatelnost/activity/Otchjot_nachalnika_UMVD_po_itogam_2015_g (дата обращения: 29.02.2020).
  7. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области [Электронный ресурс] // Отчёт начальника УМВД по итогам 2016 года. Аналитическая записка. URL: https:// 71.мвд.рф/Dejatelnost/activity/отч-т-начальника-умвд-по-итогам-2016-год (дата обращения: 29.02.2020).
  8. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области [Электронный ресурс] // Отчёт начальника УМВД по итогам 2017 года. Информационно-аналитическая записка об итогах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел области за 2017 год. URL: https:// 71.мвд.рф/Dejatelnost/activity/отч-т-начальника-умвд-по-итогам-2017-год (дата обращения: 29.02.2020).
  9. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области [Электронный ресурс] // Отчёт начальника УМВД по итогам 2018 года. Информационно-аналитическая записка об итогах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел области за 2018 год. URL: https:// 71.мвд.рф/Dejatelnost/activity/отч-т-начальника-умвд-по-итогам-2018-год (дата обращения: 29.02.2020).
  10. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Численность и состав населения (витрины). Численность постоянного населения на 1 января. URL: https://gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 29.02.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Сборник статей XII Международной научно-практической конференции ИНТЕРНАУКА

Конференция по теме "Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования" Материал статей участников XII Международной научно-практической конференции....

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой...