"По дорогам жестокой войны" конкурс знаний с элементами проектно-исследовательской деятельности
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Червякова Татьяна Сергеевна

В процессе работы большое внимание уделяю исследовательской деятельности.

Причем исследовательская работа иногда начинается с небольших заданий при подготовке к уроку. Так в прошлом учебном году к повторительно-обобщающему уроку по теме «Великая Отечественная война» ребятам было предложено подготовить творческую работу-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». В результате они так увлеклись этой работой, что в конечном итоге у некоторых получились исследовательские работы. Две из них: «История моей семьи в истории страны» и «Шумел сурово Брянский лес» (о партизанском движении на Брянщине по воспоминаниям участников) были выставлены на городской конкурс исследовательских работ, где были удостоены дипломов 2 степени. Работа «Шумел сурово Брянский лес» была отмечена особо и напечатана в сборнике «На службе Отечеству».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii_po_teme_vov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«По дорогам жестокой войны»

Повторительно-обобщающий урок по истории

по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

(2 часа)

Форма урока: конкурс знаний с элементами проектно-исследовательской деятельности.

Цели:

Образовательные:

•обобщить знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;

•раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;

•закрепить основные навыки работы с картой, документами и современными информационными технологиями.

Воспитательные:

•показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

•воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Развивающие:

•развивать логическое мышление, расширять кругозор;

•развивать познавательный интерес,

•развивать навыки исследовательской деятельности, работы с документами;

•учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

Оборудование:

•карты,

•подборка музыкальных произведений;

•подборка отрывков из поэтических произведений;

•мультимедийное оборудование;

•презентация;

•тексты исторических источников;

•таблицы.

Подготовительный этап

- Распределение учащихся на творческие группы, определение тем презентаций по основным сражениям войны, разработка критериев конкурса презентаций.

- Консультация по условиям игрового элемента урока-конкурса (подготовка команды: название, девиз, эмблема, выполненные на компьютере).

- Творческая работа-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», разработка алгоритма интервью с очевидцами военных лет.

- Подготовка презентации к уроку  

Ход урока:

Этап мотивации.

Ставятся цели урока, объясняются условия проведения и выполнения заданий.

Вводное слово учителя: Все дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но люди всегда будут помнить беспримерный подвиг нашего народа, который в 1941-1945гг. одержал великую победу и на фронте, и в тылу.

Сегодня на уроке мы обобщим знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны,

 раскроем важнейшие особенности истоков победы нашего народа в этих кровопролитных сражениях.

Обратите внимание на эпиграф урока: 

Ты, знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было.

И сколько помнила страна,

Такой войны на свете не было.

И мы сегодня в процессе нашей работы попытаемся это доказать.

Ваша работа на уроке будет как индивидуальной, так и в группе.

I. 1 этап конкурса:

География военных действий.

Показать по карте географические названия, упомянутые в военной поэзии.

(Представители от команд берут разложенные на столе карточки с отрывками из стихотворений, читают их,  и показывают на карте географические названия.)

Учитель: Работа с картой показала, что военными действиями была охвачена огромная территория нашей страны.

Вероломное нападение Германии на Советский Союз заставило весь народ мобилизовать свои силы, чтобы после первых неудач Красной Армии дать достойный отпор врагу.

Среди множества военных операций, проведенных советскими войсками на территории нашей страны, можно выделить наиболее крупные сражения, повлиявшие на весь ход войны:

•Московская битва.

•Сталинградская битва.

•Курская битва.

•Битва за Днепр.

•Прорыв блокады Ленинграда.

•Операция «Багратион» и др.

Творческие группы, получив задание по данным военным сражениям, подготовили свои презентации для участия в конкурсе.

2 этап конкурса: Основные сражения

Задание 1. Конкурс презентаций

Каждая команда представляет свою презентацию, а другие задают после этого свои вопросы.

Слово учителя перед показом 1-й презентации:

В ходе боевых операций на советско-германском фронте, когда враг приближался к столице нашей Родины – Москве, советским командованием был разработан план Московской оборонительной операции. 14 декабря 1941 года командующий войсками Западного фронта Г.К. Жуков издал приказ «О преследовании врага», в котором говорилось: «Ни один гитлеровский бандит, ворвавшийся на нашу землю, не должен уйти отсюда живым. Наша задача – бить его всеми средствами, пока не будут освобождены все наши города, все наши земли. Наша святая обязанность – жестоко отомстить за разрушение наших городов и сел, за замученных наших отцов и матерей, за убитых наших детей. Родина требует от нас подвигов и геройства. Родина требует беспощадного истребления немецких оккупантов: не щадя ни сил, ни самой жизни, отомстим немецко-фашистским извергам за все и полностью».

Команда «Панфиловцы» представляет вам свою презентацию «Московская битва» (приложение 1).

Слово учителя истории перед показом 2-й презентации:

Героическая оборона Сталинграда – отдельная страница в летописи Великой Отечественной войны. Стратегический замысел Германии – наступление на Южном направлении, захват Кавказа – был нарушен Сталинградской оборонительной операцией.

Команда «Сталинградцы» знакомит вас с презентацией «Сталинградская битва» (приложение 2).

Слово учителя перед показом 3-й презентации:

Коренной перелом в ходе войны наступил после битвы на Курской дуге. Действия мощных танковых группировок советских войск под Прохоровкой привели к разгрому 50 лучших немецких дивизий и краху германского наступательного плана «Цитадель».

Команда «Гвардейцы» представляет свою презентацию «Курская битва» (приложение 3).

Задание 2.  Хронология сражений (работа с сигнальными карточками)

Учитель называет события, связанные с Великой Отечественной войной, а команды должны поднять соответствующую карточку с датой (карточки выданы в папках с раздаточным материалом для каждой группы).

Начало Великой Отечественной войны

Начало контрнаступления под Москвой

Сталинградская битва

Курская битва

Крупнейшее танковое сражение

Первый салют в истории войны

Полное снятие блокады Ленинграда

Задание 3. Анализ документов (прочитать отрывок из документов и определить о каких событиях идет речь) (приложение 4).

Учащиеся выполняют тестовые задания. После выполнения этого вида работы они меняются тетрадями и друг у друга проверяют правильность выполнения задания. (Ключ к тестам заранее подготовлен учителем на слайде презентации).

3 этап конкурса: Фактический вклад в победу.

Задание 1. Личность в истории

Установить соответствие: (приложение 5).

Выполнение задания проверяется по ключу (слайд презентации).

Задание 2. «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». (Представление лучших поисково-исследовательских работ по теме).

На фоне военных кадров звучит песня:

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

От каждой команды выставляется работа по заданным разделам:

•Боевой путь моих близких.

•Жизнь моей семьи в тылу.

•По ту сторону линии фронта (жизнь семьи на оккупированной территории).

•Цена победы для нашей семьи.

Учитель: Мы видим, что легендарные подвиги совершали и в Красной Армии, и в тылу, и в партизанских отрядах.

Лозунг «Всё для фронта! Всё для Победы!» подтверждает всенародный вклад в разгром фашистов, отечественный характер войны.

Учитель: А каковы же итоги войны?

Учащиеся приводят данные.

Учитель: Да, победа далась дорогой ценой. Ни одна война не была столь разрушительной и кровопролитной. Но наш народ выстоял.

Премьер-министр Великобритании У.Черчилль писал: «Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия».

Долгожданный День Победы стал в народном сознании самым светлым и радостным праздником, означавшим конец войне.

Звучит песня “День Победы” на фоне кадров.

Мы все любим свою Родину и, наверное, чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что во все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

урок обществознания с элементами проектно-исследовательской деятельности в 11 классе

Урок-дискуссия по вопросу о перспективах цивилизационного развития...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...