Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике
презентация к уроку по физике (9,10,11 класс) по теме

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, то есть проводить исследования и осваивать метод исследовательской деятельности. Именно формирование у детей навыка исследовательской деятельности поможет решить все поставленные задачи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektno-issledovatelskaya_d._3.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно - исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике Учитель физики «МОУ» - СОШ №11 Вавилина Валентина Сергеевна

Слайд 2

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности

Слайд 3

В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечении их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, то есть проводить исследования и осваивать метод исследовательской деятельности. Из этого следует необходимость использования проектно – исследовательской деятельности учащихся в работе каждого учителя.

Слайд 4

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ обобщение, выводы.

Слайд 5

Проектно-исследовательская деятельность способствует: развитию интереса, расширению и актуализации знаний по физике развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; освоению творческого подхода к любому виду деятельности; становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимся, педагогами; обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации; формированию развивающей образовательной среды для ребенка; профессиональное самоопределение детей; получению предпрофессиональной подготовки; содержательной организации свободного времени детей.

Слайд 6

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разнообразными формами. Основные из них: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ). Мы выбрали физический кружок.

Слайд 7

Программа кружка рассчитана на 5 лет обучения (7 – 11 классы) один раз в неделю -34 учебных часа. Посещать занятия можно по желанию, никакого дополнительного отбора в данный кружок не предусмотрено.

Слайд 8

Цель школьного кружка органично совпадает с интересами учеников. Это: - выявить учащихся способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.

Слайд 9

Задачи : - развитие интереса к физике - повышение качества знаний по физике - привлечение учеников к исследовательской деятельности - воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу. - содействие в профессиональной ориентации; - развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности; - учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;

Слайд 10

Считаю организацию исследовательской работы учащихся в школе необходимо выстраивать поэтапно. Целесообразно выделить следующие этапы такой деятельности: I- подготовительный (7- 8 й классы); II- развивающий (9-й класc); III- собственно исследовательский (10-11-й классы).

Слайд 11

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучению физики и появление наиболее способных к творчеству учеников.

Слайд 12

На подготовительном этапе считаю необходимо проводить экспериментальные исследования. Многие учащиеся осознают, что экспериментальное исследование – это метод проверки гипотезы, в которой в неявном виде потенциально содержится новое для исследователя знание. Сначала учащимся предполагается наличие того или иного эффекта, та или иная закономерность в зависимости между физическими величинами, а затем с помощью исследования это гипотетическое знание подтверждается или опровергается.

Слайд 13

Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''.

Слайд 14

Помимо элементов творчества, при выполнении такого задания существенным для учащихся является интерес учителя к резуль татам, получаемым в опытах, обсуждение подготовки и хода эксперимента не в обычной форме контроля выполненного задания, а в форме обсуждения общего дела. Очевидна и общественная польза выполнения работы.

Слайд 15

Не всегда и постановка новой лабораторной работы для некоторых учащихся является привлекательной задачей, поскольку оставляет неудовлетворенной тягу к самостоятельному исследованию. Таким учащимся можно предлагать индивидуальные задания исследовательского характера.

Слайд 16

К исследовательским, творческим следует отнести те задания, в которых ученик может открыть новые, неизвестные для него закономерности. Или для решения, которых он должен сделать какие-то изобретения. Такое само­стоятельное открытие известного в физике закона или изобретение способа измерения физической величины не является простым повторением известного. Это открытие или изобретение, обладаю­щее лишь субъективной новизной, для ученика является объективным доказательством его способности к самостоятельному творче­ству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях.

Слайд 17

7 класс № п\п Тема занятия Количество часов теория проактика 1 Экспериментальный метод исследования в физике 1 2 Алгоритмы выполнения наблюдений и экспериментальных работ. 1 3-4 Физические величины и их измерения. Погрешности. 1 1 5-6 Экспериментальные задания. Определить площадь пола в комнате. Определить объем обувной коробки. Выразить результат в квадратных метрах. 1 1 7 Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении 1 8 Наблюдение явлений смачивания, несмачивания и капиллярности. 1 9 Методы измерения скорости движения тел 1 10 Скорости, встречающиеся в природе и технике. 1

Слайд 18

11 Измерение средней скорости нерав ­ номерного движения тела 12 Экспериментальное задание: определить плотность куска хозяйственного мыла. 13-14 Экспериментальное задание: Определить плотность картофеля или определить плотность человеческого тела 15 Экспериментальное задание: Слоеная жидкость 16 Экспериментальное задание: Наблюдение зависимости результата действия силы на тело от ее числового значения, направления и точки приложения 17 - 18 Установление зависимости силы, упругости от деформации тела 19 Изготовление динамометра 20-22 Тема “ Сообщающиеся сосуды ” (7 класс) Изготовление сообщающихся сосудов из одноразовых шприцов, соединенных прозрачной трубкой от использованной капельницы с целью изучения законов сообщающихся сосудов для жидкостей разной плотности. 2 3 -2 4 Изготовление фонтанов

Слайд 21

. За 1.5 года применения проектно – исследовательской деятельности, качество знаний по физике повысилось на 1,6 процентов

Слайд 22

Динамика качества знаний 7А 7Б 8А 10 Средний показатель 2007-2008 35% 37,5% 36% 39% 36.9 8А 8Б 9А 11 2008-2009 ( I п.) 37,5% 41,6% 36% 39% 38.5 Динамика 2,5% 4% - - 1,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

   Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, ...

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

laquo;Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии»....

Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество  общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникати...

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...