Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.
статья по теме

Кекух Ольга Леонидовна

Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gor_seminar.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кекух О.Л.

 Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

        Глобальные преобразования в Российском обществе выявили потребность в  людях творческих,  неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи.

        Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования.

        Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, самореализации.

 «О, сколько нам открытий чудных

                                           Готовят просвещенья дух,

                                           И опыт – сын ошибок трудных,

                                           И гений – парадоксов друг», –

        Знакомые всем пушкинские строки вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.

        Учебно-исследовательская деятельность – это такая форма организации учебно воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее не известными результатами и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

        Учебно-исследовательская деятельность – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно-новых ценностей, важных для развития личности, и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Ее эффективность возможна при выполнении определенных условий.

Ученик должен хотеть проводить исследование (система мотиваций)

Ученик должен уметь это делать (сформированные компетенции)

Ученик должен получить удовлетворение от проделанной работы (система оценки)

        Главными задачами учебно-исследовательской работы являются:

развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований

выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала.

        В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во -вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. В-третьих, он формирует черты творческой деятельности.

        И,наконец, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательской метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и четко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности.

      В ходе выполнения исследовательской работы ребята обучаются не только видеть проблему и самостоятельно ставить задачи , но и связно излагать свои мысли, аргументировано говорить и задавать вопросы

       По мысли Рубинштейна, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.

       И, конечно же, учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем к этому уровню подготовить и себя, и учеников.

        Исследовательская деятельность, организуемая учителями на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмет.

     Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысление фактов, явлений и закономерностей.  Логические продолжение урока - исследование может стать какая– либо форма  поисково – творческой деятельностью во внеурочное время.

      Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которые имеет свои результаты научное открытие качественно новых закономерностей и явлений.

    Как правило, учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников.

    Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.

   Учителю важно найти тему, проблему, в решении которых ученик может ставить “Свое Слово”, направить поиск, предложить методику исследования.  

  Такая работа позволяет ученику познать себя, свои возможности, свой творческий потенциал. Создается модель учения с увлечением. И ожидаемый результат - повышение качества образования.

   Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукам вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений, исследований, решений.

 Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.

Учитель ставит перед классом и перед собой проблему  дискуссионную, нуждающуюся в исследовании не только ради умиротворения, но и ради поиска решений.             

      Ну а решением всякой  проблемы, по словам Гете, служит проблема новая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования

В данной статье дается понятие образовательной компетенции, рассматриваются виды компетенций и рассказывается каким образом повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанцион...

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».

«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...