Главные вкладки

    «ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
    статья (химия) по теме

    Гришина Светлана Ринатовна

    Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебные действия,что соответствует требованиям федеральным государствественным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_v_chippkro.docx28.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет. 18.10.2012г

    Учитель химии: Гришина Светлана Ринатовна (обобщение педагогического опыта)

     «ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

    «Единственный путь,

    ведущий к знаниям -

    это деятельность»

    Б. Шоу.

    Химия - одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

    Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

    Исследовать - значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.

    Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении химии.

    Практика показывает, что проект имеет низкую эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут. Поэтому в своей работе мы используем краткосрочные проекты (2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).

    Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала. Термин "учебная проблема" указывает на то, что искомое знание заложено в учебном материале и учащийся, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает уже известное для себя самого. Основными этапами такого урока являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

    Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект "Биохимия любви", в процессе работы, над которым учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома.

    Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.

    В своей педагогической практике я чаще всего использую практико-ориентированные проекты, нацеленные на интересы самих участников проекта и которые могут быть использованы в жизни класса, школы, поселка (элективный курс по химии.9 класс. «Роль воды в жизнедеятельности человека»).

    В этом учебном году учащиеся работают над проектом "Химия в повседневной жизни" (элективный курс по химии ,10 класс). К реализации проекта привлечены общественность и родители учащихся, взявшие на себя организацию экскурсий на предприятия г. Сатки и Саткинского района. Результаты экскурсий и собранный материал в виде отчетов-презентаций будут представлены на итоговой научно-практической конференции по химии.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

    1. в проекте должна быть решена какая - либо проблема;
    2. проводится исследовательская работа;
    3. проект выполняется самостоятельно учащимися;
    4. учитель выполняет роль, консультанта;
    5. результаты проекта должны иметь практическую значимость;
    6. в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
      Учащиеся перед  началом работы     над  проектом  получают  инструкции:
      1) требования к проекту,

    2)методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

    Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

    1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
    1. Использование    проектной    деятельности    во    внеклассной    работе
      (внеурочная деятельность).

    Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

    8        класс - химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций. Тема: «Значение солей в жизни человека»

    9        класс - металлы и неметаллы, органические вещества.10        класс - классы органических веществ, нефтяная промышленность. «Биохимия любви».

    11 класс - строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества .Элективный курс. 10 класс. «Химия в повседневной жизни». Мини проекты: «Удаление с ткани жировых пятен ».

    «Влияние различных химических реагентов на структуру белка»

    Как создавался проект «Вода в жизнедеятельности человека...» 

    При выполнении проекта я  ориентировала учащихся на то, что  нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы. В рамках работы предметной недели

    по предметам естественного цикла, проводилась   конференция   «Экология   и   мы».   Ребята  выбрали тему:  «Вода  в жизнедеятельности человека...»

    Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень серьёзная для нашего поселка.

    Выработали план действий:

    -        собрать   информацию   по   данной   теме,    изучили   работу   очистных сооружений,

    1. провести анкетирование жителей поселка,
    2. в каком состоянии находятся местные очистные сооружения,

    -        как обстоит дело в районе,

    -        какой вред приносит эта проблема здоровью людей.

    Учащиеся для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.

    После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины. В листах оценивания дали самооценку проекту. Оформили материал, подготовили мультимедийную презентацию своего материала и выступили на итоговом занятии.

    В данный момент, после представления наших работ, очистные закрыли, так как необходимо финансирование для современного обслуживания очистных сооружений.

    В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего,

    1. заинтересовать учащихся процессом познания,
    2. научить их ставить вопросы ,
    3. пытаться найти на них ответы,
    4. объяснять результаты,
    5. делать выводы.

    Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное.

    Результаты использования проектной деятельности:

    1. Качество знаний по химии возросло на 15%
    2. Повысилась познавательная мотивация учащихся,
    3. Вырос интерес к урокам химии,
    4. Вырос уровень внеклассных мероприятий,
    5. Успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность

    других учеников

    Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.

    За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким - либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю — и понимаю».

    Результаты применения проектной деятельности.

       Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

    1. работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
      способствует повышению интереса к химии,
    2. уроки проходят более оживлённо,

    -        увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
    - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить

    хорошие знания, результат проделанной работы.

    У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

    Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе.

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.                                                         В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

    Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

    Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

    Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

    Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

       Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, ...

    «Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

    laquo;Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии»....

    Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

    Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...

    ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

    I зональная республиканская конференция  «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика»                  ...