ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.
статья по физике (7 класс) по теме

Журавлева Людмила Александровна

            Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся  в учении;  развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских; Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

            Однообразие и шаблон ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.

            Как оживить процесс обучения? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?

            Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя.     

              Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроках физики.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  КАК ФАКТОР  ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

            Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся  в учении;  развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских; Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

         Однообразие и шаблон ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.

            Как оживить процесс обучения? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?

            Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя.     

              Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

         Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана. Назовем такой урок (фрагмент урока) проектным и рассмотрим возможные приемы его организации.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Основной формой работы на уроке является групповая работа.

В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:

  1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
  2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
  3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.
  4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
  5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.
  6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения.
  7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.

На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до одного урока в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.

На уроках физики учащиеся  выполняют следующие  краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;

-написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям;

-проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение экспериментальных задач. Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов. Я сообщаю только название работы и предполагаемое оборудование. Можно чтобы и оборудование выбирали ученики сами. Например:

  • Сконструируйте рычажные весы. В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы, воткните в брусок пластилина или ластика. В качестве гирь используйте монеты (до 1990г) достоинством: 1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г. Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г.
  • С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.

В 7 классе при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» учащиеся  изготовили действующую модель фонтана, при изучении темы «Давление в жидкостях и газах» -  шар Паскаля.

На занятиях кружка «Решение творческих задач» проводились исследования микроклимата кабинетов школы, оптических иллюзий, был изготовлен макет катапульты, выполнена работа « Измерение времени реакции человека»

Цель: изучить явление свободного падения тела при помощи самодельного прибора.

Приборы и материалы: линейка

Ход работы: если отпустить линейку, то она будет двигаться вниз равноускоренно с ускорением g. Если сразу же поймать линейку, то по величине Н можно судить сколько времени она падала. Это время и равно времени реакции человека. Остается связать Н и t.

Н= √gt2/2        (1)                          

так как шкала  линейки  сантиметровая, то g= 981 см/с2.   Получаем:t=√ 0,04515 * Н    (с)

Используя этот результат, рассчитать и заполнить таблицу №1

Таблица №1

Н,см

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

t, с

Используя данные таблицы №1 провести измерение времени реакции человека и заполнить таблицу №2

Таблица №2

Кто обследован

           Время реакции

утро

вечер

1.

2.

3.

 

По результатам исследований сделать вывод и показать значение времени реакции человека в различных профессиях

Таким образом, проектная  исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...

Презентация " Проблемное обучение в преподавании физики"

Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяю...

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

ЦОР "Алгоритмы в преподавании физики"

Цифровой образовательный ресурс    «Алгоритмы в обучении физики»Цель разработки:создание условий для успешного освоения учебного материала следующих тем физики:·...