Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов
элективный курс по истории (8 класс) по теме

 

"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_neponyatno_u_klassikov_89_klass.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белоярская средняя общеобразовательная школа №1

Обсуждено на

заседании методического

объединения

протокол № _________

от ___________________

руководитель м/о ________

Утверждено

Педагогическим советом

протокол № ______________

от ______________________

                                                                                                 директор школы____________

 Что непонятно у классиков

или

Особенности русского общества в XIX веке

Программа интегрированного предпрофильного курса

для учащихся 8-9  классов

                                                                                                            Составитель:

Смагина Римма Владимировна

                                                                                                       Учитель истории,

Мурзина Наталья Борисовна

                                                                                                         Учитель литературы  

Белый Яр

2012

Пояснительная записка

Погружаясь в богатый и многообразный мир русской истории и классической литературы, молодой человек, часто незаметно для себя, сталкивается с трудностями.  Страницы истории и классических произведений, как на машине времени, переносят нас в давние времена, когда и общественное устройство, и быт, и сами люди заметно отличались от нынешних. Поэтому произведения классиков русской литературы воспринимаются нами не столь легко и просто, как современниками автора – теми читателями, для которых были написаны. Сложны для понимания как особенности  описываемой эпохи и её законы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из лексикона современного молодого человека или изменившие свой смысл.

Отечественная история  и  русская литература  - родные сестры. В нашем сознании они идут рука об руку.  Не сможет читатель понять поэму «Мертвые души» Н.В. Гоголя  или роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, не имея представления о времени их действия, ничего не зная о порядках и образе жизни людей при крепостном праве, в до и пореформенный период. Без знания отечественной  истории трудно понять русскую литературу, знание же литературы облегчит понимание истории, оживляя её образами, диалогами и красками.

Постижение произведений невозможно без того, чтобы слова не превратились в нашем сознании в зрительные образы или отвлеченные понятия. Вот спешит Евгений Онегин к умирающему дяде,  «летя в пыли на почтовых». А что означает строка: «…Стремглав по почте поскакал…»? Можно ли в наши дни «скакать по почте»? Что за управитель сообщил герою  о том, что «дядя при смерти в постели»? Что представляет собой усадьба дяди, штофные обои в его гостиной? Наконец – и это особенно важно, - что значат слова «… Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил…»? короче: что ни строфа – то загадки, большие и малые, а между тем весьма существенные для уяснения смысла повествования, времени действия, психологии героев.

Из этих частностей и складывается та неповторимая картина, которая позволяет нам наслаждаться художественным произведением, отчетливо видеть и понимать действие.

Содержание курса построено на интеграции отечественной истории и литературы. Знания представлены в виде конкретных понятий, не знакомых учащимся, но встречающихся в произведениях классиков. В курсе будут рассмотрены правила ведения хозяйства в ХIХ веке, организация бала, принципы дуэли, развитие и  значение театра в русском обществе XIX века,  мода и гадания.

Цель:

- актуализация процесса личностного и профессионального определения посредством знакомства с новыми понятиями, требующими исторических знаний.

- формирование знаний об отечественной истории для  лучшего восприятия произведениях классической литературы.

Задачи:

  1. Овладеть терминами и понятиями,  характерными для жизни русского общества в XIX веке.
  2. Использовать знания при прочтении  классических произведений и изложении прочитанного.
  3. Сформировать мотивацию выбора профиля дальнейшего обучения.

Методические принципы преподавания курса основаны на деятельностном  подходе к обучению. Методы, применяемые в интегрированном курсе:

  1. Работа с историческими и литературными источниками.
  2. Анализ прочитанного текста.
  3. Практические занятия с применением изученных терминов и понятий.
  4. Подведение итогов в виде представления: «Историческая и литературная гостиная».

Ожидаемые результаты: по окончании курса учащиеся должны свободно владеть лексикой, характерной для русского общества XIX века, использующейся в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других авторов ХIХ века, применять исторические и литературоведческие термины на уроках истории и литературы, учащиеся получат ориентир – мотивацию для дальнейшего определения в получении необходимых знаний.

Формы организации учебного процесса.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы.

Программа предусматривает в меньшей степени проведение традиционных занятий и чтение установочных лекций, максимально используется деятельностный подход:

- лабораторные занятия: погружение в исторический или художественный текст; работа с первоисточниками  и черновиками;

-  практические занятия: создание сценария бала, разработка тематического сценического, музыкального и видеоряда;  создание презентаций,  подбор и изготовление костюмов, оформление интерьера бального зала;

- репетиции: бальных танцев, инсценировок.

 

Итоговым занятием является общешкольный бал, где обучающиеся, максимально демонстрируют знания, умения и компетенции, полученные в рамках курса.

Эффектом данной программы становится погружение в культуру XIX  века, не только участников курса, но и значительной части обучающихся школы с 1 по 11 класс, их родителей и общественности посёлка.

Программа курса «Что непонятно у классиков или особенности русского общества в XIX веке»  - рассчитана на 44 часа  и предназначена учащимся предпрофильных   8-9   классов: 24 часа – 8 класс, 20 часов – 9 класс.

Срок реализации  - 2 года.

Содержание программы курса в 8 классе (24 часа)

1.  XIX век – век классицизма и романтизма (1/1 час)

Жизнь  русского общества в XIX веке. Хозяйство и быт. Дом. Освещение. Еда и напитки. Болезни и их лечение. Меры веса  и длины. Меры площади и объема жидкости. Температурная шкала. Деньги и ценные бумаги.

  1. Образование в России.(1/1 час)

История образования в России. Домашнее образование. Пансион. Гимназии. Лицеи. Реальные училища. Вузы.

  1. Балы XIX века. (2/2 часа)

Первые балы в России. Правила ведения балов. Особенности русского бала. Танцы. Музыка.

  1. Театр XIX века. (2/2 часа)

История возникновения театров в России. Драматургия XIX века. Спектакли. Актеры. Публика.

  1. Дуэль  в русском обществе. (2/2 часа)

История дуэли. Правила проведения. Причины дуэли. Изображение дуэли в литературе XIX века.

  1. Мода XIX века (2/2 часа)

Костюм и время. Мужские костюмы. Женская городская одежда. Мужская и женская крестьянская одежда. Детали туалета и прически. Бороды и усы.

  1. Итоговое занятие «Историческая и литературная гостиная» (2/2 часа)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

Вид занятия

1

XIX век – век классики и романтизма

1 /1

Слайдовая презентация

2

Образование в России. Домашнее образование. Пансион. Гимназии. Лицеи. Реальные училища. Вузы

1/1

Лекция

3

Балы XIX века. Правила ведения балов. Особенности русского бала. Танцы. Музыка.

2/2

Урок-семинар

4

Театр XIX века.

2/2

Лекция

5

Дуэль  в русском обществе

2/2

Сообщения

6

Мода XIX века

2/2

Лекция. Слайдовая презентация

    7

Итоговое занятие

2/2

«Историческая и литературная гостиная»

Содержание программы курса в 9 классе (20 часов)

1. Выбор темы бала.   (1/1 час)

Поиск знаменательных дат в истории России XIX века. Факты, события, личности.        

2. Изучение литературы о событиях XIX века. (2/2 часа)

Особенности написания сценария. Подбор литературных произведений и фильмов  по теме. Исторические очерки. Воспоминания современников.  

3.  Работа над сценарием.  (2/2 часа)

Написание сцен. Составление общего сценария. Подбор музыки и танцев

 4.  Работа над сценарием.  (1/1 час)

 Распределение ролей.   Ролевые прочтения.

5. Сценическое мастерство. (1/1 час)

Костюмы. Мимика. Жесты.

6. Корректировка сценария. Сценическое мастерство. (1/1 час)

7. Образовательное событие «Школьный бал» (2/2 часа)

№ п/п

Тема

Часы

Вид занятия

1

Выбор темы бала.  

1/1

Слайдовая презентация

2

Изучение литературы о событиях XIX века.

2/2

Работа с источниками

3

Работа над сценарием

2/2

Лекция, мастер-класс

4

Работа над сценарием

1/1

 Мастерская

5

Сценическое мастерство

1/1

Мастерская. Театральная студия

6

Корректировка сценария. Сценическое мастерство

1/1

Мастерская. Театральная студия.

    7

Школьный бал

2/2

 Образовательное событие

Лексика курса: курная изба, камин, боскетные залы, штофные обои, антресоли, курительные свечи, бюро, вольтеровские кресла, бержетка, помпадуры, козетка, канапе,  пенька, поставец, конторка, пюпитра, бостон, ломбер, холодильник, лучина, светец, сальная свеча, шандалы, жирандоль, гасильник, пальмовые свечи, лампа, петролеум, фотоген, сонетки. Огниво, трут, фосфорные и шведские спички, песочница, куверт, печатка, облатка, книжник, брегет, репетиция. Погребец, лабардан, тюря, консервы, сбитень, оршад. Горячка, лихорадка, падучая, разрыв сердца, гнилая горячка, желчная горячка. Чахотка, апоплексический удар, кондрашка, глошотная, антонов огонь, жаба, декокт, рожки, завал, спуск. Гросфатера, матрадур, монимаск, курант, «Данило Купор», мазурка, котильон, вальс, полонез, кадриль, контрданс, экосез, полька, фортепиано, клавикорд, клавир,  фисгармония, тапер, монопан, аристон, дирижер.

Фижмы, камзол, кафтан, фрак, вицмундир, сюртук. Пиджак, визитка, жакетка, архалук, бешмет, ермолка, скуфья, шлафрок, халат, венгерка, казакин, чекмень. Тужурка, панталоны, штрипки, рюши, жабо, фриза, пелерина, альмамива, епанчо, крылатка, размахайка, разлетайка, макинтош. Бекеша, рединготы, душегрейка, телогрейка, кацавейка, капот, салоп, бурнус,, роброн, ватерпуф, мантильки, канза, фальбала, плерезы, эшарп, чепец. Кушак, поддевка, сибирка, азям, армяк, зипун, сермяга, сарафан, панева, повойник, кокошник, кичка, шушун.

Список литературы и другие источники:

Федосюк Ю.А. «Что непонятно у классиков», М. – «Флинта», «Наука», 2002 г.,263 с.

Родина № 7,9

«Читаем, учимся, играем» №4,   2000г

 «Читаем, учимся играем »№2,   2007г

http://forum.xvid.ru

http://www.peoples.ru

http://www.persons-info.com

http://www.ljplus.ru

http://www.monar.ru

http://www.dokumentalka.ru

http://www.galereia.ru

http://www.termy.narod.ru

http://www.imj-fotki.yandex..ru

http://www.fashion.artix.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильный курс для учащихся 9-х классов « В мире юридических профессий»

В современное время существующая проблема правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая ...

Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов «Энергосбережение, природа и мы».

Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: сол...

Программа элективного предпрофильного курса для учащихся 9 класса « Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»

Элективный курс «Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»    «В Соединенном Королевстве принято так» (об Английских традициях) предназначен для п...

Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века.

Написана эта книга для того, чтобы облегчить восприятие русской классической литературы....

Предпрофильный курс для учащихся 8-9 классов "Графика"

Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов "Графика"....

ЧТО НЕПОНЯТНО У КЛАССИКОВ или ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО БЫТА XIX ВЕКА

Погружаясь в богатый и многообразный мир русской классической литературы, молодой человек, часто незаметно для себя, сталкивается с трудностями. Ее страницы, как на машине времени, переносят нас в дав...

Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века.

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие ма...