Главные вкладки

    Предпрофильный курс для учащихся 9-х классов « В мире юридических профессий»
    рабочая программа (право, 9 класс) по теме

    В современное время существующая проблема правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая позволит учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем. Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать модульные правовые курсы, которые не просто помогут сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности. Предпрофильная правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon predprofilnyy_kurs_po_pravu_9_klass.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предпрофильный курс для учащихся 9-х классов

    « В мире юридических профессий»

    Учитель Коробка Инна Ильинична

    МБОУ Ленинская СОШ

    Пояснительная записка

    В современное время существующая проблема правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая позволит учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.

    Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать модульные правовые курсы, которые не просто помогут сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности. Предпрофильная правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков.

    Начало ХХ1в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:

     практико-ориентированный  подход  в  изложении  содержания  выстроенных  правовых курсов;

     опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;

     формирование активной гражданской позиции личности;

     уважение к правам человека и нормам международного права;

     обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;

     решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.

    Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.

    Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование:

    - уважения к праву,

    - собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

    - компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

    Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

    способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

    коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

    систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков; конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

    Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. 

    Организация   предпрофильной   правовой   подготовки   школьников   основывается   на следующих исходных принципах:

    - педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

    - важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

    - необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

    целесообразна    вариативность    и    альтернативность    технологий    образовательной  деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку.

    Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

    Курс рассчитан на 17 учебных часов. Организацию предпрофильного правового  обучения целесообразно структуировать по отдельным проблемам (см. «Учебный план курса»).

    Учебный план курса

    № п/п

    Проблемы /темы курса/

    Кол-во

    часов

    1.

    Хочу быть юристом! Знакомство с профессией.

    1 час

    2.

    А судьи кто? Система судебной защиты прав личности.

    2 часа

    3.

    Адвокат: особенности профессии.

    2 часа

    4.

    Прокурор на страже закона.

    2 часа

    5.

    Деятельность нотариуса в мире права.

    2 часа

    6.

    Тайны следственной профессии.

    2 часа

    7.

    Учимся читать законы и составлять нужные документы.

    1 час

    8.

    Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.

    2 часа

    9.

    Как организовать свое дело. Право и бизнес.

    2 часа

    10.

    Почему я должен следовать закону? Итоговое занятие.

    1 час


    Всего:


    17 часов

    Программа курса « В мире юридических профессий»

    Тема 1. Хочу быть юристом. Знакомство с профессией. Разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе. Аспекты профессиональной деятельности юристов, адвокатов, судей, юрисконсультов, прокуроров, нотариусов, следователей, частных детективов.

    Тема 2. А судьи кто? Система судебной защиты  прав личности. Статус судей. Принципы правосудия: равенство перед законом, гласность, участие общественности. Суд – орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Виды судов, их компетенция. Областной, районные (городские) суды. Суд присяжных в составе областного суда. Служба судебных приставов.

    Тема 3. Адвокат: особенности профессии. Оказание квалифицированной юридической помощи. Обязанности адвоката. Случаи бесплатной юридической помощи.

    Тема 4. Прокурор на страже закона. Прокуратура – организация, осуществляющая надзор за соблюдением законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде.

    Тема 5. Деятельность нотариуса в мире права. Обязанности нотариуса. Нотариальные действия. Случаи, когда необходимо обратиться к нотариусу. Лица, совершающие нотариальные действия, в тех местах, где нет нотариуса.

    Тема 6. Тайны следственной профессии. Следственные подразделения органов внутренних дел. ОВД Ростовской области (милиция – криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия и т.д.) Особенности профессиональной деятельности следователей. История формирования профессии. Каким образом можно стать следователем. Кто может стать частным детективом. Приемы расследования преступлений.

    Тема 7. Учимся читать законы и составлять нужные документы. Правила юридической техники. Составные части закона, их структура. Важные документы в жизни человека: заявления, доверенности, аппелляционные жалобы и т.д.

    Тема 8. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.  Участники трудовых отношений: права и обязанности  работника. Трудовой договор. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Служба занятости Аксайского района.

    Тема 9. Как организовать свое дело. Право и бизнес.  Роль малого бизнеса в экономике  страны. Российские (и Ростовской области) предприниматели. Нормы гражданского законодательства в сфере бизнеса. Юридические основы российского предпринимательства и его формы. Правила делового общения. Договорные отношения. Выполнение обязательств.

    Тема 10. Почему я должен следовать закону? Итоговое занятие. Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности, наказуемости. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.). Система мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению в регионе.

    ЛИТЕРТУРА

    Основы правовых знаний: В 2 кн. :Учеб. Для 8-9 кл. Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская и др. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки     школьного книгоиздания.2002

    Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб.  пособие для 8-9 кл. РФПР. Московский городского фонд поддержки школьного книгоиздания.2002 -2002.

    Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний».8-9 кл.: Пособие для учителя. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2002

    Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002 5. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.2001.

    Певцова Е.А. Право.9 кл. М. РС.2001.

    Певцова Е.А.Книга учителю обществознания. М. РС.2002.

    Теоретические   и   методические   основы   преподавания   права   в   школе.   М   РФПР. Московский городской         фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002

    Комментарий к Гражданскому кодексу РФ.М.2002

    Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2002

     Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2002

    Комментарий к Административному кодексу РФ. М.2002.

    Комментарий к Семейному кодексу РФ.М.2002

    Учебно-тематический план курса


    п/п

    Темы

    Примерные виды деятельности

     учащихся

    Кол- во часов

    Формы

    контроля

    1.

    Хочу быть юристом! Знакомство с профессией.

    Минидоклады уч-ся о представителях юридических профессий и роли права в их жизни. Анализ документов о правах граждан. Решение проблемных ситуаций.

    1 час

    Эссе на тему: «Нужны ли обществу юристы?»

    2.

    А судьи кто? Система судебной защиты прав личности.

    Работа в группах с юридическими документами. Сообщения о деятельности суда присяжных и мировых судей. Деловая игра - суд.

    2 часа.

    Составление искового заявления по форме

    3.

    Адвокат: особенности профессии.

    Проигрывание модельных ситуаций, решение адвокатских задач. Сообщения о роли знаменитых  адвокатов в истории. Определение особенностей.

    2 часа.

    Составление зачетного листа: «Правовые конфликты и их решения»

    4.

    Прокурор на страже закона.

    Историческая характеристика  профессии. Выявление основных функций прокуратуры (анализ документов). Полномочия прокурора.

    2 часа

    Защита

     «Кодекса прокурора»

    5.

    Деятельность нотариуса в мире права.

    Знакомство с аспектами профессиональной деятельности нотариуса. Моделирование и решение ситуаций обращения к нотариусу.

    2 часа.

    Решение проблемных задач

    6.

    Тайны следственной профессии.

    Знакомство с историей  формирования профессии. Анализ деятельности «литературных сыщиков»           (Шерлока Холмса и др.) Приемы работы.

    2 часа.

    Индивидуальные сообщения по материалам СМИ

    7.

    Учимся читать законы и составлять нужные документы.

    Лабораторная работа с нормативно-правовыми актами, документами. Анализ структуры законов, правил юридической техники. Получение навыков составления важных документов.

    1 час

    Составить документ на выбор: заявление, доверенность, апелляционная жалоба и т.д.

    8.

    Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.

    Ролевые ситуации о взаимоотношениях между работниками и работодателями. Знакомство с извлечениями из ТК РФ.  Анализ вопосов устройства на работу, расторжения трудового договора, споров между участниками трудовых отношений.

    2 часа

    Примеры из СМИ по теме занятия.

    9.

    Как организовать свое дело.

    Групповая работа по составлению бизнес-плана. Подготовка сообщений о российских предпринимателях.

    2 часа

    Защита характеристики «Делового человека».

    Вариант: Реклама «малого бизнеса».

    10.

    Почему я должен следовать закону?

    Разработка системы мероприятий по профилактике и борьбе с преступностью.

    1 час

    Защита проекта по теме занятия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку обществознания "В мире юридической профессии"

    Презентацию можно применить как к уроку по предмету обществознание, так и для проведения классного часа "В мире профессиий". В презентации говорится о профессии - юрист....

    Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов «Энергосбережение, природа и мы».

    Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: сол...

    Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов

    "Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов...

    Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.

    В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...

    Программа элективного предпрофильного курса для учащихся 9 класса « Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»

    Элективный курс «Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»    «В Соединенном Королевстве принято так» (об Английских традициях) предназначен для п...

    Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

    Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

    Предпрофильный курс для учащихся 8-9 классов "Графика"

    Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов "Графика"....