Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему

В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чувство толерантности у  подрастающих жителей нашего города. Программа курса дает возможность реализовывать положения концепции духовно-нравственного развития личности и воспитания активной жизненной позиции юных жителей Петербурга - граждан РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs3.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ № 94

                                      УТВЕРЖДЕНО

                           ИО Директора школы № 94

                           ____________ М.Н. Романенко

                           _____________2013 г.

                           Протокол педсовета № ___

                           от _____________

Программа

Краеведение

(учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов, 17 часов)

(Новая редакция)

                                                                                                           Автор программы,

                                                                                                           учитель географии

                                                                                                           _____________Т. М. Печенина

                                                                                                           _____________2013 г.

Санкт-Петербург

2013 г.


Аннотация

В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чувство толерантности у  подрастающих жителей нашего города. Программа курса дает возможность реализовывать положения концепции духовно-нравственного развития личности и воспитания активной жизненной позиции юных жителей Петербурга - граждан РФ.

Элективный курс «Краеведение» разработан с учетом требований  ФГОС  на основе общеобразовательной базовой программы курса «География населения и хозяйства России» для учащихся 9-х классов. Содержание курса  направлено на то, чтобы позволить учащимся осознать уникальность Выборгского района города Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга в целом и Ленинградской области.

Курс должен способствовать пониманию важности изучения географии своего края, позволит проникнуться гордостью за экономическую значимость и культурное наследие своего края. Программа курса позволяет формировать и развивать  у  учащихся универсальные учебные действия: практические навыки в решении учебных задач, навыки логического мышления, публичных выступлений, умения сопоставлять разные источники  информации, делать выводы, прогнозировать развитие природных, экономических  и социальных процессов, обосновывать свою точку зрения, умения организовывать учебное сотрудничество на разных уровнях

Через метопредметные связи  курс «Краеведения» позволяет сформировать у учащихся образ своей Родины во всем его многообразии и целостности, на основе комплексного подхода – природа, население, хозяйство. Данный курс предполагает работу с различными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу учащихся, что позволяет активизировать их творческие способности, умение пользоваться знаниями, полученными при изучении других предметов. Все это будет способствовать реализации задач обучения географии, заложенных в проводящейся реформе школьного образования.

Курс «Краеведение» имеет значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для учащихся разных профилей обучения.


Пояснительная записка

Курс «Краеведение» разработан А.В. Даринским и И.В. Асеевой. Данный курс является дополнением базового курса «География России» и рассчитан на изучение в 9-м классе.

Базовый вариант программы курса представлен в сборнике «Примерные программы краеведческих курсов для средних школ Санкт-Петербурга», издания Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1995г. Базовый вариант программы рассчитан на 17 часов и перегружен по содержанию, что вызвало необходимость его коррекции по структуре и содержанию.

Курс разделен на 5 блоков в соответствии с принципом постепенной детализации географических сведений:

I. Введение – 2 часа;

II. Общая характеристика природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 4 часа.

III. География Санкт-Петербурга — 4 часа

IV. Население, хозяйство, ландшафты Ленинградской области — 4 часа.

V. Выборгский район Санкт-Петербурга — 3 часа.

Главные задачи курса состоят в том, чтобы научить учащихся выявлять:

- особенности физико- и экономико-географического положения;

- основные этапы заселения территории;

- численность, состав, размещение, традиции населения;

- важнейшие физико-географические объекты, их положение на карте и особенности;

- национальные парки, заповедники, их размещение, особенности;

- главные отрасли хозяйства, их сырьевую и энергетическую базу, экономические связи и размещение;

- важнейшие памятники истории, архитектуры;

- административное деление;

- основные административные и культурные центры Ленинградской области;

- главные источники загрязнения окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать влияние природы, историко-географических условий на заселение,

особенности населения и освоение территории;

- объяснять особенности природы в её развитии;

- анализировать демографические особенности и размещение населения;

- объяснять особенности развития и размещения хозяйства;

- устанавливать связи в системе «природа-хозяйство»;

- устанавливать связь экологических, экономических и социальных проблем;

- анализировать экологическую ситуацию в районе, городе, области;

- ориентироваться по плану города Санкт-Петербурга;

- характеризовать районы Санкт-Петербурга; ландшафты Ленинградской области,

объяснять изменения под влиянием антропологического фактора.


  1. ВВЕДЕНИЕ – 2 часа.

1. Заселение Северо-Западной России. Древние племена и народы. Их занятия, этнографические особенности в условиях природных ландшафтов Северо-Запада.

Основание Санкт-Петербурга и его роль в развитии Северо-Запада России.

Географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Влияние географического положения на особенность природы и хозяйства.

2. Герб города. Санкт-Петербург – колыбель отечественной географической науки. Географические экспедиции из города на Неве. Российское географическое общество.

Практическая работа

Характеристика и оценка географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – 4 часа

1. Рельеф и полезные ископаемые.

Геологическое прошлое. Этапы геологической истории. Силурийское плато. Глинт. Геологическая карта области. Характер и география пород, слагающих территорию. Оледенение, ледниковые формы рельефа. Особенности рельефа разных частей Ленинградской области. Рельеф Карельского перешейка. Ижорская и Вепсовская возвышенность. Невская низменность.

Рельеф Санкт-Петербурга.

Оценка рельефа для сельскохозяйственного освоения. Опасные явления.

Полезные ископаемые: фосфориты, сланцы, строительные материалы, их география и условия использования.

Практическая работа

Нанесение месторождений полезных ископаемых на контурную карту.

2. Климат и внутренние воды СПб и Ленинградской области – 1 час.

Тип климата, связь с климатообразующими факторами. Погодные условия по сезонам года, их хозяйственная оценка (ритмы сельскохозяйственных работ; состояние дорог и др.).

3. Внутренние воды – 1 час.

Ладожское, Онежское озеро, особенности происхождения, характер берегов, ледовый режим. Проблемы загрязнения. Реки области, особенности питания и режима, характер течения, опасные явления. Значение внутренних вод в истории заселения и освоения территории.

Река Нева, ее происхождение, длина. Характер течения. Ширина и глубина реки Невы в пределах Санкт-Петербурга. Наводнения, их причины и последствия. Строительные дамбы, экологическая характеристика р. Невы.

Практические работы

1. Объяснить физико-географические особенности рек Ленинградской области в зависимости от рельефа и климата и возможности их использования человеком.

2. Дискуссия: дамба - зло или добро для СПб.

  1. ГЕОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – 4 часа.

1. План города и его окрестностей. Административное деление города. Старые и новые районы города. Города и поселки, входящие в состав Санкт-Петербурга.

2. Особенности пригородных районов Санкт-Петербурга.

3. Население.

Динамика численности населения, ее причины. Половозрастной состав населения, продолжительность жизни. Демографическая ситуация. Национальный состав. Различия в плотности населения Санкт-Петербурга. Трудовые ресурсы, образовательный уровень, занятость по отраслям. Потребность города в трудовых ресурсах. Социальные проблемы города.

4. Хозяйство.

Структура хозяйства, связь с историко-географическими особенностями. Научно-производственный потенциал. Подготовка кадров. Машиностроение. Химическая промышленность. Строительство и промышленность строительных материалов.

Энергетическое хозяйство. Военная промышленность города, задачи конверсии. Социальный комплекс. Пищевая промышленность. СПб – крупный транспортный узел.

Практические работы

1. Используя статистический материал, охарактеризовать демографический потенциал города, сформулировать социально-экономические проблемы.

2. Нанести на контурную карту районы города (в т.ч. города, входящие административно в СПб).

3. Семинар: современные структурные изменения хозяйства города, их причины и особенности.

  1. НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО И ЛАНДШАФТЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – 4 часа.

1. Административное деление. Особенности демографии, естественный прирост и миграция населения. Географические особенности размещения населения, населенных пунктов. Трудовые ресурсы. Возрождение народных промыслов, традиций.

2. География отраслей сельского хозяйства и промышленности. Продовольственное обеспечение Санкт-Петербурга и области. Негативные последствия химизации сельского хозяйства. Основные загрязнители окружающей среды. Меры по охране. Транспортное обеспечение.

3. Ландшафты области: Северный, Центральный, Юго-Западный, Восточный и Северо-Восточный.

Заповедники, заказники. Геологические и культурные памятники.

Практические работы

1. На основе источников географической информации объяснить особенности хозяйственного освоения одного из ландшафтов области.

2. Семинар: экономические связи области и Санкт-Петербурга. Или разработка  проекта «Ленинградская область и СПб в 21 веке

  1. ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – 3 часа.

План района, особенности планировки. Население. Особенности экономики и городского хозяйства. Оценка экологического состояния.

Экскурсии: по своему району, по одному из пригородных районов.

Или разработка проекта «Выборгский район в 21 веке»


                                                    Литература

1. С.В. Васильев, Т.В. Васильева, О.В. Гаврилов и др. «География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Издательство Московского университета, М. 2004 г.

2. Д.П.Финаров, С.П. Семенов. «География Санкт-Петербурга и области». Издательство «Специальная литература», СПб, 2000г.

3. Т.И. Миронова, Э.И. Слепян. «Природа Ленинградской области». Лениздат, 1983 г.

4. М.Д. Свидерская, В.М. Храбрый. «Сохраним для потомков», Лениздат, 1985 г.

5. А.В. Даринский. «Районы города Санкт-Петербурга». Издательство ЭКАМ, СПб, 2000 г.

6. Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. СПб картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 2001.

7. А.Н. Афанасьев. Петербургский дневник 1996-2003. Интерпресс, 2004.

8. Г.П. Лемещук. Из города на Неве. Лениздат, 1984.

9. А.Л.Лобанов, В.А.Кривохатский. Красная книга природы Санкт-Петербурга. Изд. «Профессионал», 2004.

10. Интернет-сайт    www.eisspd.narod.ru.

11. Интернет-сайт    www.sablino.ru

12. Е. Л. Александрова "Парголово - Parkala", Изд. Гйоль, 2013

13. Санкт-Петербург. Путеводитель. Изд. Галерея 2008

14. Интернет-сайт  www.st-petersburg.ru

15. Интернет-сайт  www.walkspb.ru/


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Всего часов

В том числе:

Контроль

Лекции

Семинары, дискуссии

Практические работы

Экскурсии

1

Введение

2

1,5

0,5

Тест, практическая работа

2

Общая характеристика природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

3

1,5

1

0,5

Практическая работа, дискуссия

3

География Санкт-Петербурга

4

2

1

1

Практические работы, тест, круглый стол

4

Население, хозяйство и ландшафты Ленинградской области

4

2,5

1

0,5

Практическая работа, тест, круглый стол

5

Выборгский район Санкт-Петербурга

3

1

2

Творческая работа, круглый стол



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"

Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Вода - как много тайн хранит она"

Рабочая программа для занятий на уроках предпрофильной подготовки по химии в 9 классе....

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Химические элементы - путешественники"

Рабочая программа элективного курса для занятий на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

Программа курса предпрофильной подготовки "Моя профессия - химик" - 9 класс

В презентации представлена программа курса предпрофильной подготовки. Определены цели и задачи курса, приведена тематика каждого занятия....

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда"

Программа позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального тру...