Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда"
рабочая программа по психологии на тему

Программа позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Программа предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов

«Твой компас на рынке труда»

                                                                           

Разработал: педагог-психолог

                                                     МБОУ «СОШ № 5»

                                                                          Плеханов В.Ю.

Нефтеюганск, 2012

Пояснительная записка

        Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Примерный перечень формируемых знаний и умений 

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Что такое профессиональная ориентация.

1

беседа

2

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

1

беседа

3

Многообразие мира профессий

1

деловая игра

4

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

игра

5-6

Выбор профессии и профессиональные способности

2

беседа

7-8

Рынок труда

2

беседа, встреча с представителями центра занятости г. Нефтеюганска

9

Профессиональное образование

1

деловая игра, диспут

10

Планирование своего профессионального будущего

1

беседа

11

Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО

1

практикум

12-13

Встреча с представителями учебных заведений

2

встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа

14

Введение в  проблему профессионального самоопределения

1

тренинг

15

Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей

1

диагностика

16

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

тренинг

17

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

диагностика, беседа, деловая игра

18

Мои жизненные ценности и профессия

1

тренинг

19

Характеристика списка дефицитных профессий.

1

презентация, беседа, диспут

20

Характеристика списка особо опасных профессий

1

презентация, беседа, диспут

21

Характеристика списка новых профессий

1

презентация, беседа, диспут

22

Мир новых профессий

1

тренинг

23

Высшие учебные заведения России

1

практикум

24

Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.  

1

диагностика

25

Планы на будущее

1

тренинг

26

Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости

1

диагностика, беседа, деловая игра

27

Профессиональная злелость

1

тренинг

28-35

Экскурсии

8

взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями

Итого

35

Содержание программы

  1. Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.

                Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?

  1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие и профессии новые. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

  1. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

  1. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессиональные склонности и профессиональные способности.

5-6. Выбор профессии и профессиональные способности – 2 ч.

                Как определить свои профессиональные способности - пособие по самотестированию. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.

Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности?

7-8. Рынок труда - 2ч.

                Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

  1. Профессиональное образование - 1ч.

                Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?

  1. Планирование своего профессионального будущего - 1ч.

                Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.

Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели.

  1. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.

Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

  1. Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.

                Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового колледжа».

14. Тренинг «Введение в  проблему профессионального самоопределения» - 1ч.

                Самопрезентация. Психологическая суть профессионального самоопределения. Техники «Составление информационной карты» и «Невербальное общение». Рефлексия.

15. Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей - 1ч.

                Диагностика: Тест Д.Голланда (определение типа личности); Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

16. Эмоциональное отношение к выбору профессии - 1ч.

                Приветствие. Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.

17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 1ч.

        Понятие и определение уровня интеллектуальных способностей. Влияние интеллектуальных способностей на успешность в профессиональных сферах жизнедеятельности.

18. Мои жизненные ценности и профессия - 1ч.

                Приветствие. Упражнения: «Отдел кадров», «Мои ценности»,  «Мои цели». Рефлексия

19. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

        Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

20. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

        Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

21. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

        Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

22. Мир новых профессий - 1ч.

                Приветствие. Упражнения «Профессиограммы», «Профсоюз». Рефлексия.

23. Высшие учебные заведения России - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

24. Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.  

                Диагностика: методика  «Ориентир» И.Л. Соломина (выявление направленности человека на ту или иную группу профессий, составление карты профессий, информация о состоянии рынка вакансий).

25. Планы на будущее.

                Приветствие. Упражнения: «Я через 10 лет», «Мой товарищи через 10 лет». Рефлексия

26. Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости.

                Диагностика: «Анкета профи». Деловая игра «Профессиональная карьера». Трудности неопределённости в профессиональной направленности.

27. Профессиональная зрелость

                Приветствие. Упражнения: «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Рефлексия

28-35. Экскурсии.


Литература для учителя

  1. Бендюков        М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда,- Санкт-Петербург.,

2000.

  1. Методика        преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.
  2. Воробьев        A.M. тренинг интеллекта. - М., 1989.
  3. Дидактические        материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.
  4. Климов        Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
  5. Климов        Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,

1996.

  1. Коломинский        Я.Л. беседы о тайнах психики.4- Минск, 1990.
  2. Кабаков        B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения.-Л., 1990.
  3. Методика        диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.
  4. Мир профессий: В 6т. - М., 1985-1989.

Л Г. Переход к рынку: концепция и программа. - М., 1990.

  1. Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.
  2. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управления. - М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Образовательная программа предпофильной подготовки рассчитана на учащихся 8 класса.Количество часов, отводимых на изучение физики мало, поэтому зачастую учащиеся, выбирая в 10 классе физико-математиче...

Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.

В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов "Мой выбор"

Программа предпрофильной подготовки «Мой выбор» имеет психолого-педагогическую направленность. Идея создания программы заключается, прежде всего, в том, чтобы:1) помочь учащимся избежать ошибок в выбо...