Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов
календарно-тематическое планирование по технологии по теме

Гоф Татьяна Юрьевна

 

Пояснительная записка

 

Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотупцева, 2005г. стр. 219.

Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.

Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи курса:

  • Способствовать  профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
  • Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
  • Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и  конкуренции на рынке труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofelnyy_kurs_ya_v_mire_professiy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Авторизованная программа

предпрофильной  подготовки профориентационного

курса  «Я в мире профессий».

Для учащихся 9 классов

Учитель: Гоф Татьяна Юрьевна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотупцева, 2005г. стр. 219.

Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.

Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи курса:

  1. Способствовать  профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
  2. Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
  3. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
  4. Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и  конкуренции на рынке труда.

Реализация данного курса осуществляется с помощью учебников «Технология», автор- В.Д. Симоненко, Москва 2007год.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий  различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Примерный перечень формируемых знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

  1. Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
  2. Правила выбора профессии;
  3. Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  4. Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических  и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
  5. Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере , интеллектуальных способностях, стилях общения;
  6. Значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  2. О современных формах и методах организации труда;
  3. О предпринимательстве;
  4. О рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  1. Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
  2. Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
  3. Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  4. Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  5. Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Основное содержание

Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии – 13 часов.

  1. Внутренний мир человека и система представлений о себе – 3 часа.

          Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

  1. Секреты выбора профессии – 6 ч.

Правила выбора профессии «хочу» -  «могу» - «надо».  Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности  и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.

1.3   Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности                -2ч.

        Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их  функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.

  1.    Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 2ч.

         Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.

Раздел II. Мир профессий и труда – 21час.

  1. Профессиональная пригодность – 2ч.

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда.

2.2  Здоровье и выбор профессии – 2 ч.

        Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

  1.   Многообразие мира профессий – 4ч.

Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность – качество современного работника.

2.4  Анализ профессий – 6ч.

Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы.  Формула профессии.

2.5  Рынок труда и его требования к профессионалу – 2ч.

       Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.

2.6  Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений -3ч.

        Пути получения профессии. Система профессионально – технического образования. ПЛ. и ПУ условия приёма и обучения в них.

        Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов.  Понятие о профессиональной карьере.

  1. Профессиональная проба -2ч.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).


п/п

Название темы

Кол-во

часов

Примерные сроки

Приме-чание

I

Образ «Я» и выбор профессии

13

1

Смысл и цель жизни человека

1

2

Внутренний мир человека

1

3

Система представлений о себе

1

4

Правила выбора профессии

1

5

Ошибки при выборе профессии

1

6

Профессиональные интересы

1

7

Профессиональные склонности, способности

1

8

Профессиональные намерения

1

9

Самовоспитание и выбор профессии

1

10

Св-ва нервной системы в проф. деятельности

1

11

Значение темперамента в проф. самоопределении

1

12

Психические процессы и их роль в проф. самоопр.

1

13

Роль внимания и мышления в проф. самоопредел.

1

II

Мир профессий и труда

21

14

Профессиональный план

1

15

Профессиональная пригодность

1

16

Здоровье и профессия

1

17

Характеристики здоровья  человека

1

18

Труд как потребность человеческой жизни

1

19

Социальные проблемы труда

1

20

Знакомство с профессиями района

1

21

Сознательность и самостоятельность выбора проф.

1

22

Общий обзор классификации

1

23

Типы профессий

1

24

Классы профессий

1

25

Отделы и группы профессий

1

26

Профессиограмма профессий.

1

27

Формула профессии

1

28

Понятия  «менеджмент» и «маркетинг»

1

29

Рынок труда и безработица

1

30

Пути получения профессии

1

31

Знакомство с учебными  завед. Усть-Лабинска

1

32

Навыки самопрезентации

1

33

Профессиональная проба

1

34

Уточнение профессиональных интересов

1

                                                                              итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...

Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой

Образовательная программа «Информатика и ИКТ»  ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики  и ИКТ для подготовки  к сдаче единого государственного экзамена....

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Программа профориентационного курса "Я и моя профессия"

Программа  курса направлена на формирование первичного профессионального плана у учащихся....

Занятие по теме "Профессия" профориентационного курса " Я и моя профессия"

Материал презентации направлен на формирование теоретических представлений и понятий,связанных с миром профессий,активизацию умственной деятельности учащихся....

Рабочая программа внеурочного профориентационного курса "В мире профессий"

Рабачая программа может быть использована педагогом для проведения внеурочных занятий и классных часов по профориентации в 5 - 7 классах (с целью ознакомления с различными профессиями)...

Рабочая программа по факультативному курсу «Психология и выбор профессии» для 10 класса

Программа «Психология и выбор профессии» разработана на основе учебно-методического пособия для психологов и педагогов «Психология и выбор профессии»/под ред. Резапкиной Г. В.,...