Программа профориентационного курса "Я и моя профессия"
методическая разработка по психологии (8, 9 класс) по теме

Потапова Ия Викторовна

Программа  курса направлена на формирование первичного профессионального плана у учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа психолого-педагогического курса по профессиональной ориентации старшеклассников «Я и моя профессия» Составители: педагоги-психологи МОУ СОШ №9 Пудова Е.М. Потапова И.В.

Слайд 2

Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей должен сопутствовать успех Дж.Рескин

Слайд 3

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели содержания школьного образования: Формирование самостоятельной ответственной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда . Социализация личности школьников Индивидуализация обучения Предпрофильная подготовка Профилизация Обучения 2 ступень 1 ступень

Слайд 4

Комплексная модель психолого - педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. Цели: - поддержать подростков в его профессиональном выборе; - обеспечить реализацию перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Предметом психолого-педагогического воздействия является целостное становление личности.

Слайд 5

Предпрофильная подготовка I . Пропедевтический этап 8кл.; Психолого - педагогический мониторинг II . Основной этап 9кл.; Апробация курса по профессиональной ориентации учащихся «Я и моя профессия» III . Завершающий этап окончание 9кл. Разработка механизма индивидуальной траектории профессионализации Курс «Я и моя профессия» в системе предпрофильной подготовки

Слайд 6

Цели курса «Я и моя профессия» : Анализ и оценка профессиональной направленности подростков исходя из устойчивых личностных и психофизиологических характеристик с целью формирования самостоятельной социально-адаптированной личности; Оказание психолого-педагогической помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

Слайд 7

Задачи курса «Я и моя профессия» : Повышение уровня профессиональной компетентности учащихся; Изучение индивидуальных и психологических особенностей личности учащихся с целью личностного развития и профессионального самоопределения; Формирование у старшеклассников способности соотнесения своих индивидуально-психологических особенностей с требованиями выбираемой профессии через разработку индивидуальной траектории профессионализации; Формирование первичного профессионального плана.

Слайд 8

«Хочу», «могу», «надо» Структура курса 34часа Мир профессий ( I часть) Профессионально просвещение Потенциал моего «Я» ( II часть) Самопознание Моя профессия ( III часть) Сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии

Слайд 9

Ожидаемые результаты: Учащиеся могут: -знать свои способности и возможности; -знать основные правила выбора профессии; -владеть основными понятиями в вопросах профориентации; -иметь представление об основных индивидуально психологических особенностях личности;

Слайд 10

Учащиеся могут уметь: -адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии -ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями; -составлять личный профессиональный план;

Слайд 11

Методическое обеспечение. -Методика выявления социальной зрелости выпускников; -Анкета по профильной ориентации; -Тест Айзенка (выявление типа темперамента) -Тест « Исследование автономности и зависимости в учебной деятельности; -Методика « Карта интересов»; -Методика « Карта склонностей»; - ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова) -ОПП (опросник профессиональных предпочтений Л.Н. Кабанова) -ШТУР (школьный тест умственного развития); -Тест-опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши;

Слайд 12

групповые и индивидуальные консультации с учащимися и их родителями, педагогами ролевые игры и упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации Круглый стол « Защита личного Профессионального плана» цикл занятий совместно с ГУ Центра занятости населения г. Вилючинска «Ярмарка профессий» уроки с элементами тренинга Формы и методы работы

Слайд 13

Практическая направленность курса : -Широкое использование среди разных возрастных групп старших школьников ( с 8 по 11 классы ); -Частично или полностью возможно использование в работе всех участников психолого – педагогического сопровождения ( психологи, классные руководители, соц. педагоги );

Слайд 14

Новизна курса : Разработаны индивидуальные карты профессионального и учебного профиля для создания целостной картины потребностей , возможностей старших подростков и пути их реализации в профессиональном и личностном становлении.

Слайд 17

Результативность усвоения курса по итогам 2005-2006 учебного года учащихся 9-х классов (65 человек) Осведомленность о мире профессий Вопрос: Оцени свой уровень осведомленности о мире профессий? а) высокий б) средний в) низкий

Слайд 18

Оценка потенциала своего «Я» Вопрос: Знаешь ли ты особенности своей личности, способности и возможности ? а) да б) частично в) нет

Слайд 19

Возможность практического применения полученных знаний Вопрос: Как ты считаешь, пригодятся ли знания профориентационного курса в выборе будущей профессии и дальнейшей жизни ? а) да б) не уверен в) нет

Слайд 20

Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо ещё и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить. А. Франс

Слайд 21

Благодарим за внимание



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КУРС ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ « Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Актуальность психологического сопровождения профилизации обучения

 Важнейшая задача школы- формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того ,чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут и где будут работать.

Концепция модернизации российского образования  так определяет социальные требования к системе российского образования : «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные ,предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия ,способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Исходя из концепции модернизации российского образования, определены приоритетные цели – обеспечение высокого качества образования и формирование  самостоятельной ответственной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Одним из важнейших составляющих компонентов модернизации содержания школьного образования является создание «системы  специализированной подготовки ( профильность обучения)  в старших классах общеобразовательной школы , ориентированной на индивидуализацию обучения и обеспечения сознательного выбора учащимися  будущей профессии с учетом потребностей рынка труда». Профильная ориентация способствует « созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному  самоопределению в целом».

Масштабность  задачи перехода на профильное обучение требует применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения.

По содержанию  такая модель должна будет не просто поддержать подростков в его профессиональном выборе , но и обеспечить формирование способности личности самостоятельно и осознано планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Предметом психолого-педагогического воздействия  является целостное становление личности.

В условиях модернизации образования необходимо уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения. Здесь необходима определенная система предпрофильной подготовки. Старшим  подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение , т.е. быть готовым к выбору профиля обучения в 10 классе ,а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы. Учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Выбор профиля предопределяет профессиональный выбор учащихся. Важную роль в этом играет организация системы психолого-педагогической поддержки.

Психологическое сопровождение выбора дальнейшего образовательного и профессионального пути должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым  и юношеским возрастами. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.  Таким образом, необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена внутренними причинами –  личной потребностью каждого молодого человека, найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Но подросток этого возраста ,как  правило ,еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы : не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

Для эффективного личностного  становления учащимся 9-х классов необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном выборе дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

Таким образом главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связаны с профориентацией , с тем ,чтобы  способствовать профессиональному самоопределению,  дальнейшему раскрытию и реализации личности каждого подростка.

Актуальность проблемы определила разработку программы курса « Я и моя профессия» и обозначила цель дальнейшей работы  в рамках профилизации обучения.

Цель: Анализ и оценка профессиональной направленности подростков исходя из устойчивых личностных и психофизиологических характеристик с целью формирования самостоятельной социально-адаптированной личности. Оказание психолого-педагогической помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

Для реализации цели были поставлены задачи.

Задачи:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности учащихся ,через усвоение всесторонних знаний по проблемам выбора профессии: о мире профессий, о потребностях рынка труда в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития.

2. Изучение индивидуальных и психологических особенностей личности учащихся, выявление познавательных интересов, определение уровня развития общих способностей и индивидуального стиля познавательной деятельности исходя из структуры интеллекта. Предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций,  с целью личностного развития и профессионального самоопределения.

3. Формирование у старшеклассников способности соотнесения своих индивидуально-психологических особенностей с требованиями выбираемой профессии через разработку индивидуальной траектории профессионализации:

-определение уровня сформированности представлений о профессии;

-выявление уровня развития профессиональной мотивации;

-выявление ближайших и перспективных жизненных планов  и профессиональных намерений;

-соотнесение своих возможностей (Я-реальное) с предполагаемой профессией;

4. Формирование первичного профессионального плана и оптимистического отношения к своему профессиональному будущему. Превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии.

Структура курса :

Данный курс состоит из 3-х частей и нацеливает на изучение трех сторон профориентационного выбора : «хочу», «могу», «надо».

Данный курс  включает 34 занятия.

Первая часть «Мир профессий» содержит профессиональное просвещение, получение знаний о мире профессий и о требованиях ,предъявляемых данной профессией к человеку.

Цель: Актуализация проблемы профессионального самоопределения. Активизация процесса осмысления выбора профессии учащимися .

Задачи:

-Повысить информированность учащихся о мире профессий;

-Нацелить учащихся на осознанный мотивированный выбор профессии через полученные теоретические и практические знания;

-Обозначить  важность и значимость проблемы профессионального выбора;

Вторая часть « Потенциал моего Я» включает самопознание  своих индивидуально-психологических особенностей ,интересов, сильных и слабых сторон личности. Изучается уровень притязания личности –«хочу» и «могу».

Цель: Активизация процесса самопознания  и осознания профессиональных предпочтений, необходимых для самостоятельного и мотивированного принятия решения  выбора профессии. Актуализировать значимость знаний собственных личностных особенностей в профессиональном и жизненном становлении.

Задачи:

-Исследование индивидуальных и психологических особенностей личности учащихся ;

-Исследование познавательной и профессиональной направленности личности учащихся;

-Нацелить учащихся на применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего;

Третья часть  «Моя профессия» содержит сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии. В этой части происходит соотношение тезиса «надо» с сопоставлением «Я» –идеального и «Я»-реального.

Цель: Формирование личностной  готовности к первичному профессиональному  самоопределению ,а именно к выбору профиля обучения в старшей школе ,выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

Задачи:

-Формирование способности у учащихся анализировать и соотносить  свои индивидуальные качества  в соответствии с профессиональным выбором.

- Повысить готовность учащихся  выделять приоритеты при планировании профессиональных  перспектив и соотносить свои профессиональные цели и возможности

По завершении изучения курса  учащиеся должны:

-знать свои способности и возможности;

-знать основные правила выбора профессии;

-владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

-иметь представление об основных индивидуально психологических особенностях личности;

 Учащиеся должны уметь:

-адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии

-ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;

-составлять личный профессиональный план;


Ожидаемые результаты:

1.Актуализация процесса профильного и личностного самоопределения.

2.Повышение самооценки старшеклассников.

3.Коррекция эмоционального поведения учащихся.

4.Овладение навыками самопрезентации, что будет способствовать успешной социализации и профессиональной адаптации.

5.Активизация социальной позиции.

Методическое обеспечение , методы и формы работы.

В работе по профориентационному курсу используются психодиагностические  

методики , тесты –опросники, анкеты:

-Методика выявления социальной зрелости выпускников;

-Анкета по профильной ориентации;

-Тест Айзенка (выявление типа темперамента)

-Тест « Исследование автономности и зависимости в учебной деятельности;

-Методика « Карта интересов»;

-Методика « Карта склонностей»;

- ДДО (дифференциально-диагностический опросник  Е.А. Климова)

-ОПП (опросник  профессиональных предпочтений  Л.Н. Кабанова)

-ШТУР (школьный тест умственного развития);

-Тест-опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши;

-Опросник типа мышления;

Предполагается  вариативность  использования  психодиагностических методик в исследовании личностных особенностей и профессиональной направленности или дополнительных  методик  для повышения мотивации к курсу  (например,  методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой, тест Басса- Дарки в адаптации Цукерман  «Эмоции», исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; методика Казанцевой «Изучение отношения к уч. предметам и учению» и др.)

Программа курса предусматривает различные формы и методы  работы :

-традиционный урок, где происходит знакомство с необходимым теоретическим      материалом;

-уроки с элементами тренинга;

-«Ярмарка профессий»,встречи с представителями областного и городского  начального профессионального, среднего и высшего специального профессионального  образования на базе ГУ Центра занятости населения г. Вилючинска;

-Круглый стол  « Защита личного профессионального плана»;

-ролевые игры и упражнения, активизирующие  самопознание и рефлексию;

-цикл занятий совместно с  ГУ Центра занятости населения г. Вилючинска по исследованию профессиональной направленности учащихся.;

-дискуссии ;

-беседы;

-ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации;

- групповые и индивидуальные консультации с учащимися и их родителями, педагогами ;

Адресат : учащиеся 9-х классов

Практическая направленность и новизна программы.

Программа « Я и моя профессия»  нацелена на осуществление психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и становления личности школьника. Профессиональное самоопределение становится одним из главных механизмов развития личности  и результатом этого развития.

 Личностное развитие в процессе профессионального самоопределения  является длительным и сложным  процессом и продолжается в период юношества . Это определяет возможность широкого использования программы   среди разных возрастных групп

( старшие подростки и юношество). Программа может быть применима   в 8-х , 9-х, 10-х, 11-х классах.

Данная программа ,частично или полностью может   использоваться в работе всех участников психолого-педагогического сопровождения предпрофильного  и профильного обучения( психологи, кл. руководители, социальный педагог) для реализации целей предпрофильной и профильной подготовки  , профориентационной работы .

Курс « Я и моя профессия» способствует повышению информированности и расширению знаний школьников  о мире профессий и его особенностях . Предоставляет  учащимся возможность для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типов мышления, интеллектуального потенциала, потребностей ,ценностных ориентаций т. д. Это  позволяет подготовить учащихся  к составлению первичного профессионального плана, индивидуальной траектории профессионализации и формирования оптимистического отношения к своему профессиональному будущему.

Для  оказания помощи учащимся в систематизации и обобщении знаний по курсу «Я и моя профессия»   и в целенаправленном их использовании при реализации  собственных потребностей в профессиональном и жизненном становлении авторами были разработаны индивидуальные карты профессионального и учебного профиля.

При завершении курса учащимся заполняется  индивидуальная  карта «Профориентационный профиль» . Работа учащихся с картой предполагает определение степени соответствия учащегося  выбранной  профессии и профиля обучения через выявление профессиональных интересов и способностей, личностных особенностей, интеллектуального уровня и состояния здоровья и  уровня сформированности  личного  профессионального плана , а также рекомендаций по выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

Практическими результатами работы  являются: профессиограмма  выбранной профессии (составляется учащимся ), карта «Профориентационный профиль ( совместная работа учащегося и психолога), карта « Учебного профиля» ( заполняется  кл. руководителем). Полученные результаты  помогают создать целостную картину  потребностей , возможностей старших подростков и пути их реализации в профессиональном  и личностном становлении.


Тематическое планирование курса « Я и моя профессия»

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

Мир профессий

13ч

I .1.

Выбирая профессию, выбираем образ жизни.

1ч.

I .2.

Профессиональное самоопределение молодежи.

I .3.

Мотивы и условия выбора профессии.

I .4.

Ошибки выбора профессии

1ч.

I .5.

Что такое профессия.

I .6.

Классификация и типология профессий

I .7.

Профессиональная пригодность

I .8

Специфические профессионально-важные качества для разных типов профессий

I .9

Профессиограмма

II.

Потенциал моего «Я»

15ч

II.1

Свойства нервной системы и темперамент  в профессиональной деятельности

II.2

Эмоционально-волевые качества человека

II.3

Самооценка и уровень притязания

II.4

Характер

1ч.

II.5

Общие и профессиональные интересы и склонности

II.6

Возможности человека в профессиональной деятельности

II.7

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

III.

Моя профессия

III.1

Стратегия выбора профессии

III.2

Жизненные и профессиональные планы (личный профессинальный план)

III.3

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2ч.

Всего : 34 часа


Содержание программы.

Тема  I .1 Выбирая профессию выбираем образ жизни.

Цели и задачи курса «Я и моя профессия». Значимость проблемы профессионального выбора для личностного и жизненного становления человека.

Понятие и история профориентации. Роль психологии в профориентации.

Анкета по профильной ориентации. Упражнение «Игра в Лотерею»

Тема I .2 Профессиональное самоопределение молодежи.

Понятие профессиональное самоопределение. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. Первичное информирование об этапах профориентационной работы.

Анкета «Уровень социальной зрелости».

Тема I .3 Мотивы и условия выбора профессии.

Мотивы выбора профессии. Виды мотивов и жизненные ценности. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии.

Главные составляющие условия выбора профессии :

«хочу» - склонности желания, интересы личности;

 «могу»- человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности)

 «надо»- потребности рынка труда в кадрах, знание профессиональной сферы, путей и средств достижения цели;

Упражнение « Состязание мотивов».

Упражнение « Лучший мотив»

Тема I .4 Ошибки выбора профессии.

Типичные ошибки в выборе профессии. Незнание мира профессий . Незнание самого себя. Незнание правил выбор профессии. Последствия неправильно выбранной профессии. Значимость осознанного профессионального выбора в жизни человека.

Упражнение «Рейтинг ошибок».

Тема I .5 Что такое профессия.

Понятие «профессия». Разнообразие профессий. Характеристики профессий (технологические, экономические, педагогические, медицинские, психологические).

Базовые понятия профориентации (специальность, должность, вакансия,призвание).

Упражнение « Угадай профессию».

Упражнение «Профессия-специальность».

Упражнение «Профессия на букву»

Тема I .6 Классификация и типология профессий.

Типология и классификация профессий.  Способы классификации профессий по предмету труда и характеру труда.  Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Базовые понятия профориентации (предмет труда, квалификация).

Упражнение « Самая –самая».

Тема I .7 Профессиональная пригодность.

Понятия: профессиональная пригодность, профессиональная  карьера. Требования, предъявляемые профессией к человеку. Профессионально важные качества (ПВК). Специфические и неспецифические ПВК. Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов.

Тест « Профессиональная пригодность и здоровье».


Тема I .8 Специфические профессионально-важные качества для разных типов  профессий.

Потребности рынка труда в разных профессиях.

Особенности профессий  типа «человек-техника».Техническое понимание. Техническая исполнительская деятельность. Конструктивно-техническая деятельность.

Особенности профессий типа « человек- знаковая система». Оперирование вербальными знаковыми системами, абстрактно –формализованные знаками, наглядно-схематическими знаковыми системами.

Особенности профессий типа «человек- художественный образ». Творческие и исполнительские. Мануальные способности.

Особенности профессий типа «человек- природа». Личностные качества.

Особенности профессий типа «человек- человек». Профессиональное общение. Личностные качества. Классификация  на подтипы.

Опросник КОС ( коммуникативные и организаторские склонности.)

Упражнение «Звездный час».

Упражнение « Робинзонада».

Тема I .9 Профессиограмма.

 Наука профессиография и понятие «профессиограмма». Виды профессиограмм.

Основные принципы и требования составления профессиограммы. Описания профессиограмм некоторых профессий.

Практическая работа : составление профессиограммы выбранной профессии.

Проверочная работа по  изученному материалу.

Тема II.1 Свойства нервной системы и темперамент  в профессиональной деятельности.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах  (сила, подвижность, уравновешенность) . Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

Представление о темпераменте . Психологическая характеристика основных типов темперамента, их проявления в учебной и профессиональной леятельности.

Подростковый тест определения темперамента Г. Айзенка.

Тема II.2 Эмоционально-волевые качества человека.

Эмоции и чувства. Богатство  эмоциональных  проявлений человека и ответственность за них. Приемы саморегуляции.

Влияние эмоций и чувств на  профессиональную деятельность человека.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений и в жизни человека.

Упражнение « Эмоции».

Тест «Волевые качества».

Тема II.3 Представление о себе .

Уникальность личности каждого человека.

Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Тест «Самооценка и уровень притязания».

Методика «Кто Я?»

Упражнение « Я в лучах солнца»


Тема II.4 Характер.

Понятие «характер».Черты характера. Влияние индивидуальных особенностей  на становление характера. Способы формирования характера. Поведение человека и характер. Самоизучение.

Упражнение « Сильные и слабые стороны моего характера».

Тема II.5 Общие и профессиональные интересы и склонности.

Понятия «интерес» и «склонность». Влияние интересов и склонностей на формирование профессионального выбора. Индивидуальные интересы и склонности.

Профессиональные интересы и склонности.

Методика « Карта интересов»;

Методика « Карта склонностей»;

ДДО (дифференциально-диагностический опросник  Е.А. Климова)

Тест-опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши;

Тема II.6 Возможности человека в профессиональной деятельности.

Понятие « способности». Общие и специальные способности. Профессиональные способности.  Формирование и развитие способностей.

ОПП (опросник  профессиональных предпочтений  Л.Н. Кабанова)

Тема II.7 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

Понятие «интеллект». Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Память. Внимание. Мышление. Типы интеллекта.  Формирование  и  развитие интеллекта.  Интеллектуальный потенциал  и профессиональная деятельность.

ШТУР (школьный тест умственного развития);

Опросник типа мышления.

 Упражнение «Левый мозг- Правый мозг (теория мозговой доминанты Неда Херрманна)»

Тема III.1 Стратегия выбора профессии.

Осознание своих профессиональных желаний. Установление связи своих профессиональных желаний , знаний о себе с выбранной профессией.  Выбор профессии.

Практическая  работа по определению профессии ,отвечающей целям, возможностям потребностям  школьника.

Упражнение “Контрольные списки” .

Тест «Мои  ценности».

Тема III.2 Жизненные и профессиональные планы

(личный профессиональный план) 

ЛПП -составляющая  часть  профессиональных и жизненных планов и целей.

Составление  ЛПП. Практические шаги к достижению цели .

Упражнение « Семь шагов»

Тема III.3 Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Понятия: «самопрезентация» , «резюме». Необходимость самопредьявления в условиях конкуренции современного трудового рынка. Основы самопрезентации. Правила поведения на собеседовании. Интервью. Правила составления резюме.

Упражнение « Резюме».

Упражнение « Интервью».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Махаева О.А.  Григорьева Е.Е.  Я выбираю профессию. - М.:УЦ «Перспектива» 2004
  2. Профориентационная работа в старших классах (сборник методических материалов ).,СПб 2004 г.
  3. Пряжников Н.С Профориентация : игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако , 2005
  4. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие.; под ред.. Митиной Л.М — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,2003
  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки. ( методические рекомендации ИМЦ г Вилючинска, 2006г.
  6. Савченко М.Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. -М.: Вако,2006
  7. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии .- СПб.: КАРО, 2003 .
  8. Твоя профессиональная карьера. Под ред. С.Н. Чистяковой ., М. : Просвещение, 2000
  9. Тюшев Ю. Выбор профессии : тренинг для подростков.- СПб, 2006
  10. Фадеева Е.И.,. Ясюкевич  М.В Выбирая профессию, выбираем образ жизни. — М.: ЦГЛ 2004
  11. Чернявская  А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М: изд-во Владос-Пресс,2003

 

Психологическая служба МОУ СОШ № 9                        

г. Вилючинск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

Программа профориентационного курса "Школа выбора"

Цель программы - сформировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей...

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...

Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"

Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...

Рабочая программа элективного курса "Биология и профессии"

В данном файле помещена рабочая программа элективного курса"Биология и профессии" для 9 класса...

Рабочая программа внеурочного профориентационного курса "В мире профессий"

Рабачая программа может быть использована педагогом для проведения внеурочных занятий и классных часов по профориентации в 5 - 7 классах (с целью ознакомления с различными профессиями)...