Рабочая программа элективного курса "Биология и профессии"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

В данном файле помещена рабочая программа элективного курса"Биология и профессии" для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm_po_ellektivam.docx29.75 КБ
Microsoft Office document icon elektivy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Речной Опаринского района Кировской области

                                                                                   

                                                                                       

                                                                     Утверждаю:

                                                            Директор М КОУ СОШ п. Речной                      

                                                          _________________________________

                                                             В. В. Шубин

                                                    Приказ №  ____ от ___________        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «БИОЛОГИЯ И ПРОФЕССИИ» (9 класс)

на 2014-2015 уч. г.

34 ч. (1 час в неделю)

                                                               Автор-составитель:

                                                                             Трапезникова А. Г.,

      учитель биологии и химии

I квалификационной категории

п. Речной, 2014

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Биология и профессии» составлена на основе программы элективного курса «Биология и профессии» (авторы Н.Д. Андреева и Н.В. Малиновская), (Программы элективных курсов. Сборник 3. Биология. Профильное обучение. 10-11 классы. Дрофа  М, 2006).

Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившейся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная профессия способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Значительная часть учащихся, выбирая профиль обучения, ориентируется, прежде всего, на область будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо познакомить школьников с различными профессиями и специальностями в области биологии, акцентировать их внимание на прикладном использовании  биологических знаний.

Элективный курс «Биология и профессии» изучается в 9 классе.

На изучение курса отводится 34 часа. Основными формами организации обучения являются уроки (32 часа) и экскурсии (2 часа).

Содержание курса предполагает применение различных методов обучения: традиционных, творческих, игровых (профориентационные игры и упражнения).

Задачи курса

Просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с современной биологией.

Расширение знаний о практическом применении биологических знаний.

Формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков.

Исследование и развитие индивидуальных (профессионально важных) качеств личности учащихся.

Формирование профессиональной направленности личности учащихся.

Развитие познавательных и профессиональных интересов к биологии.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • об истории биологических открытий и профессиональном становлении известных ученых-биологов, естествоиспытателей, врачей и т.д.;
  • о современных достижениях в области биологии;
  • о проблемах практического использования биологических знаний;
  • о содержании и особенностях профессий, связанных с биологией;
  • о средствах, орудиях и месте труда;
  • о системе подготовки кадров по биологическим профессиям;
  • о перспективах развития современных профессий в области биологии;
  • о необходимых профессионально важных личностных качествах.

При изучении курса предполагается формирование и развитие умений, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности. В содержании курса также отражены элементы профессиональной ориентации – процесса, направленного на оказание помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников в соответствии с личными интересами и способностями.

Специфической особенностью курса является синтез процесса обучения биологии и профессиональной ориентации учащихся, обращение внимания на проблемы профессионального и прикладного применения биологических знаний.

        

Содержание курса

Общее количество часов – 34 часа

Тема 1. Профессии и специальности (4 ч)

Классификация профессий. Орудие и средства труда. Профессии и профессиограммы.  Мотивы выбора профессии, их динамика и взаимосвязь. Изучение профессиональных интересов, предпочтений и мотивов у учащихся. Профессии и специальности, связанные с биологией.

Тема 2. Профессии типа «человек – человек»(10 ч)

Особенности и краткая характеристика. Медицинские профессии. Применение биологических знаний в медицине. Взаимосвязь становление и развития естествознания и медицины. Современные открытия в области медицины. Медицинская профессия врач. Врачебные специализации: терапевт, стоматолог, хирург, педиатр, санитарный врач и т.д. Средний медицинский персонал: фельдшер, медицинская сестра, лабораторный технолог (фельдшер-лаборант), зубной техник, медицинский оптик, акушер и т.д. История возникновения медицинских профессий. Особенности профессиональной деятельности в области медицины, необходимые индивидуально-личностные качества. Содержание школьной биологии и профессиональные медицинские умения (наложение жгута и шины, методы искусственного дыхания, работа с микроскопом и т.д.). Выдающиеся врачи ( Гиппократ, Парацельс, Пирогов, Склифосовский, Амосов и т.д.). Система подготовки кадров.

Профессия - учитель биологии. Особенности педагогической деятельности. Значение биологических знаний для подготовки учителя биологии. Система подготовки кадров.

Тема 3.  Профессии и специальности типа «человек – природа»

(11 ч)

Особенности и краткая характеристика профессиональной деятельности. Современные открытия биологии. Профессии в области генетики, цитологии, микробиологи, эмбриологии, селекции и экологии, их специфика т система подготовки. Личность в науке и профессии (Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Вернадский, Мичурин, Вавилов и т.д.).

Профессия эколог: особенности и способы ее получения, значимость профессионального труда. Содержание школьной биологии и профессиональные умения (методы экологических исследований, планирование и постановка опытов по селекции и генетике и т.д.).

Ветеринарные, животноводческие и зоотехнические профессии (ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, зооинженер, зоотехник, животновод): успехи, перспективы и особенности. Система подготовки кадров. Содержание школьной биологии и профессиональные умения (ухаживать и наблюдать за животными и т.д.).

Аграрные профессии: специфика и способы получения. Профессии и специальности: агроном, агроэколог, селекционер, растениевод, полевод, садовод, овощевод, почвовед, фермер и т.д. Содержание школьной биологии и профессиональные умения.

Профессии и специальности в области « зеленого строительства»: инженер лесного и лесопаркового хозяйства, инженер-архитектор ландшафтного строительства, техник лесного и лесопаркового хозяйства,  егерь, флорист, дизайнер и т.д. Содержание школьной биологии и профессиональные умения (озеленение территории и оформление школьного кабинета).

Тема 4. Профессии типа «человек – техника» (4ч)

Особенности и краткая характеристика. Применение биологических знаний в технике и промышленности. Бионика. Основные направления биотехнологии: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Инженерные и среднетехнические профессии: инженер по защите окружающей среды, инженер по биологической и медицинской кибернетике, лаборант-эколог, аппаратчик со знанием промышленной экологии и т.д. система подготовки кадров.

 

Тема 5. Профессии типа «человек – художественный образ»

 (2 ч)

Специфика и краткая характеристика. Применение знаний о живой природе в творческих профессиях. Природа и художественный образ. Отражение особенностей профессий в художественной литературе, живописи и музыке.

Тема 6. Выбор профессии (1 ч)

Алгоритм выбора. Типичные ошибки, возникающие при выборе профессий.  

Тема 7. Экскурсии (2 ч)

В рамках курса планируется провести две экскурсии, направленные на более подробное изучение профессий, связанных с биологией.

Примерная тематика экскурсий:

  1. Секреты капли крови. (В лабораторию поликлиники или больницы для знакомства со специальностями медицинский техник или технолог.)
  2. «Я бы в докторы пошел – пусть меня научат». (В медицинское учреждение для знакомства с медицинскими специальностями)

        

При написании рабочей программы использованы следующие сокращения:

УИНМ

Урок изучения нового материала

УСЗУН

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

УЗИМ

Урок закрепление изученного материала

КУ

Комбинированный урок

УК

Контрольный урок (урок контроля)

        

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя

  1. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся / / Биология в школе. – 2003. - № 1.
  2. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся / / Биология в школе. – 2004. - № 1.
  3. Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое образование и профессиональная ориентация в преподавании биологии. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Дымова Л.М., Пичугина Г.В. Фермеров готовим в школе/ / Биология в школе. – 1994. - № 1.
  6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: МГУ, 1988.
  8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Педагогика, 1974.
  9. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методы. – М.: МГУ, 1991.
  10. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Литература для учащихся

  1. Малиновская Н.В. Твоя будущая профессия / / Биология для школьников. – 2004. - № 1.
  2. Малиновская Н.В. Специальности «биологического» профиля / / Биология для школьников. – 2004. - № 2.
  3. Малиновская Н.В. «Я бы в докторы пошел – пусть меня научат» / / Биология для школьников. – 2004. - № 4.
  4. Малиновская Н.В. «Я бы в докторы пошел – пусть меня научат» / / Биология для школьников. – 2005. - № 1.
  5. Мир профессий: человек – человек. – М.: Молодая гвардия, 1986.
  6. Мир профессий: человек – природа. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  7. Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. – Спб.: Литера плюс, 1995.

Интернет-сайты:

http://www.acareer.ru

http://www.azps.ru

http://www.rodn-i-k.narod.ru



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(34 часа; 1 час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

Дата проведения

План

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Профессии и специальности (4 часа)

1

Классификация профессий. Орудия и средства труда.

1

УИНМ

Лекция с элементами беседы

2

Профессии и профессиограммы.

1

УИНМ

Лекция, практикум

3

Мотивы выбора профессии. Изучение профессиональных интересов, предпочтений и мотивов у учащихся.

1

КУ

Групповая, индивидуальная формы работа

4

Профессии и специальности, связанные с биологией.

1

УИНМ

Лекция с элементами беседы

Тема 2. Профессии типа «человек – человек» (10 часов)

5

Особенности и краткая характеристика. Медицинские профессии.

1

КУ

Беседа, индивидуальная форма работы

6

Применение биологических  знаний в медицине. Современные открытия в области медицины.  

1

КУ

Семинар

Сообщения учащихся

7

Медицинская профессия врач. Врачебные специализации: терапевт, стоматолог, хирург и т.д.

1

КУ

Индивидуальные формы работы

Сообщения учащихся

8

Средний  медицинский персонал: фельдшер, медицинская сестра, лабораторный технолог, акушер и другие.

1

КУ

Индивидуальные формы работы

Сообщения учащихся

9

История возникновения медицинских профессий.

1

УИНМ

Лекция

10

Содержание школьной биологии и профессиональные медицинские умения.

1

УЗИМ

Семинар

11

 ПР «Наложение жгута и шины, методы искусственного дыхания, работа с микроскопом.

1

УСЗУН

Практикум

Жгут, шина, микроскоп

12-13

Выдающиеся врачи

2

КУ

Индивидуальные формы работы

Сообщения учащихся

14

Профессия – учитель биологии

1

КУ

Лекция с элементами беседы

Тема 3. Профессии и специальности типа «человек - природа» (11 часов)

15

Особенности и краткая характеристика профессий типа «человек – природа». Современные открытия биологии.

1

КУ

Беседа; индивидуальные формы работы

Сообщения учащихся

16

Профессии в области генетики, цитологии, микробиологии, эмбриологии, селекции и экологии, их специфика.

1

УИНМ

Лекция

17

Личность в науке и профессии. (Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Вернадский, Мичурин, Вавилов и т.д.)

1

КУ

Индивидуальные формы работы

Сообщения учащихся

18-19

Профессия эколог

2

УИНМ

Лекция с элементами беседы

20-21

Ветеринарные, животноводческие и зоотехнические профессии.

2

УИНМ

Лекция с элементами беседы

22-23

Аграрные профессии

2

УИНМ

Лекция с элементами беседы

24-25

Профессии и специальности в области «зеленого строительства»

2

УИНМ

Лекция с элементами беседы

Тема 4. Профессии типа «Человек – техника». (4 часа)

26

Особенности  краткая характеристика профессий типа «человек – техника».  Применение биологических знаний в технике и промышленности. Бионика.

1

КУ

Беседа; индивидуальные формы работы

Сообщения учащихся.

27

Основные направления биотехнологии: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.

1

УИНМ

Лекция

28

Инженерные и среднетехнические профессии: инженер по защите окружающей среды, лаборант-эколог и другие

1

УИНМ

Лекция

Тема 5. Профессии типа «человек – художественный образ» (2 часа)

30

Специфика и краткая характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Применение знаний о живой природе в творческих профессиях.

1

КУ

Беседа

31

Природа и художественный образ.

1

КУ

Беседа; индивидуальная форма работы

Тема 6. Выбор профессий (1 час)

32

Алгоритм выбора профессий

1

КУ

Практикум

Тема 7. Экскурсии (2 часа)

33

Экскурсия «Секреты капли крови» (в лабораторию поликлиники)

1

УСЗУН

Экскурсия

34

Экскурсия «Я бы в доктора пошел – пусть меня научат» (в медицинское учреждение)

1

УСЗУН

Экскурсия

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "Я выбираю профессию" для 9 класса

Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9 класса и рассчитата на 17 теоретических и 17 практических занятий. Курс разбит на 4 блока, раскрывающих технологию профессионального выбора учен...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...

Рабочая программа по биологии, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Примерная рабочая программа по учебной дисциплине Биология, для студентов СПО, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профессии глазами химика"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 к...