Программа элективного курса «Человек и профессия»
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

 

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_el._kursa.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено                                                      Рассмотрено и согласовано

Экспертным советом ИМК                                        методическим советом МОУ СОШ №15

Г.Райчихинска                                                10 сентября 2009 г.

Галушко Л.Н.                                                             Руководитель ШМС

                                                                Морозова Н.В.

Программа

элективного курса

«Человек и профессия»

Класс: 9

Учитель: Азимова И.Ю.,

учитель технологии,

I квалификационной категории

Количество часов: 34

2009

Пояснительная записка

        Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

        Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

         Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширение кругозора школьников.

        В ходе изучения материала используются активные формы работы – психологические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры, психологическое тестирование.

        

Данный курс рассчитан на 34 учебных часов и предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса – формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

Задачи курса:

  1. помочь учащимся в оценке своих личностных качеств и осознание возможностей в сфере профессиональной деятельности;
  2. расширение знаний школьников о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки; получение представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;
  3. знакомство учащихся с содержанием профессиональной деятельности;
  4. подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  5. обучение учащихся планированию своей профессиональной карьеры.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  1. значение профессионального самоопределения;
  2. понятие личного профессионального плана
  3. понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации;
  4. характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
  5. классификацию профессий, формулу профессии;
  6. подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности профессий данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в указанных сферах.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять предмет и задачи курса;
  2. составлять личный профессиональный план;
  3. определять свои возможности: особенности памяти, внимания, воображения;
  4. определять типы темперамента, нервной системы;
  5. сравнивать имеющиеся у них представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
  6. определять свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
  7. анализировать информацию о профессиях.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

  1. устный опрос;
  2. практические работы;
  3. психологическое тестирование;
  4. творческие работы (сообщение, изготовленный учащимися проект)

УЧЕТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. психологическая помощь при составлении личного профессионального плана;
  2. представления о различных сферах профессий;
  3. исследование и ориентир в мире профессий;
  4. осознанный выбор профиля.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

  1. Введение

      (1 час)

  1. Основы профессионального самоопределения

1

  1. Профессио нальное само опре деление

(6 часов)

  1. Классификация профессий

1

  1. Профессиограмма и психограмма профессии

1

  1. Профессиональная пригодность

1

  1. Здоровье и выбор профессии

1

  1. Профессия и карьера

1

  1. Профессиональная проба

1

  1. Технология основных сфер профес сиональной деятельности

(10 часов)

  1. Технология индустриального производства

1

  1. Технология агропромышленног о производства

1

  1. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности

1

  1. Профессиональная деятельность в торговле и общест венном питании

1

  1. Арттехнологии

1

13.Универсальные перспективные технологии

1

  1. Профессиональная деятельность в социальной сфере

1

  1. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

1

  1. Технология управленческой деятельности

1

  1. Внутренний мир человека и профессио нальное само опре деление
  1. часов)
  1. Самооценка и уровень притязаний

1

  1. Мотивы и потребности

1

  1. Ценностные ориентации самоопределения

1

  1. Темперамент

1

  1. Характер

1

  1. Внимание

1

  1. Память

1

  1. Мышление

1

  1. Особенности интеллектуальной сферы

1

  1. Эмоции и чувства

1

  1. Эмоциональный интеллект

1

  1. Склонности и интересы в выборе профессии

1

  1. Способности

1

  1. Межличностное взаимодействие

1

  1. Навыки самопрезентации

1

  1. Резюме и собеседование

1

  1. Защита творческих проектов «Мой профессиональный выбор»

2

Итого

34

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1998
  2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина – М., 1997.
  3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. – М, 1984.
  4. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. – М., 1991.
  5. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1996.
  6. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. –М., 1996.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 1998.
  2. Климов В.А. Как выбрать профессию. – М., 1990.
  3. Мир профессий. – М., 1988.
  4. Мир человека: Учебное пособие / Под. Ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. – М., 1993.
  5. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М., 1988.
  6. Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
  7. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Человек и профессия"

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно­сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

Программа курса "Человек и профессия"

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в ...

Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)

Программа  элективного  курса  "Человек  и  природа"  (Основы  экологии  человека)"  дополняет  знания  учащ...

2017 Программа элективного курса "Человек и профессия".

Программа элективного курса "Человек и профессия" в 9-х классах....

Элективный курс "Человек и профессия" 9 класс

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обосно...

Программа профильного курса для учащихся 7-8 классов. Название курса: "Человек в окружающем мире."

Программа «Человек в окружающем  мире» имеет   естественнонаучную  направленность. Программа ориентирована на профильные классы, где учащиеся готовы углублять и расширя...