2017 Программа элективного курса "Человек и профессия".
элективный курс по технологии (9 класс)

Алфимова Светлана Васильевна

Программа элективного курса "Человек и профессия" в 9-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa-alfimova_sv.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                          Принято на заседании

на заседании методического                                 педагогического совета

объединения учителей                                   протокол №____

эстетико-спортивного цикла                         от   «____»_________2017г

протокол №___от_______2017г.

______________(Е.А.Клычеваа)

     «Утверждаю»

     Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №3

г.Льгова»

_____________(С.А.Клемешов)

Приказ№__от________2017г

Рабочая учебная программа

элективного курса «Человек и профессия»

основное общее образование (9 класс)

срок реализации программы 1-я четверть

Учитель:   С.В. Алфимова

Категория:  первая

Стаж педагогической работы:  35 лет.

г. Льгов

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

   Элективный курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

   Основной целью данного элективного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

   Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

   -помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

   -подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

   -расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

   -обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

   -сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

   -обучить планированию профессиональной карьеры.

   В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать

   -психологические особенности личности;

   -профессиональные интересы и склонности, способности;

   -классификация, типы и подтипы профессий;

   -профессиональная пригодность;

   -проектирование профессионального жизненного пути;

   -рынок труда.

   На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

   -раскрывать психологические особенности своей личности;

   -выявлять свои способности и профессиональные интересы;

   -определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

   -проектировать свою профессиональную карьеру.

Список литературы

1. Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др. Твоя профессиональная     карьера: учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: «Просвещение», 2006.

2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / под ред. С.Н.  Чистяковой. – М., 1997.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва-Воронеж, 1996.

4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990.

5. Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. – М., 2003.

6. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Просвещение, 1983.

Тематическое планирование элективного курса «Человек и профессия»

п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

1

2

Познавательные процессы и способности личности.

4

2.1

Память. Внимание.

1

2.1

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

1

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

3

Психология личности.

3

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

1

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

1

Итого

8

Календарно – тематический план по элективному курсу «Человек и профессия» (8часов)

Тема урока

Количество часов

Тип урока, его форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

  1. Введение (1 час)

1.1

Предмет и задачи курса.

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Знать:

-роль профессионального самоопределения в жизни человека;

-основные разделы программы курса;

-понятие личного профессионального плана;

-обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

-называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии

2.1

Память

1

Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы.

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приёмы запоминания.

Знать:

-определение понятия «память»;

-процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);

-виды памяти;

-особенности отдельных приёмов запоминания.

Уметь:

-использовать приёмы запоминания в конкретных ситуациях.

Внимание

Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.

Знать:

-определение понятия «внимание»;

-качества внимания;

-виды внимания.

Уметь:

-использовать приёмы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям.

2.2

Формы чувственного познания.

1

Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра.

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определённых заданий.

Знать

-определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение».

Уметь

-объяснять, как происходит познание окружающего мира;

-анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира.

2.3

Мышление

1

Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы.

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Знать:

-определение понятия «мышление»;

-типы мышления;

-формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение);

-основные операции мышления;

-основные качества мышления.

Уметь:

-использовать основные операции мышления при решении логических задач.

Интеллектуальная сфера.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку).

Знать:

-определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

-типы интеллекта.

Способности личности.

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач.

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей.

Знать:

-понятие «способности»;

-виды способностей: общие и специальные;

-разновидности специальных способностей;

-условия развития специальных способностей.

Уметь:

-объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности.

Психология личности (3 часа)

3.1

Типы нервной системы. Темперамент.

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд-лекция с элементами беседы.

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Знать:

-определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;

-типы нервной системы и их различия;

-типы темперамента.

Уметь:

-характеризовать типы темперамента человека по его поведению;

-характеризовать свой тип нервной системы;

-выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальных диагностических методик.

Характер и самооценка.

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий.

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Знать:

-определение понятий «характер», «самооценка»;

-виды черт характера.

Уметь:

-соотносить поведение человека с чертами его характера;

-выявлять уровень собственной самооценки.

3.2

Самоопределение личности.

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа.

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение.

Знать:

-определение понятия «самоопределение личности»;

-виды самоопределения;

-определение понятия «профессиональное самоопределение».

Уметь:

-называть свои ценностные ориентации.

Мотивационная сфера.

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий.

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей.

Знать:

-определение понятий «мотив», «мотивация»;

-определение понятия «потребность»;

-виды потребностей.

Уметь:

-выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;

-определять свои жизненные ценности с учётом предполагаемых профессиональных предпочтений.

3.3

Общение

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

Знать:

-определение понятия «общение»;

-определение понятия «деловое общение»;

-признаки делового общения.

Уметь:

-определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;

-использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях.

Конфликты

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы.

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Знать:

-определение понятия «конфликт»;

-виды конфликтов;

-способы разрешения конфликтов.

Уметь

-проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях.

Критерии оценивания знаний и умений обучающихся  

Нормы оценивания знаний, умений, навыков

Отметка «5»

 - полно излагается изученный материал;

 - дается правильное определение изученных понятий;

 - понимает материал, обосновывает свое суждение;

 - применяет свои знания на практике, приводит необходимые примеры (самостоятельные составленные);

 - материал излагает последовательно и правильно.

Отметка «4»

 - ответ удовлетворяет требованиям критериям отметки «5», допускается 1-2 ошибки, которые сам исправляет 1-2 недочета в последовательности изложенного вопроса или выполняемого практического задания.

 Отметка «3»

 - учащийся показывает знание и понимание темы, но материал излагается неполно;

 - допускает неточности в определении понятий и формулирование ответа;

 - не умеет точно, глубоко и доказательно обосновать суждения и привести свои примеры.

 - допускает более 2 недочётов при выполнении практического задания.

Отметка «2»

 - учащийся обнаруживает незнание большой части изучаемой темы.

 - беспорядочно и неумело изучает материал

 - не может привести примеры.

 - не знает правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях

 - не умеет правильно выполнять установленные практические задания.

 - не умеет оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях.        

Дополнительный материал:

Упражнение «Самая-самая … профессия».

Упражнение «Человек-профессия».

Задание «Веер профессий».

Психологический практикум «Определение типа мышления».

Опросник Йовайши.

Тест «Оценка экстраверсии-интроверсии».

Тест «Психологический возраст».

Тест «Умеете ли вы планировать своё время?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного предмета «Проектирование профессий»

Элективный курс «Проектирование профессии» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он ...

Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"

Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...

Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»

Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»...

Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...

Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс

Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...

Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс

Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...

Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста»

 Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10–11 классах общеобразовательных школ, где ставится задача профессионально-личностно...