Программа элективного предмета «Проектирование профессий»
рабочая программа (11 класс) на тему

Раянова Гульчачак Рифкатовна

Элективный курс «Проектирование профессии» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.
В процессе занятий используется организованное при помощи анализа материалов СМИ и знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека; анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в нефтегазовых вузах. Программа элективного предмета «Проектирование профессии» составлена на основе пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы», автор  Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proektiruem_budushchee.docxrosneft-klass.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЯНАО г. Губкинский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Согласовано на заседании МС:        Утверждено приказом протокол № 1         №         от

от 09.09.2011         Директор школы:

председатель МС Шульга И.В.

Программа

элективного предмета

«Проектирование профессий»

11 классы

Учитель: Раянова Г.Р.

Программа составлена на основе учебно – методического пособия  «Возможности поколения и индивидуальные шансы» (автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор,  доктор философских наук)

Составитель: Раянова Г.Р.

2011

Пояснительная записка

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути старшеклассниками. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Педагогическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, в том числе и профессиональных, но не дает основания строить долговременный прогноз. Его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствию.

Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений школьников проходит через элективный предмет. Одним словом, проводится информационно – просветительская работа, направленная на развитие профильной культуры учащихся.

Элективный курс «Проектирование профессии» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.

В процессе занятий используется организованное при помощи анализа материалов СМИ и знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека; анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.

Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в нефтегазовых вузах. Программа элективного предмета «Проектирование профессии» составлена на основе пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы», автор  Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук.

Цель курса состоит в формировании готовности к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания учащихся; расширении их представления о себе, своих личностных особенностях и оказании помощи в проектировании вариантов продолжения послешкольного образования.

Для достижения обозначенной цели, ставятся и решаются следующие задачи:

  1. сформировать и удержать познавательный и исследовательский интерес школьников к гуманитарии как к профессиональной сфере и как к типу организации практики, на всем протяжении реализации образовательной программы;
  2. обеспечить знакомство школьников с основными принципами, приемами, задачами и проблемами современной гуманитарной деятельности, а также наиболее вероятными тенденциями ее развития и точками роста (преимущественно, посредством организации собственной исследовательской деятельности учеников);
  3. создать условия для собственной пробно-проектной деятельности школьников в сфере технических разработок, включающей в себя постановку задачи, исходящей из реальных потребностей производственного процесса, анализ имеющихся технологий, выстраивание связной последовательности действий и системы условий для решения поставленной задачи;

Участники курса: учащиеся 11  класса г. Губкинский заинтересованных/участвующих в научно-практических конференциях, ориентированных на профессионализацию в нефтегазовой  области, в частности, на получение образования в ведущих высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Основные мероприятия в рамках курса:

  1. образовательные экскурсии в учебный центр ООО «РН – Пурнефтегаз»;
  2. различные ознакомительные экскурсии по профилю;
  3. экскурсии на месторождения «Губкинский газовый промысел», «Комсомольский газовый промысел»;
  4. показ к/ф;
  5. презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях.

Требования к знаниям и умениям

      Учащиеся должны знать: 

  1. начальные навыки этих профессий;
  2. правила выбора профессии;
  3. понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  4. понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
  5. понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  2. о современных формах и методах организации труда;
  3. о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  4. о предпринимательстве;
  5. о рынке труда;
  6. о нефтегазовых вузах, факультетах.

       Учащиеся должны уметь:

  1. соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  2. составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  3. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  4. анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  5. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  6. проектировать свою будущую профессию.

Содержание программы (11 класс)

1.  «Профессии нефтегазового профиля»  (13 профессий) (знакомство с профессиями - 34 ч.)

Знакомство с миром профессий по данному направлению. Что такое профессия. Признаки профессии. Классификация профессий. Получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях инженерной культуры.  Получение информации о  нефтегазовых вузах, факультетах. Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии.  Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. Ответы на вопросы: "ЧТО Я ХОЧУ?",  "ЧТО Я МОГУ?". Основные шаги выбора профессии. Требования к уровню образования. Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.

Календарно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма работы

Дата

1.

Введение

1

Собеседование

2.

«Введение в проект».

1

1

Беседа

Презентация

3.

«Технология составления проекта»

1

1

Презентация

Работа в группах

4.

«Оператор ДНГ. Геолог»

(специалист геология нефти и газа)

1

2

Презентация

Круглый стол

(встреча со специалистом «РН – Пурнефтегаз»)

5.

«Лаборант  химического анализа»

(специалист химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов)

1

1

1

Презентация

Экскурсия

Круглый стол

(встреча со специалистом «РН – Пурнефтегаз»)

6.

«Слесарь по ремонту технологических установок»

(специалист машины и аппараты химических производств)

1

1

Презентация

Круглый стол

(встреча со специалистом «РН – Пурнефтегаз»)

7.

«Слесарь - ремонтник»

(специалист машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов)

2

Круглый стол

(встреча со специалистом «РН – Пурнефтегаз»)

 

8.

«Оператор по добыче нефти и газа. Технолог»

(специалист разработка нефтяных и газовых месторождений)

1

1

1

Лекция

Экскурсия

Круглый стол

(встреча со специалистом «РН – Пурнефтегаз»)

9.

«Оператор технологических установок»

1

1

1

Беседа

Презентация

Экскурсия

10.

«Трубопроводчик линейный»

(специалист проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и ГНК)

1

1

Беседа

Презентация

11.

«Горное дело»

1

1

Презентация

Работа в группах

13.

«Маркшейдерское дело. Геодезия»

1

1

1

Беседа

Экскурсия

Презентация

(встреча со специалистом «РН – Пурнефтегаз»)

14.

«Подземная разработка месторождений и полезных ископаемых»

1

1

Беседа

Презентация

14.

«Автоматизация и управление»

1

1

Беседа

Презентация

18.

Обобщающий урок «Калейдоскоп профессий»

2

Круглый стол

Всего:

34

Используемая литература

  1. Попов А.А. Программа «Росатом», Москва, 2011 г.;
  2. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие.  Москва-Томск, 2003 г.
  3. Дубовицких Т.Ю. «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для 10-11 классов, Самара 2011 г.;
  4. Информация взята с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации http:|//mon/gov.ru|work|obr|dok|;
  5. Интернет – источник: www.kommersant.ru;
  6. Интернет-источник:Accreditation.org ;
  7. Интернет-источник:TryNano.org;

Учебно – методическое обеспечение

  1. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие.  Москва-Томск, 2003 г.
  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: academia, 2005 г.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"

Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...

Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...

Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»

Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»...

Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...

Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс

Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...

Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс

Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...


 

Комментарии

Раянова Гульчачак Рифкатовна

Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в нефтегазовых вузах. Жду комментарий!!!