Главные вкладки

    Элективный курс "Человек и профессия" 9 класс
    рабочая программа по технологии (9 класс)

    Карпова Людмила Анатольевна

    Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_elektivnomu_kursu_9_klass_2017-18.docx55.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

    «Согласовано»

    Председатель МО

    ____________

    Карпова Л.А..

    Протокол №____от

    «__» _____2017г

    «Согласовано»

    Зам директора по УР МБОУ ВСОШ

    __________

    Синицына О.А.

     «__» _____ 2017г

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ ВСОШ

    _____________

    Золотуева В. М.

    Приказ № __ от «__»____ 2017г

    МП

    Рабочая программа

    Карповой Людмилы Анатольевны

    по элективному курсу «Человек и профессия»

    9 класс

    Образовательная область: технология

    Методическое объединение: ЕМЦ

    Учебный год: 2018-2019

    Рассмотрено на заседание

    Педагогического совета

    Протокол № _____от

    «__»_______ 2017г

    с. Романовка 2018 г

    Рабочая программа по элективному курсу «Человек и профессия» для 9 класса.

    Пояснительная  записка.

          Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

           Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

          Цель курса – формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

          Задачи курса:

    • Помощь учащимся в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;
    • Расширение знаний школьников о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки; получения представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;
    • Знакомство учащихся с содержанием профессиональной деятельности;
    • Подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
    • Обучение учащихся планированию своей профессиональной карьеры.

    В результате выполнения данной программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:

    • Психологические особенности личности;
    • Самоопределение;
    • Профессиональные интересы и склонности, способность, креативность;
    • Классификация, типы и подтипы профессий;
    • Профессиограмма;
    • Проектирование профессионального жизненного пути;
    • Личный профессиональный план;
    • Адекватная самооценка;
    • Профессиональная пригодность и компенсация;
    • Рынок труда.

     Авторская программа разработана и составлена Л.Н. Бобровской (директор межшкольного учебного комбината Дзержинского района Волгограда), Е.А. Сапрыкиной (заместитель директора по научной работе), Н.В. Максимюк (учитель).

     Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. На каждом занятии предусматривается во влечение школьников в практическую деятельность, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений.

    В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

    •  психологические особенности личности;
    •  самоопределение;
    •  профессиональные интересы и склонности, способности;
    •  классификация, типы и подтипы профессий;
    •  профессиограммы;
    •  профессиональная пригодность;
    •  проектирование профессионального жизненного пути;
    •  карьера, виды карьеры;
    •  личный профессиональный план;
    •  общение;
    •  самооценка;
    •  профпригодность

    На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

    •  раскрывать психологические особенности своей личности;
    •  выявлять свои способности и профессиональные интересы;
    •  определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
    •  работать с профессиограммами;
    •  ориентироваться в типах и подтипах профессий;
    •  составлять личный профессиональный план;
    •  проектировать свою профессиональную карьеру.

    Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

    •  междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
    •  интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
    •  обучение через опыт и сотрудничество.

    Учебно-методическое обеспечение

     Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.сост.:

    JI.H.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М: Глобус, 2007.

    Презентации по темам

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Наименование тем

    Количество часов (уроков)

    1.

    Введение

    1

    2.

    Познавательные процессы и способности личности

    6

    3

    Психология личности

    6

    4

    Мир профессий

    10

    5

    Профессиональное самоопределение

    7

    6

    Подготовка к будущей карьере.

    2

    7

    Обобщение

    2

    Итого

    34

                         

    Содержание тем учебного курса

    I. Введение (1 ч)

    Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

    П. Познавательные процессы и способности личности (6ч)

    Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

    III. Психология личности (6 ч)

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

    IV. Мир профессий (10 ч)

    Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

    Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

    V.Профессиональное самоопределение (7ч)

    Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»), «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

    VI.Подготовка к будущей карьере (2ч)

    Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования. Построение личного профессионального плана.

    VII.Обобщение (2 ч)

    Построение личного профессионального плана. Зачет.

    Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по

    программе «Человек и профессия»

    I. Введение

    Учащиеся должны знать:

    •  определение понятия «личный профессиональный план»;
    •  роль профессионального самоопределения в жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    •  обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
    •  называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
    •  называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
    •  перечислять основные разделы программы курса;
    •  составлять личный профессиональный план.

    Учащиеся должны иметь представление:

    •  о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

    П. Познавательные процессы и способности личности

    Учащиеся должны знать:

    •  определения понятий «память», «внимание»;
    •  виды памяти и внимания;
    •  качества внимания;
    •  определения понятий «ощущение», «восприятие», «воображение»;
    • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
    •  виды мышления;
    •  формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
    •  основные операции мышления;
    •  основные качества мышления;
    •  определение понятия «способности»;
    •  основные виды способностей;
    •  особенности интеллектуальной сферы;
    •  типы интеллекта.

    Учащиеся должны уметь:

    •  называть основные процессы памяти;
    •  перечислять основные виды памяти;
    •  указывать отличительные особенности различных видов памяти;
    •  определять особенности своей памяти;
    •  перечислять основные приемы и методы запоминания;
    •  перечислять основные качества и виды внимания;
    •  объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
    •  определять особенности своего внимания;
    •  объяснять, как происходит познание окружающего мира;
    •  перечислять формы чувственного познания;
    •  перечислять типы мышления;
    •  определять свой преобладающий тип мышления;
    •  называть формы логического мышления и определять их сущность;
    •  перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
    •  определять тип своего интеллекта;
    •  объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

    III. Психология личности

    Учащиеся должны знать:

    •  определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
    •  типы нервной системы;
    •  типы темперамента;
    •  определение понятия «потребности»;
    •  виды потребностей;
    •  особенности делового общения;
    •  определение понятия «конфликт»;
    •  пути предотвращения и разрешения конфликтов;

     особенности своей личности;

    • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

    Учащиеся должны уметь:

    •  называть типы нервной системы и их различия;
    •  определять свой тип нервной системы;
    •  выявлять свой ведущий тип темперамента;
    •  определять наиболее типичные черты своего характера;
    •  исследовать формы проявления характера;
    •  выявлять уровень самооценки;
    •  называть отличительные признаки видов мотивации;
    •  использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
    •  проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
    •  называть различные виды потребностей;
    •  указывать основные признаки делового общения;
    •  перечислять способы разрешения конфликтов;
    •  определять свой уровень конфликтности;
    •  объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

    IV. Мир профессий

    Учащиеся должны знать:

    •  определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
    •  подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

    Учащиеся должны уметь:

    •  называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
    •  приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
    •  выявлять тип своей будущей профессии;

     определять свои профессиональные предпочтения;

    • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
    •  называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
    •  формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
    1.  Профессиональное самоопределение

    Учащиеся должны знать:

    •  определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
    •  виды профпригодности;
    •  компоненты и субъекты рынка труда.

    Учащиеся должны уметь:

    •  выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
    •  делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
    •  называть мотивационные факторы выбора профессии;
    •  называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
    •  перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

    VI. Подготовка к будущей карьере.

    Учащиеся должны знать:

    определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры».

    Учащиеся должны уметь:

    • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
    • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
    • определять цели своей будущей карьеры.

    VII. Обобщение

    Учащиеся должны знать:

    •  определение понятия «личный профессиональный план».

    Учащиеся должны уметь:

    •  провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

    Список литературы:

    •  Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1998.
    •  Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина - М., 1997.
    •  Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.

     Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. - М., 1991.

    • Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. - М., 1996.
    •  Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. - М., 1987.
    •  Ресурсы Интернета

    Тематическое планирование 9 класс (элективного курса «Человек и профессия»)

    Название темы

    Кол-во часов

    дата

    Примечание

    По плану

    По факту

    1. Введение (1 час)

    1.1

    Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    1

    2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

    2

    Познавательные процессы и способности личности

    6

    2.1

    Память. Внимание.

    2

    2.2

    Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

    1

    2.3

    Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

    2

    2.4

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

    1

    3. Психология личности (6 часов)

    3.1

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка  

    2

    3.2

    Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

    2

    3.3

    Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

    2

    4. Мир профессий (10 часов)

    4

    Мир профессий

    10

    4.1

    Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

    2

    4.2

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

    2

    4.3

    Типы профессий. Матрица выбора профессий

    1

    4.4

    Характеристика профессий типа «человек - человек»

    1

    4.5

    Характеристика профессий типа «человек - техника»

    1

    4.6

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    4.7

    Характеристика профессий типа «человек - природа»

    1

    4.8

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

    5.1

    Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

    2

    5.2

    Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

    2

    5.3

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

    1

    5.4

    «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

    1

    5.5

    Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

    1

    6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

    6.1

    Понятие карьеры. Виды карьеры.  Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

    2

    7. Обобщение (2 часа)

    7.1

    Построение личного профессионального плана. Зачет

    2

    Итого:

    34

    Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

    №п\п

    Наименование темы

    Кол-во часов

    1

    Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    1

    2

    Познавательные процессы и способности личности

    6

    2.1

    Память. Внимание.

    2

    2.2

    Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

    1

    2.3

    Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

    2

    2.4

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

    1

    3

    Психология личности

    6

    3.1

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка  

    2

    3.2

    Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

    2

    3.3

    Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

    2

    4

    Мир профессий

    10

    4.1

    Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

    2

    4.2

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

    2

    4.3

    Типы профессий. Матрица выбора профессий

    1

    4.4

    Характеристика профессий типа «человек - человек»

    1

    4.5

    Характеристика профессий типа «человек - техника»

    1

    4.6

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    4.7

    Характеристика профессий типа «человек - природа»

    1

    4.8

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    5

    Профессиональное самоопределение

    7

    5.1

    Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

    2

    5.2

    Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

    2

    5.3

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

    1

    5.4

    «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

    1

    5.5

    Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

    1

    6

    Подготовка к будущей карьере

    2

    6.1

    Понятие карьеры. Виды карьеры.  Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

    2

    7

    Обобщение

    2

    7.1

    Построение личного профессионального плана. Зачет

    2

    Итого:

    34

    Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)

    №п\п

    Тема урока

    Кол – во часов

    Тип урока,

    его форма

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Задание для индиви

    дуальной работы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Введение (1 час)

    1.1

    Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

    1

    (1)

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    Знать:

    - роль профессионального самоопределения в жизни человека;

    - основные разделы программы курса;

    - понятие личного профессионального плана;

    - основные структуры личного профессионального плана;

    Уметь:

    - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

    - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

    - составлять личный профессиональный план

    Задание

     1.1

    2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

    2.1

    Память

    1

    (2)

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

    Знать:

    - определение понятия «память»;

    - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);

    - виды памяти;

    - особенности отдельных приемов запоминания.

    Уметь:

    - использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

    Задание

    2.1

    Внимание

    1

    (3)

    Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач

    Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности

    Знать:

    - определение понятия «внимание»;

    - качества внимания;

    - виды внимания.

    Уметь:

    - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

    Задание

    2

    Формы чувственного познания

    1

    (4)

    Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра

    Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий

    Знать:

    - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»

    Уметь:

    - объяснить, как происходит познание окружающего мира;

    - анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира

    Задание

    2.3 – 2.6

    Мышление

    1

    (5)

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

    Знать:

    - определение понятия «мышление»;

    - типы мышления;

    - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)

    - основные операции мышления:

    - основные качества мышления.

    Уметь:

    - использовать основные операции мышления при решении логических задач

    Задание

     2.7

    Интеллекту-

    альная сфера

    1

    (6)

    Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

    Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

    Знать:

    - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

    -типы интеллекта.

    Задание 2.8

    Способности личности

    1

    (7)

    Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей

    Знать:

    - понятие «способности»;

    - виды способностей: общие и специальные;

    - разновидности специальных способностей.

    - условия развития специальных способностей.

    Уметь:

    - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

    3. Психология личности (6 часов)

    3.1

    Типы нервной системы. Темперамент

    1

    (8)

    Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

    Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

    Знать:

    - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;

    - типы нервной системы и их различия;

    - типы темперамента.

    Уметь:

    - характеризовать типы темперамента человека по его поведению;

    - характеризовать чвой тип нервной системы;

    - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

    Задания

    3.1 – 3.5

    Характер и самооценка

    1

    (9)

    Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

    Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

    Знать:

    - определение понятий «характер»  «самооценка»

    - виды черт характера.

    Уметь:

    - соотносить поведение человека с его чертами характера

    - выявлять уровень собственной самооценки

    Задания

    3.6 – 3.10,

    3.12

    3.2

    Самоопределение личности

    1

    (10)

    Урок усвоения новых знаний. Эвристическая-кая беседа

    Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение

    Знать:

    - определение понятия «самоопределение личности»;

    - виды самоопределения

    - определение понятия «профессиональное самоопределение»

    Уметь:

    - называть свои ценностные ориентации

    Задание 3.11

    Мотивационная сфера

    Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

    Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей

    Знать:

    - определение понятия «мотив»,  «мотивация»;

    - определение понятия «потребность»;

    - виды потребностей.

    Уметь:

    - выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;

    - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

    Задание 3.13

    3.3

    Общение

    1

    (12)

    Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

    Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

    Знать:

    - определение понятия «общение»;

    - определение понятия «деловое общение»;

    - признаки делового общения

    Уметь:

    - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;

    - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

    Задания 3.14

    Конфликты

    1

    (13)

    Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

    Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

    Знать:

    - определение понятия «конфликт»;

    - виды конфликтов;

    - способы разрешения конфликтов.

    Уметь:

    - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

    Задания

    3.15

    3.16

    4. Мир профессий (10 часов)

    4.1

    Профессия, специальность специализация квалификация

    1

    (14)

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

    Анализ различий между понятиями

    «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

    Знать:

    Этапы профессионального самоопределения;

    - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

    Уметь:

    - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

    - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

    - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

    Характеристика труда

    1

    (15)

    Урок усвоения новых знаний. Лекция

    Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий

    Знать:

    - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»

    Уметь:

    - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий

    Задание 4.1

    4.2

    Классифи-кация профессий

    1

    (16)

    Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа

    Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

    Знать:

    -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

    - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

    Уметь:

    - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

    Формула профессии. Профессио-грамма.

    1

    (17)

    Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа

    Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

    Знать:

    - определение понятия «профессиограмма»

    Уметь:

    - составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;

    - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

    Задание 4.2

    4.3

    Типы профессий. Матрица выбора профессии.

    1

    (18)

    Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа

    Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

    Знать:

    - основные типы профессий;

    - ведущий предмет труда каждого типа профессии

    Уметь:

    - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

    Задания 4.3 – 4.6

    4.4

    Характеристика профессий типа «человек - человек»

    1

    (19)

    Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

    Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек - человек»;

    - подтипы профессий типа «человек - человек»;

    - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);

    - ПВК профессий типа «человек - человек».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».

    4.5

    Характеристика профессий типа «человек - техника»

    1

    (20)

    Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

    Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек - техника»;

    - подтипы профессий типа «человек - техника»;

    - ПВК профессий типа «человек - техника».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».

    4.6

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    (21)

    Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система».  ПВК профессий типа «человек – знаковая система».  Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».  

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;

    - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;

    - ПВК профессий типа «человек – знаковая система».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – знаковая система».  

    4.7

    Характеристика профессий типа «человек - природа»

    1

    (22)

    Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

    Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа  «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».

    - ПВК профессий типа  «человек - природа».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек - природа».

    4.8

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    (23)

    Урок усвоения навыков и умений. эвристический семинар

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».   Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».     ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

      Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ».  

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек – художественный образ».  

    - подтипы профессий типа «человек – художественный образ».    

    - ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – художественный образ».  

    5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

    5.1

    Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

    1

    (24)

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

    Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

    Знать:

    - определение понятий «склонности», «интересы»

    Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

    1

    (25)

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

    Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор

    Уметь:

    - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере

    Задания 5.1,

    5.2

    5.2

    Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)

    1

    (26)

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

    Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

    Знать:

    - определение понятий  «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».

    - виды профессиональной пригодности, их сущность.

    Уметь:

    - пояснять сущность профессиональной пригодности.

    Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)

    1

    (27)

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

    Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор

    Уметь:

    - обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор

    Задание 5.3

    5.3

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

    (надо)

    1

    (28)

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра

    Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

    («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

    Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий

    Знать:

    - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

    - Компоненты и субъекты рынка труда.

    Уметь:

    - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

    5.4

    Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

    1

    (29)

    Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

    Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

    Знать:

    - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

    Уметь:

    - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

    5.5.

    Мотивацион-ные факторы выбора профессии

    1

    (30)

    Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

    Мотивационные факторы выбора профессии.

    Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

    Знать:

    - мотивационные факторы выбора профессии.

    Уметь:

    - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

    - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

    6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

    6.1

    Карьера. Виды карьеры

    1

    (31)

    Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач

    Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры

    Знать:

    - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;

    - отличительные признаки различных видов карьеры.

    Уметь:

    - проектировать варианты своей будущей карьеры

    Профессио-нальный рост

    1

    (32)

    Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы

    Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста

    Знать:

    - определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»

    Уметь:

    - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;

    - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

    7. Обобщение (2 часа)

    7.1

    Зачет

    1

    (33)

    Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование

    Обобщение изученного теоретического материала

    Задание 7.1

    Построение личного профессио-нального плана

    1

    (34)

    Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика

    Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта

    Уметь:

    - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;

    - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

    Задание 7.2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

    по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

    Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

    Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

    календарно тематическое планирование по элективному курсу в 9 классе

    Элективный курс в 9 классе по теме " Функции, графики функций"...

    Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

    Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

    Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

    Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

    Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

    Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...