Элективный курс "Человек и профессия"
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Стазаева Ольга Георгиевна

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно­сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессио­нальной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адапти­руясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_professiya._elektivnyy_kurs.docx48.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 136

  Рассмотрено:

На заседании ШМО                                                                                                                                                                                      Утверждаю

_______________________________                                                                                                                    _______________(Л.Г. Шершнева)

_______________________________                                                                                                                    директор МБОУ СОШ № 136

ПРОТОКОЛ №________                                                                                                                                        приказ №_______________

От ____________________________                                                                                                                    От ______________________2012 г.

Руководитель ШМО

__________________/Стазаева О.Г./

Человек и профессия

Элективный курс (предметный)

Учитель:  Стазаева Ольга Георгиевна

Екатеринбург

2012

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

При разработке программы использованы элементы элективного курса профориентационной направленности «Человек и профессия»(авторы составители:Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина).

Цель:Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи:

помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально- экономических условиях;

обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

психологические особенности личности;

самоопределение;

профессиональные интересы и склонности, способности;

классификация, типы и подтипы профессий;

профессиограмма;

профессиональная пригодность;

проектирование профессионального жизненного пути;

карьера, виды карьеры;

в личный профессиональный план;

общение;

самооценка;

профпригодность;

компенсация способностей;

рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

раскрывать психологические особенности своей личности;

выявлять свои способности и профессиональные интересы;

определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

работать с профессиограммами;

ориентироваться в типах и подтипах профессий;

составлять личный профессиональный план;

проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

обучение через опыт и сотрудничество.

Предполагается  использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Программа рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

                                                1 четверть:  1час  в нед.* 8нед. = 8 часов

2 четверть:1час  в нед.* 8нед. = 8 часов

3 четверть:1час  в нед.*10 нед.= 10 часов

4 четверть:1час  в нед.* 8нед.   = 8часов

                                                           Резерв 1 час

Учебно-методический комплекс

Методическое, дидактическое обеспечение

Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина; под редакцией Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа);

Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.  – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа);

Самоопределение учащихся: пособие для учащихся VIII-IXклассов /А.В. Меринков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

Средства, реализуемые с помощью компьютера:

CDЭлектронное сопровождение элективного курса «Человек и профессия». ООО Глобус

CD «Технология основных сфер профессиональной деятельности»/ О.Г. Стазаева

библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации)

презентации по ключевым темам курса;

интернет-ресурсы;

График прохождения программного материала

ТЕМА

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

резерв

I четверть

II  четверть

III четверть

IV четверть

Порядковый номер недели

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

К А Н И К У Л Ы

9

10

11

12

13

14

15

16

К А Н И К У Л Ы

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

К А Н И К У Л Ы

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Введение.

1

Технологии основных сфер профессиональной деятельности

3

Мир профессий

9

Познавательные процессы и способности личности

4

Психология личности

6

Профессиональное самоопределение

7

Подготовка к будущей карьере

2

Обобщение

2

ИТОГО

35

8

8

10

8

1

Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Технологии основных сфер профессиональной деятельности

3

2.1

Технологии индустриального, агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии

1

2.2

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности;  в торговле и общественном питании.

1

2.3

Арттехнологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Технология управленческой деятельности.

1

III

Мир профессий

9

3.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

1

3.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

3.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

3.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

3.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

3.6

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»

1

3.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

3.8

Характеристика профессий типа «человек-художественный образ»

1

IV

Познавательные процессы и способности личности

4

4.1

Память. Внимание

1

4.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

4.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

1

4.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

V

Психология личности

6

5.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

5.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

5.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

VI

Профессиональное самоопределение

7

6.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

6.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

6.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

6.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

6.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VII

Подготовка к будущей карьере

2

7.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

VIII

Обобщение

2

8.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

2

ИТОГО:

34

Содержание курса «Человек и профессия»

I.        Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

определение понятия «личный профессиональный план»;

роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

перечислять основные разделы программы курса;

составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

•        о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II.     Технологии основных сфер профессиональной деятельности

Технологии индустриального, агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности;  в торговле и общественном питании.Арттехнологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Технология управленческой деятельности.

Учащиеся должны знать:

Сферы трудовой деятельности

Учащиеся должны иметь представление:

Специфику профессиональной деятельности в различных сферах производства.

III.        Мир  профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда:

характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

выявлять тип своей будущей профессии;

определять свои профессиональные предпочтения;

выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);

формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

IV.        Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «память», «внимание»;

виды памяти и внимания;

качества внимания;

определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

виды мышления;

формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

основные операции мышления;

основные качества мышления;

определение понятия «способности»;

основные виды способностей;

особенности интеллектуальной сферы;

типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

называть основные процессы памяти;

перечислять основные виды памяти;

указывать отличительные особенности различных видов памяти;

определять особенности своей памяти;

перечислять основные приемы и методы запоминания;

перечислять основные качества и виды внимания;

объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

определять особенности своего внимания;

объяснять, как происходит познание окружающего мира;

перечислять формы чувственного познания; в перечислять типы мышления;

определять свой преобладающий тип мышления;

называть формы логического мышления и определять их сущность;

перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

определять тип своего интеллекта;

объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей

V. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

типы нервной системы;

типы темперамента;

определение понятия «потребности»;

виды потребностей;

особенности делового общения;

определение понятия «конфликт»;

пути предотвращения и разрешения конфликтов;

особенности своей личности;

определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

называть типы нервной системы и их различия;

определять свой тип нервной системы;

выявлять свой ведущий тип темперамента;

определять наиболее типичные черты своего характера;

исследовать формы проявления характера;

выявлять уровень самооценки;

называть отличительные признаки видов мотивации;

использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

называть различные виды потребностей;

указывать основные признаки делового общения;

перечислять способы разрешения конфликтов;

определять свой уровень конфликтности;

объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

VI.        Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

виды профпригодности;

компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

называть мотивационные факторы выбора профессии;

называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

о важности решения проблемы выбора профессии.

VII.        Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

 о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VIII.        Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

•        определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

•        провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса "Выбирающему профессию юриста"

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...

Программа элективного предмета «Проектирование профессий»

Элективный курс «Проектирование профессии» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он ...

Элективный курс "Выбирающему профессию учителя истории"

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже определились с выбором профессии. Цель. этого  курса:содействие самоопределению личности и создание условий для ее реализации...

Элективный курс "Основы профессии гид-переводчик"

Элективный курс рассчитан на 34 часа для 9 класса....

Элективный курс "Выбор профессии"

Реализация идеи профильности ставит учащихся старших классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении дальнейшего образования.Практической ц...

Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"

Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...

Элективный курс "Выбор профессии"

Элективный  курс "Выбор профессии", 9 класс...