ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме

Мешкова Елена Анатольевна

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно  выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Человек и профессия»

                                                                                                              Составитель: педагог-психолог

                                                                                                                                       Е.А.  Мешкова

«Человек и профессия»

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. По результатам опроса 78% обучающихся ГОУ «Кадетская школа-интернат «Кадетский корпус МЧС» не определились с дальнейшим профес-сиональным маршрутом.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. При составлении программы  использовалось методическое пособие «элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». Авторы - составители: Л.Н. Боровская,Е.А. Сапрыкина,О. Ю. Просихина.  Практические задания  представлены в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», разработанной коллективом авторов МОУ МУК. Ссылка на задания дана в колонке «Дидактические средства». Например, задание 2.2).  На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, презентация по выбранной специальности, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:

  • программа;
  • методическое пособие для учителя;
  • «Дневник профессионального самоопределения»;
  • дидактический материал на электронных носителях.

Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.

Тематическое планирование

курса «Человек и профессия»

n/n

Наименование тем

Количество
часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

2

II

Познавательные процессы и способности личности

6

12

2.1

Память. Внимание

2

4

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

2

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

4

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

2

III

Психология личности

6

12

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

4

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

4

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

4

IV

Мир профессий

10

20

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

2

4.4

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

2

4.5

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

2

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

2

4.7

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

2

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

2

V

Профессиональное самоопределение

7

14

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

4

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

4

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

2

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

2

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

2

VI

Подготовка к будущей карьере

2

4

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

4

VII

Обобщение

2

4

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

2

4

ИТОГО:

34

68


Содержание курса «Человек и профессия»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • перечислять основные разделы программы курса;
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;
  • виды памяти и внимания;
  • качества внимания;
  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «вообра-жение»;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  • виды мышления;
  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  • основные операции мышления;
  • основные качества мышления;
  • определение понятия «способности»;
  • основные виды способностей;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;
  • перечислять основные виды памяти;
  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  • определять особенности своей памяти;
  • перечислять основные приемы и методы запоминания;
  • перечислять основные качества и виды внимания;
  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  • определять особенности своего внимания;
  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;
  • перечислять формы чувственного познания;
  • перечислять типы мышления;
  • определять свой преобладающий тип мышления;
  • называть формы логического мышления и определять их сущность;
  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  • определять тип своего интеллекта;
  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопре-деление.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • определение понятия «потребности»;
  • виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • определение понятия «конфликт»;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопреде-ление», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • исследовать формы проявления характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • называть отличительные признаки видов мотивации;
  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • называть различные виды потребностей;
  • указывать основные признаки делового общения;
  • перечислять способы разрешения конфликтов;
  • определять свой уровень конфликтности;
  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профес-сионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек- природа», «человек-художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъяв-ляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек- человек», «человек- техника», «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек- художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • определять свои профессиональные предпочтения;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек - человек», «человек-техника»,«человек - знаковая система»,«человек-природа», «человек-художест-венный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специа-льные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  • виды профпригодности;
  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Список   использованной  литературы:

1.Белова  Т.В. Справочник  начинающего  профконсультанта / Т.В. Белова, И.А. Волошина, А.А. Солнцева. М. 1998.

2.Климов Е.А. Как выбрать профессию / Е. А.  Климов. – М.: Просвещение, 1990.

3.Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я Жукина. М., 1997.

4.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин.М., 1984.

5.Мир человека: учебное пособие /под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993.

6. Орлов Ю.М.  Самосознание и самовоспитание характера: Беседы  психолога со старшеклассниками/ Ю.М. Орлов.  М., 1987.

7.Петровский А.В. Что мы знаем  и  чего не знаем о себе? / А.В. Петровский. М., 1988.

8.Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Э.М. Митиной.

М., 2003.

9.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / под ред. С.Н.  Чистяковой, А.Я. Журкиной . М.: Просвещение, 1993.

10.Профессиональные пробы школьников / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2000.

11.Прощицкая  Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. М.: Просвещение, 1991.

12.Прощицкая  Е.Н.  Практикум  по выбору профессии /   Е.Н. Прощицкая. М.: 1996.

13.Пряжников  Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Н.С. Пряжников М.: ВАКО, 2005.

14.Резапкина  Г. В.  Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина.-М.: Генезис , 2005.

15.Резапкина  Г. В.  Секреты выбора профессии/ Г.В. Резапкина. М., 2003.

16.Резапкина  Г. В.  Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина .М., 2004.

17.Селевко Г.К.  Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина .- М.,2001.

18.Твоя профессионадльная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений /П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило  и др.- Под ред. С.Н. Чистяковой. - М..: Просвещение,2006.

19.Черникова Т.В.  Профессиональная  поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. М.: Глобус,2006.  

20.Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной отриентации в предпрофильной подготовке школьников / С.Н.  Чистякова. М.: АПК и ПРО, 2003.

21.Чистякова С.Н.  Основы профессиональной ориентации школьников /

С.Н. Чистякова / под ред. В.А  Сластенина. М.: Просвещение, 1983.

22.Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. /С.Н. Чистякова.- М., 2003.

23.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности/ П.А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.

24.Экциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е.Ананьевой, В. Белоусовой.

М.: Аванта, 2003.  

25.Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое  пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Боровская,О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской.-М.: Глобус, 2007. – 80 с.- (Профильная школа ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Эссе "Моя профессия - педагог-психолог"

Размышления о профессии педагог - психолог...

Образовательная программа «Я принимаю вызов» 5 класс. Составитель – педагог-психолог МАОУ СОШ №1 г. Когалыма Орлова Н.Т.

Программа направлена на профилактику употребления психоактивных веществ и пропаганду здорового образа жизни....

Источники творчества в профессии школьного педагога-психолога

Эссе на тему "Российское движение школьников как источник творчества"...