Источники творчества в профессии школьного педагога-психолога
статья по психологии

Артамонова Янина Алексеевна

Эссе на тему "Российское движение школьников как источник творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_artamonova.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Российское движение школьников как источник творчества

Многие родители думают, что школьный педагог - психолог это волшебник, который изменит их жизнь и жизнь детей за одно мгновение, как в сказке. Да, такое возможно. Но чудеса случаются не, потому что их, по взмаху волшебной палочки, создает психолог, а потому что родители и дети готовы к ним, они верят в свой успех. Главной и самой трудной задачей в работе школьного педагога - психолога – добиться этого желания от ученика. Можно сказать, что психолог может научить создавать свою жизнь, показать, как это делается, рассказать, почему раньше не получалось и помочь избавиться от внутренних ограничений. Для этого школьному психологу необходимо постоянно искать новые ресурсы и источники для своего творчества, учиться и развиваться.

Источником творчества в моей работе является Российское движение школьников. РДШ - это неиссякаемый ресурс, с помощью которого возможно решить многие социально-психологические проблемы современных школьников: скорректировать их поведение и направить в нужное русло.

В Российском движении школьников существует четыре основных направления: военно-патриотическое, гражданское, личностное и медийное. Для активистов РДШ открываются более широкие возможности приобретать навыки в разнообразных направлениях деятельности:  принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников других регионов страны.

Направление «Личностное развитие» помогает ученикам выбрать будущую профессию и привлекает подростков к здоровому образу жизни. Ученики имеют возможность принять участие в мастер-классах различных колледжей и университетов города. Получать знания о плюсах и минусах профессий, посещать учебные заведения на Днях открытых дверей. Участвовать в спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Данное направление помогает мне выполнять профориентационную работу в школе в интересной для детей форме. Больше нет скучных лекций, которые я слушала, обучаясь в школе. В РДШ у учащихся появилась возможность попробовать уже сейчас себя в той или иной профессии. Огромное количество спортивных мероприятий помогает в работе с активными детьми начальных классов. Не все дети могут посещать спортивные секции. Именно участие ребенка в спортивных состязаниях может удовлетворить его активность.

Направление «Гражданская активность» позволяет ученикам заниматься волонтерством, поисковой деятельностью, изучением истории России, краеведением, созданием и развитием школьных музеев, экологией. Ученики оказывают помощь социально-незащищенным группам населения (детский дом, дома для престарелых и инвалидов, приют для кошек и собак, солдатам). Участвуют в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.. Вносят вклад в улучшение экологии родного края и сохранение природных ресурсов. Данные мероприятия помогают ученикам сформировать ценности доброты и милосердия, чувство эмпатии и сострадания. Прививает к ответственности за свои действия. Данное направление помогает мне корректировать поведение учеников подросткового возраста.

Военно-патриотическое направление воспитывает юных армейцев, спасателей, друзей полиции и инспекторов движения. Повышает интерес у детей к службе в ВС РФ. Данное направление помогает мне добиться дисциплины, соблюдения субординации и уважения к взрослым от самых трудных учеников.

Информационно-медийное направление дает возможность ученикам развивать себя, как будущих журналистов. Создавать школьные газеты, радио и телевидение, дискуссионные площадки, работать в социальных сетях. Ученики развивают свои организаторские способности, повышают ораторское мастерство и искусство речи. Данное направление помогает мне в работе с закомплексованными учениками.

Все направления Российского движения школьников в комплексе дают возможность для повышения самооценки учеников, раскрытия их лидерских качеств и талантов, помощи в поиске себя и своего значения в этом мире, формирование уверенных в себе школьников.

Каждый ребенок в школе индивидуален, многогранен, талантлив, удивителен. Мы все талантливы в какой-либо деятельности. Но не все нашли эту деятельность или не научились правильно проявлять свои способности в ней. Одной из моих главных задач, как педагога-психолога – это определить способности ученика и подобрать для него ту деятельность, где он сможет себя проявить. Ребенку главное понять, кто он такой и что он может сделать в этом мире, найти себя.

Во время индивидуальной консультации с ребенком, я создаю комфортную, доверительную среду. Выявляю проблему ученика, причины появления проблемы. И, исходя из его увлечений, хобби и личностных качеств я направляю его в ту деятельность Российского движения школьников, которая поможет ему решить свои проблемы, недостатки и стать для себя героем. Ведь только в той ситуации, когда ребенок нашел свою нишу в этом мире, он становится уверенным в себе и целеустремленным.

В начальной школе, чаще всего родители самостоятельно выбирают кружок или секцию для своего ребенка. Выбор зависит от удобного времени, местоположения, бюджета родителей, иногда от несбывшихся личных желаний. В такой ситуации желание родителей не всегда совпадает с желанием ребенка. Самое главное правило на начальных этапах это интерес самого ребенка. Только тогда он начнет проявлять свою мотивацию на занятиях, развиваться и добиваться успехов. Иногда, родителям хочется, чтобы их ребенок умел и знал все, поэтому записывают его на 3-4 кружка. В этом случае он переутомляется и начинает протестовать. Если же ребенку не нравятся занятия, то к подростковому возрасту вместо пьедесталов и кубков ждите агрессию и вранье.

В средней школе у учеников на первое место выходит общение со сверстниками. Если до этого момента у подростка не появилось значимой деятельности, где он чувствует себя успешным, он будет проводить все свое свободное время с друзьями. Будет стараться любыми способами, не всегда положительными, завоевать уважение среди своих одноклассников. В этом случае мы сталкиваемся с девиантным поведением. Есть другой вариант. Когда подросток следует за группой сверстников, только бы не стать изгоем. Играет в футбол, который ему не нравится и т.д.. Поведение такого подростка не соответствует установившимся нормам в обществе. В таких ситуациях, я корректирую поведение ученика с помощью массовых мероприятий РДШ. Где у ребенка появляется возможность познакомится с другой группой сверстников и начать заниматься той деятельностью, которая ему по душе.

Если к старшей школе, ученик не нашел себя, не выявил свои сильные стороны, он не знает кем ему быть: какую выбрать профессию, куда идти учиться. За них опять выбирают родители. А потом оказывается, что из университета отчислили и вся жизнь комом катится с горы. На этапе старшей школы я выявляю таких учеников с помощью профориентационного тестирования и активно внедряю в направление РДШ «Личностное развитие», где юноши и девушки знакомятся с различными профессиями.

Очень важно, на этапе начальной школы определить способности ребенка и совместно выбрать деятельность, которая будет отвечать требованиям и ребенка и родителей. Не стоит в случае неудач сразу же менять деятельность, дайте время адаптироваться к новому ритму.

Таким образом, Российское движение школьников в моей работе психолога дает мне возможность корректировать поведение учеников и направлять их в ту деятельность, где они станут успешными и сильными. Огромное количество мероприятий по различным направлениям дают мне источник для творчества.

Закончить хочется высказыванием американского психолога Уоррена Бенниса - «Существует два способа быть творческим. Можно петь и танцевать. Или, можно создать среду, в которой певцы и танцоры будут процветать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...

Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении. Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.

Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода....

План работы школьного педагога-психолога

План работы школьного педагога-психолога с календарным планированием, соответсвует Профессиональному стандарту Психолога....

Материал для стенда школьного педагога-психолога.

Рекомендации по профилактике депрессии....