Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие".

Урок с использованием АМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sotsialnoe_vzaimodeystvie.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по теме : Социальное взаимодействие .

10 класс профильный уровень.

Цели:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

Уметь

  • характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлятькомплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  •   сравнивать социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  •   объяснять: внутренние и внешние связи
  • участвовать в дискуссияхпо актуальным социальным проблемам;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая работа.

Используемые методы: АМО.

План урока:

1.Понятия  социальное взаимодействие и социальное действие.

2. Формы социального взаимодействия.

3.Социальное взаимодействие в условиях социализации личности.

Ход урока.

Учитель обществознания. 

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы: субъекты этой связи, предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Психолог. Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Учитель обществознания. 

Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Отработка заданий С4, 6 ЕГЭ по обществознанию.

1 этап. Стадия   «Вызова».  

Каждой группе предлагается ситуация.

1 группа «Робинзон на острове». Ответить на вопрос: было ли у Робинзона социальное взаимодействие до встречи с Пятницей.

2 группа «Пустота».

3 группа  «Дом»

Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время проведения: 20 минут.
Материалы: карточки с изображением животных.
Процедура проведения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психолог. Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.

Учитель обществознания. 

Задание. Необходимо определить существует ли социальное взаимодействие в предложенных ситуациях.

2.этап.Работа с понятиями. 

Психолог.   Содержание процесса социализации включает 2 сферы: первая  сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это,  прежде всего переход от монологического общения к диалогическому,  децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Вторая  сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях,  установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания – вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации. 

Личностные ориентиры и эмоциональный статус, эмоциональные состояния которые возникают, психотип возникающий при межличностных связях, как проблемных ситуациях выбора,  так и положительных, роль эмоционального  состояния в группе и в отдельности личности, элемент саморегулирующей деятельности как личности и личности в группе.

Учитель обществознания. 

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей.

Отработка задания С5 ЕГЭ по обществознанию.

Предложить другие определения понятий  и составить 2 предложения к ним.

Возможные варианты ответа:

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других.

Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом.

Предложения.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу.

Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений.

Взаимодействие индивидов зависит  от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта.

3 этап. Практический.

Учитель обществознания. 

Существуют следующие  формы   взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Кооперация одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Конкуренция одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами. К. обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике. Конкуренция тем не менее генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну.

Конфликт это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе решения проблемы (объект), имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.

ПСИХОЛОГ. Задания группам. Смоделировать ситуации, характерные для каждой формы взаимодействия.

Далее каждой группе предлагается выполнить задания в тренинговой форме.

1 группа. Упражнение «Связующая нить». Отражает идею кооперации.
Цель: сплочение коллектива.
Время проведения: 20 мин.
Материалы: клубок ниток.
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.

Рефлексия.

2 группа.  Выбираю объект для подарка.

3 группа Тренинг  продаж. Борьба за клиента.

Самое сложное в жизни избежать или предотвратить или разрешить конфликт. Психологи предлагают следующую стратегию поведения в конфликтной ситуации:

Этапы разрешения конфликта:

         создать атмосферу сотрудничества;

         стремиться к ясности отношений и общения;

         признать наличие конфликта;

         договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

         очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

        добиться соглашения;

         установить срок решения;

         Воплотить план в жизнь;

         Оценить принятое решение.

4 этап. Закрепление.

Учитель обществознания. 

Решение тестовых заданий.

1.Социальное взаимодействие - это (один ответ):

а-действие, совершаемое субъектом в интересах других лиц или групп

б-действие, вызывающее ответное действие

в-действие, направленное на других лиц с целью применить их поведение в интересах субъекта данного действия

г- действие, совершаемое субъектом в своих, социально обусловленных интересах

2.Социальные взаимодействия предполагают наличие сходных:

1. интересов
2. ценностных представлений
3. возможностей
4. убеждений
обеспечивающих соответственно:
а) конфликтный характер связи между партнерами
б) упорядоченность, сопряженность действия партнеров
в) инновационный характер поведения партнеров
г) возникновение взаимных симпатий между партнерами

3. Такие типы социальных взаимодействий, как:

1. кооперативные
2. конкурентные
обладают соответственно следующими признаками:
а) направленность на решение общих задач
б) направленность на решение частных задач
в) понимание возможности достижения цели только посредством организации обоюдовыгодной эффективной взаимопомощи
г) стремление навязать партнеру наименее выгодный для него способ действия

4. Такие компоненты конфликта, как:
а) инцидент
б) возникновение противоречия в интересах участников взаимодействия
в) осознание невозможности разрешения противоречия неконфронтационным путем
г) возникновение объекта, представляющего интерес для партнеров располагаются в следующей логической последовательности:

  • -б, а, в, г
  • -б, в, г, д
  • -г, а, б, в
  • - г, б, в, а

5. Основными элементами социального

  • Поведения выступают:
  •        А. Потребности
  •        Б. Цели.
  •        В. Мотивация.
  •        Г. Воля.
  •        Д. Ожидания.
  •        Е. Желания.

6. Поступок – это действия, которые вы совершаете добровольно:

  •         А. Да.
  •         Б. Нет.

Выводы: 

1) Отношение является системообразующим фактором структуры личности (характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений). Личность должна рассматриваться через призму ее включенности в систему общественных отношений.

2) Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит. Выделяются 3 уровня в развитии системы отношений: низший уровень (примитивные физиологические влечения), средний (преобладание личного расчета в отношениях) или высший (преобладание общественных интересов). По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность. (Мясищев)

3) Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности, реализация которой осуществляется через мотивационную сферу и определяет психологический склад личности. (Ломов)

4) Направленность личности может быть рассмотрена как предрасположенность действовать определенным образом в определенной ситуации (сходно с понятием социальной установки).

5) Субъективные отношения (ценностные ориентации, привязанности, интересы и др.) выступают как способ включения личности в объективно развивающиеся общественные отношения. Они формируются и проявляются, прежде всего,  как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими. Субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок " Английский и психология".

Толерантность в современном обществе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Фрагмент интегрированного урока Английский язык + Психология. Работа над текстом, качественными прилагательными. Определение темперамента.

Задания направлены на отработку качественных прилагательных, для описания характера человека. Дается информация о типах темперамента. Учащиеся могут определить свой тип темперамента по определенными х...

Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни".

Данный урок поможет учащимся  актуализации представлений  о конфликтах, их структуре, видах и причинах;создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрица...

Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни" (10-й класс)

Сегодня конфликтные отношения постоянно возникают во всех сферах человеческой деятельности и порождают массу различных последствий. Причем не всегда эти последствия абсолютно негативны. Часто возникно...

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ "

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ С ПСИХОЛОГИЕЙ. СТАТЬЯ НАПИСАНА СОВМЕСТНО С ПСИХОЛОГОМ ЛИЦЕЯ ЗЫКОВОЙ Е. К....

Интегрированные уроки литературы с психологией

Новые подходы к преподаванию литературы в условиях ФГОС...