Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда
материал по теме

Ермишина Галина Георгиевна

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Разработала:

учитель Г.Г. Ермишина

Ростов-на-Дону

2012


Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

В условиях пенитенциарной школы одни учащиеся, отбывшие наказания за самые разные преступления ищут работу, чтобы вновь влиться в обычную жизнь без решеток на окнах, другие, снова идут на повторные преступления.

Сейчас в Российской Федерации практически отсутствует система поддержки бывших заключенных: какой резон нанимать на работу ранее судимого россиянина? Работодатель должен иметь моральное удовлетворение, так как он, способствует безопасности своего предприятия. Потому что, если люди, которые вышли из заключения не получат работы, и у них не будет, где жить, - то они, естественно, становятся потенциальными преступниками.

Актуальность данной темы заключается в том, что учащиеся пенитенциарной школы после покидания мест лишения свободы вступают в трудовую жизнь почти вслепую. Большинство не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор профессии, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Поэтому для учащихся пенитенциарной колы должен быть разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Профессиональная ориентация в пенитенциарной школе должна быть направлена на решение следующих задач:

- ознакомление с миром профессий;

- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

- ознакомление с правилами выбора профессии;

- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются учащиеся закрытого социума, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

В выборе профессии немаловажную роль может сыграть психолог или классный руководитель. Можно предложить на внеклассных часах тему или на уроках психологии курс «Выбор профессии», который предоставит информацию о мире профессий и профессиональной ориентации, поможет сформировать способность соотносить свои индивидуально-психологические особенности с  собственными возможностями, с требованиями выбираемой профессии учащимися пенитенциарной школы.

Методы ведения занятий должны быть выбраны, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы и в завершение курса создание собственного проекта-презентации «Профессия, которую я выбираю». Учитывая, высокий интерес учащихся к компьютерным технологиям, последний вид работы особенно для них привлекателен. Во время занятий по курсу «Выбор профессии» педагог предоставляет информацию о таких понятиях как предмет труда, цель труда,  средства труда и т.д. Составляется план, по которому необходимо подобрать соответствующий материал:

  1. Название профессии
  2. История возникновения
  3. Предмет труда
  4. Цель труда
  5. Средства труда
  6. Условия труда
  7. Характер труда
  8. Требования профессии к человеку
  9. Медицинские ограничения
  10. Требования к уровню образования
  11. Где можно получить образование и подготовку
  12. Обоснование своего выбора

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности). Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья). Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" - (потребности общества в кадрах). Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Необходимо также привлекать волонтеров из общественных организаций, которые оказывают юридическую и психологическую помощь. Кроме того, на стендах в школе можно разместить контактные данные о центрах трудоустройства бывших заключенных, которых, увы, редко принимают на работу. Предприятия, которые берут к себе на работу тюремный контингент, получают льготы.

Немаловажным является налаживании связи с бизнесом. Предприниматели охотно предоставляют оборудование, на котором работают заключенные. Товар, произведенный учащимися можно реализовывать. Деньги можно переслать родственникам или потратить на собственные нужды.

Государство также должно стимулировать нанимателей, чтобы они брали на работу бывших заключенных, должна быть программа. Правительство рассматривает закон о социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. И в этом законе, помимо строительства реабилитационных центров, помимо различных программ, предусмотрено квотирование рабочих мест в различных организациях для людей, которые отбыли наказание.

Подводя итоги сказанному, по отзывам учащихся, которым демонстрировалась представленная информация -важна, интересна, познавательна, доступна; позволяет выбрать правильное направление в существующих условиях пенитенциарной школы и на существующем рынке труда .


Список использованных источников

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя/ С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина, А.И.Цуканов/ Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 189 с.
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2009. – 240 с.
  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2009. – 176 с.
  5. http://pedsovet.su/load/191-1-0-7586, 12.01.2011, 12:17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

Доклад "Создание условий для жизненного, личного и профессионального самоопределения учащихся"

В «ЦРТДЮ» пгт. Черноморского объединение «Юный дизайнер» создано в 2011 году. Программа «Юный дизайнер» - авторская. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Учащиеся мо...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...