Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")
материал (10 класс)
«Как хорошо , когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с
душевными склонностями»
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Поэтому для себя я решила, что проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе - интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников моего класса, которая будет включать в себя как получение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.
Цель моей работы заключается в осуществлении помощи воспитанникам моего класса в определении осознанного выбора профессии.
Для достижения цели мною были поставлены следующие
задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышения уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследования учащимися своих способностей и возможностей;
- построение жизненной перспективы.
Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.
Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать.
Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме. Следовательно, первым этапом моей работы послужили – диагностические исследования - это неотъемлемая часть воспитательной работы.
Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.
Мною был составлен план работы по профориентации.
План:
1. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Диагностика воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии (тестирование и анкетирование).
3. Профессиональный тренинг по выбору Моё профессиональное будущее».
4. Круглый стол «Куда пойти учиться?». Производственная практика на связь отделение.
5. Встреча с представителем центра занятости Симферопольского района.
6. Экскурсия в Симферопольский транспортный техникум. Производственная практика.
7. Беседа с учащимися, нуждающимися в особом контроле со стороны взрослых» Моё будущее – моими глазами.
8. Посещение в Кооперативный техникум.
9. Ярмарка вакансий в поселок Молодёжное симферопольского района.
10. Беседа «Профессия- сферы быта. Кто нас обслуживает»;
11. Встреча со студентами ВГУ, ветеринарной академии. Производственная практика в пекарню.
12. Ток- шоу «Выбор будущей профессии».
13. Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы».
14. Экскурсии в: 26- ПТУ, 25- ПТУ.
15. Видеолекторий «Профессии. востребованные на рынке труда».
16. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий».
19. Родительское собрание «Роль семьи в определении будущей профессии обучающихся».
Во время каждого занятия провожу словарную работу с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.
С целью воспитания, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственного. Трудолюбивого, ответственного, творческого, коммуникабельного, инициативного и компетентного гражданина, формирования интереса к будущей профессии, я провела для учащихся своего класса круглый стол «Мир профессий» в ходе которого, по замыслу педагога. Приглашенные гости – инспектор ГИБДД Симферопольского района, врач – педиатр, инженер – программист, водитель. Учитель, воспитатель, специалист центра занятости – должны были как можно подробнее ознакомить обучающихся с особенностями своей профессии.
В соответствии с темой круглого стола, я помогла учащимся актуализировать главную формулу правильного выбора будущей профессии «Хочу – могу- надо». Совместно с педагогом – психологом школы – интерната Ожеговой А.А. была проведена значительная подготовительная работа (тестирование, анкетирование), позволившая определить склонность учащихся к определенной профессии.
В ходе последующего диалога школьники делились с присутствующими своими соображениями об интересующих профессиях, а приглашенные специалисты давали практические советы и рекомендации, другую полезную и информацию.
В заключение заседания круглого стола была проведена рефлексия: школьники обсудили, что им понравилось больше всего.
Мероприятие достигло поставленной цели. В ходе заседания круглого стола были использованы мультимедийные технологии, продемонстрирована работа в парах, в группах.
В результате проведения мероприятия «Мир профессий» у школьников сформировалась:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека. О рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
- умения находить выход из проблемной ситуацией, связанной выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально – производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;
- ценностное отношению к труду.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технически высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
В результате проведенной работы многие обучающиеся моего класса определились в выборе профессий. А именно: Олег и Амет выбрали профессию столяра. Денис хочет поступать в Транспортный техникум на факультет ремонт компьютерных сетей, а Руслан на автослесаря. Екатерина в школу изобразительных искусств, Кирилл в техникум радиотехники, Сергей профессиональным поваром и поступать в Кооперативный техникум, Семен судосборщиком в Севастополе. Эвелине нравится профессия медсестры, потому что она благодарная и очень важная.
Лавное для человека – этот здоровье! Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда! И тогда любая мечта станет реальностью.
-
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Формирование профессионального самоопределения учащихся
в условиях школы - интерната
(выступление из опыта работы на конкурсе
«Воспитатель года»)
Воспитатель,
Халилева Э.Х.
с. Ферсманово, 2017г.
«Как хорошо , когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с
душевными склонностями»
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Поэтому для себя я решила, что проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе - интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников моего класса, которая будет включать в себя как получение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.
Цель моей работы заключается в осуществлении помощи воспитанникам моего класса в определении осознанного выбора профессии.
Для достижения цели мною были поставлены следующие.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышения уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследования учащимися своих способностей и возможностей;
- построение жизненной перспективы.
Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.
Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать.
Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме. Следовательно, первым этапом моей работы послужили – диагностические исследования - это неотъемлемая часть воспитательной работы.
Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.
Мною был составлен план работы по профориентации.
План:
1. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Диагностика воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии (тестирование и анкетирование).
3. Профессиональный тренинг по выбору Моё профессиональное будущее».
4. Круглый стол «Куда пойти учиться?». Производственная практика на связь отделение.
5. Встреча с представителем центра занятости Симферопольского района.
6. Экскурсия в Симферопольский транспортный техникум. Производственная практика.
7. Беседа с учащимися, нуждающимися в особом контроле со стороны взрослых» Моё будущее – моими глазами.
8. Посещение в Кооперативный техникум.
9. Ярмарка вакансий в поселок Молодёжное симферопольского района.
10. Беседа «Профессия- сферы быта. Кто нас обслуживает»;
11. Встреча со студентами ВГУ, ветеринарной академии. Производственная практика в пекарню.
12. Ток - шоу «Выбор будущей профессии».
13. Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы».
14. Экскурсии в: 26- ПТУ, 25- ПТУ.
15. Видеолекторий «Профессии. востребованные на рынке труда».
16. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий».
19. Родительское собрание «Роль семьи в определении будущей профессии обучающихся».
Во время каждого занятия провожу словарную работу с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.
С целью воспитания, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственного. Трудолюбивого, ответственного, творческого, коммуникабельного, инициативного и компетентного гражданина, формирования интереса к будущей профессии, я провела для учащихся своего класса круглый стол «Мир профессий» в ходе которого, по замыслу педагога. Приглашенные гости – инспектор ГИБДД Симферопольского района, врач – педиатр, инженер – программист, водитель. Учитель, воспитатель, специалист центра занятости – должны были как можно подробнее ознакомить обучающихся с особенностями своей профессии.
В соответствии с темой круглого стола, я помогла учащимся актуализировать главную формулу правильного выбора будущей профессии «Хочу – могу- надо». Совместно с педагогом – психологом школы – интерната Ожеговой А.А. была проведена значительная подготовительная работа (тестирование, анкетирование), позволившая определить склонность учащихся к определенной профессии.
В ходе последующего диалога школьники делились с присутствующими своими соображениями об интересующих профессиях, а приглашенные специалисты давали практические советы и рекомендации, другую полезную и информацию.
В заключение заседания круглого стола была проведена рефлексия: школьники обсудили, что им понравилось больше всего.
Мероприятие достигло поставленной цели. В ходе заседания круглого стола были использованы мультимедийные технологии, продемонстрирована работа в парах, в группах.
В результате проведения мероприятия «Мир профессий» у школьников сформировалась:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека. О рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
- умения находить выход из проблемной ситуацией, связанной выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально – производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;
- ценностное отношению к труду.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технически высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
В результате проведенной работы многие обучающиеся моего класса определились в выборе профессий. А именно: Олег и Амет выбрали профессию столяра. Денис хочет поступать в Транспортный техникум на факультет ремонт компьютерных сетей, а Руслан на автослесаря. Екатерина в школу изобразительных искусств, Кирилл в техникум радиотехники, Сергей профессиональным поваром и поступать в Кооперативный техникум, Семен судосборщиком в Севастополе. Эвелине нравится профессия медсестры, потому что она благодарная и очень важная.
Главное для человека – этот здоровье! Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда! И тогда любая мечта станет реальностью.
Спасибо за внимание!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно - отсталого обучающегося в условиях школы - интерната". Выступление на семинаре по дефектологии.
Толерантность - нравственная основа личности....
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании
В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...

Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профориентационной работы
Профессиональное самоопределение "Темперамент"...
Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования
В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
