"Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно - отсталого обучающегося в условиях школы - интерната". Выступление на семинаре по дефектологии.
статья на тему

 Кожевникова Елена Владимировна

Толерантность - нравственная основа личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tolerantnosti._vystuplenie_na_seminare.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


     Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности - одна их главных задач современности. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, во многом оно зависит от исторического опыта народов. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» имеют сходное значение. Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, т.е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия. Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.

Проблемы, связанные с воспитанностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находятся в центре внимания педагогов, в том числе и задачи формирования толерантного поведения. Причем умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, воспитателей,  но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной  конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Воспитанники коррекционных школ менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты — обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет  у них необходимые привычки.

В связи с этим, одной из задач нашего учреждения является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья толерантности как нравственной основы личности.

Мы  должны научить ребенка правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Но всего этого невозможно добиться, если ребенок не уважает себя и людей, живущих с ним рядом. Поэтому формирование толерантности необходимо начинать с формирования межличностных отношений.  Я считаю, что основой толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпение необходимо и в общении, и в труде. Терпение предполагает умение владеть собой в различных ситуациях. Воспитание терпения является непременным условием для формирования воли и характера. В нашей группе успешно создаются и соблюдаются условия воспитания толерантности у обучающихся.  

Это заключается в следующем:

  • Я стараюсь прививать своим воспитанникам чувство ответственности за свои слова и поступки.  От того, как успешно будут развиваться отношения ребенка со взрослыми, с детьми группы, зависят его взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере взросления;
  • Развиваю  навыки  коммуникативной толерантности воспитанников; 
  • Учу выражать свои чувства без агрессии и насилия;
  • Стараюсь организовать  жизнедеятельность детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
  • Стараюсь создать доверительность, открытость во взаимоотношениях между мной и воспитанниками;
  • Учу детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
  • Организую воспитательные часы, направленной на воспитание толерантности.

На воспитательных часах я:

  • Знакомлю детей с основными документами по защите прав человека (в доступной для их возраста форме); 
  • Закладываю духовно-нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка;
  • Развиваю уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков);
  • Разъясняю принятые в обществе нормы и правила поведения; 
  • Приобщаю ребенка к основам культуры, знакомлю с народным наследием; 
  • Воспитываю как гражданско-патриотические чувства, так и чувства принадлежности к мировому сообществу, семейные ценности. 

Стремлюсь в своей работе с детьми к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял себя толерантно и чувствовал себя полноценным свободным человеком.

В группе я знакомлю детей с национальными праздниками, с традициями своего народа и народов мира, сказками и играми народов мира,  провожу игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

Также я провожу занятия, цель которых -  познание себя и других людей,  формирование умения дружить, находить правильный выход из трудных ситуаций в общении, формирование чувства сопереживания, сочувствия к людям, а также знакомство с  правами человека.

По формированию толерантности мною были проведены следующие беседы:

«Умей уважать других»,  «Что такое дружба», «Друг познается в беде», «Это страшное слово- равнодушие», «Твоя ответственность перед тобой и коллективом», «Поговорим о дружбе»,  «Что такое толерантность», «Путешествие на планету Толерантность», «О добре и зле», «Наполним сердце добротой», «Доброжелательность и грубость», «Общение без конфликтов», «Конституция Республики Мордовия», «10 декабря- День прав человека», «Наши права и обязанности», «Право- это не только права», «Конституция РФ о межэтнических отношениях»,  «Речевой этикет», «Самая великая роскошь на земле» и многие другие.

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, изо дня в день, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие замкнутые, третьи проявляют свою агрессию всюду, т.е. у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Таким образом, мы убедились, что формировать толерантность у умственно отсталых школьников необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех занятиях, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям, при проведении режимных моментов. Чтобы у детей с нарушенным интеллектом «сердце становилось умным, а ум добрым», от педагога постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждому занятию, мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

Формирование личности умственно отсталого ребенка в условиях коррекционно-развивающей среды школы-интерната.

Формирование личности - сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными усл...

Доклад на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.

Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из в...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......

Статья "Особенности проектной деятельности обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) в школе-интернате"

   Активные формы обучения детей с ГУО являются актуальными и перспективными для современной школы-интерната. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительн...