Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся
статья

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессионального, образовательного и социального самоопределения, самоопределения как социальной пробы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

Головинская Е.В., к.п.н.,

Коновалова А.Е.,

Основная тенденция развития современного мира, оказывающая влияние на характер, направленность и темпы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, это переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Формами проявления этой тенденции, которые не может не учитывать коллектив общеобразовательной организации в своей работе, выступают:

  • стремительное повышение динамики развития технологий и техники, повышение степени неопределённости будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности (горизонтальной, вертикальной и территориальной);
  • информатизация и цифровизация производства и других сторон социально-экономический жизни;
  • персонализация производства и потребления;
  • увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций (soft skills), при сохранении значимости профессиональных компетенций (hard skills);
  • дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности (фриланс, коворкинг, распределённые проектные команды и т.д.), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни;
  • переход к «открытому обществу», основанному на внутреннем контроле, самостоятельности и ответственности каждого человека.

Все эти факторы значительно повышают требования к уровню профессиональной подготовленности работников как педагогического коллектива, так и к уровню всех компетенций выпускников.

Современные вызовы ставят перед системой образования новые требования. Современное общее образование не только в России, но и во всем мире все более ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, готовности к продолжению образования, а также личностного и профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение обучающихся является одной из приоритетных государственных задач, закрепленных в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом.

Работа в образовательных организациях по содействию профессиональному самоопределению учащихся ведется в том числе и в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в котором обозначены следующие личностные характеристики выпускника ("портрет выпускника школы"):

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

В настоящий момент обучающиеся включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения. Однако существующие подходы и организационные формы профориентации в разрозненном виде не обеспечивают в полной мере условия для осознанного профессионального выбора обучающимся общеобразовательных организаций.

Говоря о новой парадигме образования - «образования для жизни», ориентированного на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, готовности к продолжению образования, а также личностного и профессионального самоопределения, следует отметить, что под успешным профессиональным самоопределением следует понимать формирование индивидуального набора профессиональных компетенций каждым обучающимся в соответствии с собственными склонностями, интересами и возможностями. Это касается более широкого социально-образовательного самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

Такой вывод нам позволил сделать анализ, существующих противоречий, а именно:

- Существующие подходы и организационные формы профориентации в разрозненном виде не обеспечивают в полной мере условия для осознанного профессионального выбора.

- Профориентационные мероприятия обычно направлены на привлечение молодёжи к профессиям, актуально востребованным экономикой города, а также на знакомство с профессиональными организациями. При этом недостаточно решаются задачи подготовки растущего человека к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и к более широко понимаемому профессиональному самоопределению как построению и освоению образовательной и карьерной траектории.

Кроме этого, материально-техническое оснащение образовательных организаций не может, и не должно, в отличие от профессиональных организаций обеспечивать возможность профессиональных проб всего спектра профессий современного рынка труда.

Выявленные противоречия позволили нам определить точки роста в развитии профориентационной деятельности в школе на основе:

  1. Идеи единства профессионального, образовательного и социального самоопределения, самоопределения как социальной пробы. Обучающийся должен быть готов к такому повторяющемуся самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества.
  2. Реализации компетентностного подхода к организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения. Сопровождение профессионального самоопределения – это не только поддержка конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но и особая образовательная деятельность, нацеленная на формирование ряда определенных компетенций. Эти компетенции, обозначенные в качестве ожидаемых результатов образования в новых ФГОС общего образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.

Мы убеждены, что профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства региона. Справиться с поставленной задачей возможно только при условии расширения культурного и социального пространства школы, использования внешних ресурсов.

Таким образом, основным из векторов развития образовательной организации может стать создание организационно-педагогических условий интеграции ресурсов социальных партнеров в образовательное пространство школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Кружковая работа как одна из форм профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль кружковой работы на развитие обучающихся и их подготовку к осознанному выбору профессии. ...

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании

В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит ...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...

Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...