Социальный проект "Диалог поколений"
статья по истории по теме

Иванова Нина Густавовна

 

           В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

            Актуальность  проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog2.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №484

Московского района города Санкт-Петербурга

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ»

Составитель:

.Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ№484

Иванова Нина Густавовна

2012 год


1. Пояснительная записка

 В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

        Актуальность  проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.


            «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», - гласит народная мудрость. К сожалению, «старики», которым «везде у нас почет», стали большой редкостью.

            Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных людей и внуков.

            В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали «обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опят и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно, они тоже состарятся.

            Конфликт поколений в России проявляется в следующих фактах:

   - обесценивание старости в глазах молодого поколения;

   - вытеснение пожилых людей на периферию социальной жизни;

   - увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

            Ветераны ВОВ – одна из социальных категорий людей пожилого возраста. Великая Отечественная война была тяжелейшим испытанием для советских людей. Незаживающей раной она прошла через судьбу каждой семьи. В те годы писатель Аркадий Гайдар писал: «Страна о вас всегда заботилась, воспитывала, учила, ласкала… Пришло время и вам не словами, а делом показать, как вы ее любите, цените и бережете».

Новизна  проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:

  1. для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т.ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;
  2. для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
  3. для общества - устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

Проект «Диалог поколений» включает в себя  2 направления:

  1. «Наши добрые дела» (помощь детским учреждениям района).
  2. «Системная работа с ветеранами ВОВ, пожилыми людьми (встречи, презентации, диспуты, конференции)»

Целевые группы, на которые направлен проект:

  1. учащиеся 9-11 классов

Цель проекта:

         - исследовать проблему взаимоотношений между поколениями;

         - провести мероприятия, способствующие диалогу двух поколений.

         - Диалог поколений возможен, если сближаются ценностные ориентации пожилых людей и молодого поколения.

          -  В ходе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

  1. исследовать отношение окружающих к проблеме взаимоотношений двух поколений;

         - определить, какую помощь можно оказать ветеранам;

      составить и реализовать план действий, направленный на решение проблемы;

   - привлечь внимание учащихся, родителей к проблеме взаимоотношений двух поколений через организацию классных часов, диспутов, благотворительных акций, шефскую помощь.

Задачи проекта:

  1. изучить историю страны через судьбы участников проекта;
  1. организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
  2. помочь пожилым людям повысить социальную активность;
  3. укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
  4. организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми через реализацию данных проектов;
  5. усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
  6. укрепит духовную связь между поколениями

Реализация проекта рассчитана на 2011-2013 гг.

2. Описание проекта

Для реализации достижения поставленной цели, а именно:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений.

2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений. Выделено три направления: образовательное, воспитательное и эстетическое.

3. Ожидаемый результат

Особая значимость проекта «Диалог поколений», в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется  уверенность в будущем своих внуков, а у детей  истинные идеалы.

Проект позволит пожилым людям почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.

4.Тематический план

№ п/п

Наименования мероприятия

Срок  реализации

1.

День пожилого человека

«Мы славим седину»

  1. концерт
  2. чаепитие

октябрь

2.

«От всей души»

  1. вечер воспоминаний
  2. концерт

февраль

3.

«Живая память» 9 мая

  1. воспоминания Ветеранов
  2. праздничный концерт
  3. конференция

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"

В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...

социальный проект «Школьный музей ─ связующая нить поколений»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Создание условий для духовно-нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея»....

Социальный проект "Голос поколений"

Материал содержит информацию о реализации социально значимого проекта, участниками которого являются воспитанники МБОУ ДОД "Центр детского творчества", педагоги дополнительного образования и взрослые ...

Социальный проект: «Здоровое поколение без СПИДа».

Данная тема  возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выр...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ (Зверева, Смирнова, Грисюк)

В статье представлены материалы исследования, посвященного изучению формирования социальной активности у детей и подростков в условиях дополнительного образования. Проанализированы результаты психодиа...