Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrab_afins_demokratiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Афинская демократия

Цели урока по линиям развития:

Линии1-2. Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать об античной демократии во время правления Перикла, научить выделять признаки демократии;

Линия 3.Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

Линия 4. Научить выявлять нравственные ценности  афинского полиса;

Линия 5.Прививать любовь к изучению истории.

Литература:

СаплинаЕ.В. Истори древнего мира, учебник. Дрофа,2006,

Саплина Е.В. Рабочая тетрадь, Дрофа,2008,

Всемирная история в таблицах. Минск, 2011,

Справочник школьника5-11 классы.Том2, М.2009,

Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира М. 2010,

Энциклопедия. Большая серия знаний. М. 2005,

Энциклопедия. Всемирная история. М.2007

Оборудование: карта «Древняя Греция в 5в. до н.э.», учебник,   атлас, мультимедийный  проектор, презентация

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Ожидаемый результат

2

Актуализация опорных знаний по теме «Греко-персидские войны»

1.Организует проверку умений показывать на карте исторические объекты.

-На какие части разделена Греция?

- Какой полуостров считается Южной Грецией?

- Где находится город Афины?

- Где находится Спарта?

- Найдите на карте Геллеспонт, Фермопилы, Саламин, Платеи.

2. Решение исторических задач

Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок Попытайтесь их разгадать.

— Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе

- Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.  

- Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня.

3. Беседа с классом

— Кто заложил основы демократии в Афинах?

— Дайте определение понятию «демократия».

- Какие преобразования осуществил Солон?







- Кто такой Фемистокл?



     -Кто такой Ксеркс?

-Когда и где произошло Фермопильское сражение? Каков его итог?

- Когда и где произошло Саламинское сражение? Каков его итог?


4.Решение теста( см. приложение 1)

Работа с картой, атласом


Южная, Средняя, Северная


Полуостров Пелопоннес

В Аттике

На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония







дым






Зеркало




Молчание




(Это был Солон.)

(демократи народовластие)

(Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)


(Умный и честолюбивый вождь демоса в Афинах)


(Сын Дария I)

 (480 г. до н.э., Фермопильское ущелье, победа персов)

(479 г.до н.э., на о.Саламин, бой при Платеях, победа греков)


Выполняет 1 ряд

3
















































































































4











































Изучение новой темы















































































































Первичное закрепление знаний










































Работа  с презентацией (слайд 1,2)

1.Сообщение темы урока

и плана

2. Путь Афин к демократии (

Слайд 3)

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия -это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда наступил наивысший расцвет афинской демократии. Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла.

Слово демократия означает по-гречески «власть народа». Первой демократией в мире была афинская. Начало демократии положили реформы Солона и Клисфена. Безраздельное господство аристократов окончилось. Тиран Писистрат, вождь демоса, ещё более ослабил аристократию. Только после этого Афины стали демократическим полисом.

В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Это народное собрание, а не аристократы, заступилось за восставший Милет. Одним из десяти полководцев-стратегов, избранных народным собранием, был Мильтиад, победитель при Марафоне. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооружённых гоплитов. И флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого вооружения, превратился в опору демократии.

Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. Демос через народное собрание

определял политику государства.

Физкульминутка

4.Государственое устройство Афинского общества(рассказ с элементами беседы )

- Проанализируйте государственное устройство Афинского полиса?               (Слайд4,5,6)





- Выделите основные принципы демократии?(Слайд7,8,910)




















5. «Век Перикла» (рассказ).(Слайд 11,12) При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Время его правления назвали Веком Перикла.


Какими качествами обладал Перикл?

(организует работу микрогрупп)















1.Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте?  





















2. Можно ли считать Афинское государство образцовым?








3. Объясните значение слов: остракизм, стратег, метек.










Запись в тетради






















Демократия – власть народа, народовластие





































Работают с текстом учебника стр. 136, определяют функции Народного собрания,

(налоги, казна, законы, война и мир)


(В народном собрании царила свобода слова.

- Любой мог предлагать законы и критиковать кого угодно, даже самых важных в государстве должностных лиц,

- Голосовали афиняне поднятием рук,

- . Тайное голосование осуществлялось камешками или глиняными черепками,

- Избирали афиняне и по жребию,

- гражданин Афин не мог быть осуждён без судебного приговора,

-  Афинская демократия защищала свободу личности каждого гражданина.

Определение «Век Перикла»- период наивысшего развития Афинского полиса



1 группа. Какими качествами обладал Перикл как человек? (красивый, образованный , общительный , спокойный, требовательный, красноречивый).

2 группа. . Какими качествами обладал Перикл как политик?(прекрасный оратор, дальновидный, блестящий полководец, защищал интересы народа).


В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись  централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной. Речь идет о демократических принципах


Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

Остракизм –изгнание граждан, опасных для государства, тайным голосованием с помощью черепков.

Стратег – высшее должностное лицо.

Метек – чужеземцы не имевшие гражданских прав

5

Рефлексия урока

Сегодня на уроке я познакомился …

Научился ……

Для меня было сложно….

Мне понравилось- ….

Пришел к выводу….

6

Домашнее задание

  1. Написать рассказ от имени участника Народного собрания по рис. Стр. 139,
  2. Сравните черты сходства и различия Афинской демократии и современной Российской демократии

Пар.33, задания по выбору.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"

Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...