Олимпиадные задания по истории 9 класс
олимпиадные задания по истории (9 класс) по теме

Белоглазова Татьяна Алексеевна

Олимпиадные задания помогают получить результат усвоенных знаний учащихся по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_istorii_9_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Задания по истории для ученика

9 класс

Задание 1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.

Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________

8._________________________________________

Максимальный  балл – 16.

Задание 2. Хронология российской и зарубежной истории. В таблице слева приведены события мировой истории, справа – современные им события отечественной истории. Выберите среди событий отечественной истории то, которое ближе всего по времени указанному событию мировой истории (оно может быть как раньше, так и позже). Запишите годы выбранных событий в таблицу.

Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами)

  1. Падение монголо-татарского ига на Руси;
  2. Присоединение Новгорода к Москве;
  3. Начало княжения Василия II Темного;
  4. Куликовская битва.

Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции

  1. Принятие Соборного уложения Алексея Михайловича;
  2. «Соляной бунт»;
  3. начало церковного раскола
  4. избрание на царство Михаила Романова.

Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки

  1. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева;
  2. «Жалованная грамота дворянству»;
  3. окончание Семилетней войны;
  4. взятие Измаила русской армией А.В. Суворова

Венский конгресс по итогам наполеоновских войн

  1. указ о «вольных хлебопашцах»;
  2. восстание декабристов;
  3. постройка первой российской железной дороги;
  4. Бородинская битва.

Провозглашение Германской империи в Новое время

  1. гибель Александра II от рук народовольцев;
  2. реформа городского управления;
  3. окончание Крымской войны;
  4. освобождение русскими войсками Болгарии от османского ига

 

Таблица для ответов

Событие мировой истории

Дата

Событие отечественной истории

Дата

Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами

Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции

Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки

Венский конгресс по итогам наполеоновских войн

Провозглашение Германской империи в Новое время

Максимальный  балл – 20.

Задание 3. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены  и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае.

        «Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальный  балл – 18.

Задание 4. Краеведческое. В энциклопедическом словаре «пропали» названия битв, связанных с территорией Восточной Пруссии. На основании текстов статей восстановите эти названия с указанием года сражения.

  1. ______________________________________ - 15 июля _______ года во время «Великой войны» польское войско короля Владислава Ягелло и войско Великого князя Литовского Витовта при участии русских смоленских полков разгромило войско Тевтонского ордена под началом магистра Ульриха фон Юнгингена, что остановило агрессию тевтонских рыцарей против славянских и литовских земель.
  2. __________________________________ - 2 (14) июня _________ года 85-тысячная армия Наполеона в столкновении с 55-тысячной русской армией под командованием Л.Ф. Бенигсена нанесла последней поражение, вынудив ее отступить вглубь территории Восточной Пруссии. Потери русской армии составили 5 тыс. человек (по французским данным – 15 тысяч).
  3. __________________________________ - 19 (30) августа __________ года, первое столкновение русской (55 тыс. командующий С.Ф. Апраксин) и  прусской (24 тыс., командующий Левальд) армий в ходе Семилетней войны. Победа русской армии была достигнута, несмотря на отсутствие руководства со стороны командующего, благодаря мужеству русских солдат и вступлению в бой бригады генерала П.А. Румянцева. С.Ф. Апраксин не воспользовался плодами победы, отказавшись от похода на Кенигсберг.
  4. ____________________________ - 26 января (7 февраля) _________ года в ходе сражения между армией Наполеона (70 тыс.) и войсками 4-ой антинаполеоновской коалиции (русская армия 70 тыс., прусская – 8 тыс.) обе стороны понесли тяжелые потери (по 26-36 тыс.) и, каждая объявив о своей победе, оставили поле битвы. Активные боевые действия прекратились до мая того же года.

Максимальный  балл – 16.

Задание 5. Творческое. Рассмотрите историческую ситуацию.

В 1718 году в России была введена подушная подать, ставшая основой налогообложения ее населения более чем на полтора столетия. Обязательный ежегодный платеж (74 копейки для крепостных крестьян,

1 руб. 14 коп. для государственных, 1 руб. 20 коп. – для городского непривилегированного населения) взимался со всех мужчин независимо от возраста и физического состояния, за исключением дворян и лиц духовного звания. Подушная подать заменила собой многочисленные сборы на конкретные нужды (рекрутские, корабельные, артиллерийские («пищальные») деньги), налоги с имущества (с печей, бань, винокурен, пасек, птичьих силков) и прочие поборы (например, со свадеб). Община либо помещик самостоятельно осуществляли раскладку платежей среди налогоплательщиков. Холопы, прежде не платившие государству ничего, сравнялись в положении с крепостными крестьянами.

Напишите эссе на тему «Справедливость налогообложения в истории с точек зрения государства и человека» (Вы вправе не ограничиваться рассуждениями лишь о Петровской эпохе), осветив в нем следующие вопросы:

  1. как осуществлялся сбор налогов до введения подушной подати?
  2. чем было вызвано столь пристальное внимание царя-реформатора к налоговой сфере?
  3. оправдано ли было повышение налогов в связи с ситуацией в Северной войне на момент введения подушной подати?
  4. чем обернулось введение подушной подати для крестьян в Петровскую эпоху и в исторической перспективе?

   

Максимальный  балл – 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира.

Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира....

Олимпиадные задания для 7 класса по истории.

Олимпиадные задания для 7 класса по истории....

Олимпиадные задания для 8 класса по истории.

Олимпиадные задания для 8 класса по истории....