Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Босина Снежанна Сергеевна

Тип урока:  урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОР

Образовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (Знаем-Хотим узнать-Узнали), «Портрет неизвестного», а также ,с использованием  проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_pohod_a.makedonskogo_na_vostok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок

по теме «Показатель профессиональной компетентности и результативности работы

учителя истории и обществознания»

Номинация:  Современные образовательные технологии и методики

Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток»

Предмет: история, класс-5

Автор: Босина

Снежанна Сергеевна

 учитель истории

МКОУ СОШ с.Сластуха

Тема: Поход Александра Македонского на Восток

Цель урока: познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.

Задачи:
Предметные: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин  гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Метапредметные: дальнейшее формирование умений работать с исторической картой,материалами учебника,исторического источника,на их основе давать оценку личности и деятельности исторических персонажей.

Личностные: развитие любознательности,расширение кругозора,формирование мировоззренческого отношения к личностным качествам на примере личности Александра Македонского.

Тип урока:  урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОР

Образовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (Знаем-Хотим узнать-Узнали), «Портрет неизвестного», а также ,с использованием  проблемного диалога.

Необходимое техническое оборудование: цифровые ресурсы ФЦИОР

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н.э.», фрагмент сочинения Плутарха, Александр, репродукция картины «Александр перерубает гордиев узел»  (Жан-Симон Бертелеми, конец XVIII—начало XIX вв.)

Используемый учебник История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Просвещение,2009.

Ход урока

Технологическая карта урока  на основе технологии развития критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

2. Стадия вызова

Здравствуйте, ребята!Сегодня нам предстоит познакомиться  с одним из знаменитых людей истории Древнего мира . Я предлагаю вам внимательно рассмотреть эту картину и, подмечая все особенности, попробовать определить незнакомца.Пока вы думаете, я расскажу вам одну легенду,возможно она вам поможет. Вы уже догадались, о ком сегодня пойдет речь?А знаете ли вы «крылатое выражение» связанное с этой легендой?

Узнают А.Македонского

Называют «Гордиев узел»

Целеполагание



Интеллектуальная разминка


Создание общего списка






Работа с исторической картой
















Постановка проблемы

 Сегодня мы будем работать с вами,используя такой прием, как «ЗХУ». А точнее мы заполним таблицу,графы которой называются «Знаем,Хотим узнать,Узнали».Таблицы лежат перед вами.

Для начала давайте поиграем с вами в игру «Ассоциация».

Вспомните и запишите обо всем,что вам известно о  «Македонии» (индивидуальная работа).

Давайте проверим,что вы смогли вспомнить?

Запишем верные положения в первую колонку «Знаем».



Обратимся с вами к карте.Найдите на карте Македонское царство.Внимательно рассмотрите легенду карту и определите направления походов полководца.


Как вы думаете,почему на карте так много городов с названием Александрия?

 Перечислите в каких государствах находятся эти города?


Предположите,связав направления походов,как могут быть связаны между собой эти города.


На основе полученных данных попробуйте сформулировать цели нашего урока


В конце урока попытайтесь ответить на вопросы: Какую роль в создании державы сыграл А.Македонский? Почему его держава после смерти завоевателя тут же распалась?

Записывают все,что известно о Македонии, фактически воспроизводя прошедший материал. Индивидуальная работа на 2 мин.

Проверяют,создают общий список.

Записывают положения из общего списка в первую колонку

Знаем

Хотим узнать

Узнали





Находят на карте Македонское царство.

Изучают,называют направление-Персидское царство ,Восток.


Связывают с именем Македонского, названы в честь А.Македонского.

Называют Египет, Финикию, Междуречье ,Вавилон,Индию.


Проанализировав карту,отвечают: в эти государства совершил походы А.Македонский.

Формулируют цели урока и заполняют вторую колонку таблицы «Хотим узнать»

Знаем

Хотим узнать

Узнали


1. О причинах гибели Персидского царства

2. О восточном походе греко-македонских войск и образовании державы А.Македонского

3.Узнать о личности А.Македонского



Стадия Осмысления








Рефлексия этой части.Проверка правильности выполнения задания


Физминутка




Работа в группах
















Отчеты групп о проделанной работе.






Стадия рефлексии



Возвращение к проблеме







Рефлексия в форме самооценки.










Подведение итогов,высставление оценок,домашнее задание

Из рассказа учителя  учащимся,(работающим в парах), предлагается уяснить и записать причины падения Персидской державы.












Давайте проверим какие причины вы  смогли выделить

Вы уже знаете как была построена македонская фаланга.Через минуту постройтесь так как была организована македонская пехота



Следующие два вопроса мы будем рассматривать,работая в группах.Первая группа будет работать  с текстом учебника и выяснит какие крупные сражения смог выиграть А.Македонский в период похода на Восток.результат записывая также в третью колонку таблицы. Вторая группа попытается дать оценку личности А.Македонского (согласно памятке,заранее подготовленной),работая с историческим источником,а также с текстом учебника.


Презентация заполненных таблиц



Используя изученную информацию выполните задания практического модуля ЭОР


Выскажите свою точку зрения по вопросам,поставленным в начале урока:  Какую роль в создании державы сыграл А.Македонский? Почему его держава после смерти завоевателя тут же распалась?


Я   прошу  вас  подумать  несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью стикера, лежащего у вас на парте. На доске прикреплен лист бумаги,на котором  написано: Я понял все и хочу узнать еше больше.  Я понял все и могу объяснить другому.  Я многое не понял.Нарисуйте соответствующий смайлик и прикрепите стикер в нужную графу.


Параграф 42.В рабочей тетради задание № 47 Вып.№2.

Дополнительно: напишите синквейн если вас восхищает личность А.Македонского или напишите диаманту если он вызывает в вас противоречивые чувства.

Слушают рассказ учителя,записывают причины падения,заполняют третью колонку таблицы «Узнали».

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Армия персов состояла из наемников,они не были заинтересованы в результатах военных действий

Знать Персии боролась за власть,а такое государство легче покорить,т.к. в стране неспокойно.

Покоренные народы устали от власти персови хотели сбросить иго сатрапов

А.Македонский обладал полководческим талантом,что сыграло роль в покорении державы



Зачитывают выделенные причины.



Выбирают порядок построения и строятся соответствующим образом.



Учащиеся,разделившись на группы(способ формирования любой,к примеру,алфавитный) работают в соответствии с заданиями.

Первая группа выделяет выигранные  сражения,заполняя третью колонку таблицы.

Вторая группа,следуя памятке, анализирует отрывок из сочинения Плутарха.



Учащиеся представляют  проделанную работу.Для наглядности,  представители каждой группы заполняют свою часть на доске.



Выполняют задания практического модуля


Высказывают точку зрения, обосновывают свою позицию





Рисуют смайл и крепят в выбранную графу








Записывают домашнее задание.Выбирают либо отвергают повышенный уровень












Список литературы:

 Крушкол Ю.С.  Плутарх. Александр. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.,1987. С. 163-164, 165

История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Просвещение,2009.

Репродукция картины «Александр перерубает гордиев узел» (Жан-Симон Бертелеми, конец XVIII—начало XIX вв.)

ЭОР

Поход А.Македонского на Восток.Практический модуль

http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D0%B0.%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Открытый урок истории по теме "Походы А. Македонского на Восток"

Цели:● познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.● подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.● продолж...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...

Урок истории в 5-м классе Тема "Поход Александра Македонского на Восток"

Урок истории в 5-м классе Тема "Поход Александра Македонского на Восток"...

Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...