Царствование Павла I .
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Урок по истории для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon carstvovanie_pavla_i.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Царствование Павла I.

10 класс.

Цели:

Образовательная: формирование представлений учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; познакомить учащихся с документами этого периода, отражающими особенности той эпохи.

Развивающая:  формирование  умений анализировать источники, критически осмысливая их, делать обобщающие выводы, развивать навыки групповой работы.

Воспитательная: воспитывать толерантность, умение выслушать оппонента, учить отстаивать свою точку зрения.

Средства обучения: карта; иллюстративный материал; раздаточный материал (ксерокопии документов и вопросов для обсуждения.)

                                Предварительное  задание:

  1. Подготовить  ученику сообщение - презентацию  о детcтве Павла I. ( Балязин В.Н.1000 занимательных сюжетов из русской истории.- М.:Просвещение, 1995.- С.129-130)

                                        Ход урока.

I.Организационный момент. Класс перед уроком делится на 5 групп, каждая из которых будет выполнять отдельное творческое задание.

 Вводное слово учителя.

Последние годы правления Екатерины II характеризовались заметным разложением  государственного аппарата. Взяточничество, произвол, безответственность стали характерны для чиновников всех рангов, и особенно самых высших. Поместное дворянство, в свою очередь, творило произвол по отношению к основной массе трудового населения – крестьянству. Стареющая императрица явно теряла контроль над дворянством и бюрократией, все в большей степени относившимися  к народу и государству лишь как к источнику собственного благополучия. Страна нуждалась в наведении порядка. Сын Екатерины Павел I, взошедший на престол в 1796 г., попытался сделать это.

Выступление учащегося с сообщением – презентацией о детских годах жизни Павла I.

Постановка проблемы: Почему «русский Гамлет» Павел I остался в исторической памяти как деспотичный и взбалмошный правитель?

Учитель: перед нами стоит задача: выяснить на основе анализа документов и других источников соответствуют ли эти представления о личности императора реальности?

                        План урока- практикума:

  1. Приход Павла I к власти.
  2. Внутренняя политика Павла I.
  3. Церковь и государство в правление Павла I.
  4. Внешняя политика Павла I.
  5. Заговор и убийство Павла I.

Ксерокопии документов и вопросов получает каждая группа.

II. Задание для первой группы: используя источники и следуя алгоритму словесного рисования, нарисуйте словесный портрет  Павла I; особое внимание обратите на качества Павла I как человека и политика, государственного деятеля. Подумайте, какие цвета красок будут преобладать в портрете, который вы нарисуете? Почему?

Алгоритм словесного рисования:

-Выделите ключевые слова, относящиеся к образу (деятеля, эпохи события); представьте картину, которую вы хотели бы словесно нарисовать.

-«Раскрасьте портрет»: добавьте из текста (или из своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы), задайте себе вопросы: с чем можно сравнить то, что я представляю? Какие ассоциации у меня это вызывает?

-Подберите лексику, выражающую ваше отношение к изображаемому, введите эпитеты.

-Создайте единый образ; составьте текст на основе предлагаемого материала.

Критерии оценивания работы:

-Логика ответа: вводная фраза, основная часть, состоящая из деталей, примеров, оценок; обобщение.

-Наличие фраз, структурирующих текст (такими фразами могут быть: «Образ представляется»; «Интересной деталью является»; «Кроме того, можно отметить»).

-Наличие слов-оценок (фраз, которые передают собственное отношение к образу).

-Умение выделить главное в источнике и использовать для выполнения задания.

-Речевая грамотность (отсутствие грубых речевых ошибок, богатство языка, преобладание в речи сложных распространенных предложений).

Замараева Т. Раскрасим словесные портреты.- Первое сентября. История.№13, 2007, С.43-45.

Сравните ваш словесный портрет с изображением Павла I на картине В.Л.Боровиковского.

 Материалы для обсуждения:

  1. «Сохранилось множество свидетельств о неуравновешенности, вспыльчивости Павла, но также и о внезапных приступах великодушия и благородства. Вот некоторые из них.

Вскоре  после вступления Павла на престол один купец, давший в долг Николаю Петровичу Архарову, ставшему после смерти Екатерины II  петербургским генерал-губернатором, 12 тысяч рублей, подал императору жалобу, что Архаров не только не возвращает долг, но даже в последний раз побил своего кредитора. Жалобу свою купец подал Павлу, когда тот был на разводе караулов и Архаров по должности находился с ним рядом. Купец подал жалобу в руки Павлу,  и тот, пробежав глазами несколько строк, сразу же понял, против кого она направлена.

-Читай!- велел Павел Архарову, протянув генерал-губернатору жалобу.

Путаясь и заикаясь, тот начал тихим голосом читать бумагу.

-Читай громче! – приказал Павел.

И Архаров, сгорая от стыда, стал читать так, что все вокруг слышали о его позоре.

-Значит, и то все правда, что вместо благодарности его за его же добро не только взашей гнали, но и били? – спросил Павел.

Архаров во всем признался и поклялся тут же вернуть долг. А Павел этим примером показал всем, что решительно будет бороться за то, чтобы законы строго соблюдались всеми его подданными независимо от того, какое положение они занимают».

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- М.:Просвещение,1995. С.132-133.

  1. «Всячески борясь с излишней роскошью, Павел назначил перемену блюд за столом строго в зависимости от чина. Майору было определено иметь за столом не более трех блюд. Служивший тогда в Сумском гусарском полку Яков Петрович Кульнев (1763-1812), человек бедный, отпустивший на волю задаром всех своих крестьян, не мог роскошествовать и обходился одним блюдом.

Император Павел, посетив полк, спросил Кульнева, сколько блюд подают ему за обедом.

И Кульнев, зная предельный педантизм Павла, но и зная также, что он не прощает малейшей неправды, ответил:

–Три, ваше императорское величество: курица плашмя, курица ребром и курица боком».

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- С.133

  1. «Екатерина II в годы своего царствования собирала древнегреческие и древнеримские золотые монеты и медали и к  концу жизни имела большую и чрезвычайно ценную коллекцию. Павел же, пренебрегая всем, что делала Екатерина, пренебрег и этой коллекцией. Когда же на позолоту и отделку залов Михайловского замка понадобилось натуральное золото, то его любимец обер-камергер Александр Львович Нарышкин напомнил Павлу о коллекции матери.

- Счастливая мысль!- обрадовался Павел, и все редчайшее собрание тотчас же было переплавлено».

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. – С.132.

  1. «На знамени пехотного Бенкендорфова полка было вышито имя подпрапорщика Щегловитого, который спас это знамя в голландской кампании 1799 года, погибнув сам. Такой приказ отдал император Павел I, сказав: « Этот воин был такой же человек, как и я. Он мой брат столько же, как и ваш. Он пожертвовал жизнью для чести Отечества. Почтим же его память».

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. – С.139.

  1. «Однажды во время маневров на Царицыном лугу в Петербурге Павел остался очень недоволен маневрами и прохождением одного из кавалерийских полков и закричал: «Направо! Кругом! В Сибирь, марш!»

Полк двинулся немедленно в Сибирь, Павел вскоре одумался и послал вслед фельдъегеря, который и возвратил полк обратно в Петербург, догнав его неподалеку от Новгорода».

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- С.139-140.

  1.                 Записки Н.А. Саблукова о Павле I и перевороте 11 марта 1801 г.

«Стремительный характер Павла и его чрезмерная придирчивость и строгость к военным  делали эту службу весьма неприятною. Нередко за ничтожные недосмотры и ошибки в команде офицеры прямо с парада отсылались в другие полки и на весьма большие расстояния. Это случалось настолько часто, что у нас  вошло в обычай, будучи в карауле, класть за пазуху несколько сот рублей ассигнациями, дабы не остаться без денег в случае внезапной ссылки. Мне лично пришлось три раза давать взаймы деньги своим товарищам, которые забыли принять эту предосторожность. Подобное обращение, естественно, держало офицеров в постоянном страхе и беспокойстве, благодаря чему многие совсем оставляли службу и удалялись в свои поместья, другие же переходили в гражданскую службу…Благодаря этому… производство шло у нас чрезвычайно быстро, особенно для тех, которые имели крепкие нервы…»

Цареубийство 11 марта 1801 года. – СПб., 1907.- С.39,40,84-85.

  1. «После одного из парадов, бывшего в самые крещенские морозы, император Павел увидел молодого поручика, чья треуголка была осыпана снегом так сильно, что создавалось впечатление, будто она обшита белым плюмажем.

-У вас белый плюмаж, сударь, - заметил император. А надо сказать, что белый плюмаж носили на треуголках только бригадиры, чей чин был выше полковничьего и ниже генерал-майорского. Чин же поручика в «Табели о рангах» был всего лишь третьим снизу.

-По воле Божьей! – отвечал поручик.

- Ну, что же, - ответил Павел.- Я никогда против воли Божьей не иду. Поздравляю       бригадиром!»

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов. – С.133-134.

III. Задание для второй группы. Проанализировав   документы, заполните таблицу:

Внутренняя политика Павла I.

(приводится пример заполнения таблицы).

Дата

Реформа

Основное содержание

5 апреля 1797 год

Закон о порядке престолонаследия

Ввел строгий порядок престолонаследия. Трон передавался по мужской линии, старшему сыну царствующего императора, и только при отсутствии у него детей мужского пола – следующему по старшинству брату

1.Из Закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года.

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…

2.Из Манифеста Павла I  1797 года.

Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися  восприять священное миропомазание  и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем  подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем  и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

3.«О мелочной регламентации жизни свидетельствуют многие распоряжения Павла, но, пожалуй, ярче иных вот это.

1 декабря 1797 года Павел отдал военному губернатору Петербурга, которым был тогда Аракчеев, приказ, состоящий из многих пунктов, и среди прочего повелел:

Чтоб более  было учтивостей на улицах, воспрещается всем ношение фраков; запрещается всем носить всякого рода жилеты, а вместо оных – немецкие камзолы;

Не носить башмаков с лентами, а иметь оные с пряжками, также сапогов, ботинками именуемых, и коротких, стягиваемых впереди снурками и с отворотами;

Не увертывать шею безмерно платками, галстуками или косынками, а повязывать оные приличным образом без излишней толстоты;

Всем служащим и отставным с мундирами офицерам запрещается в зимнее время носить шубы, а вместо их позволяется носить шинели, подбитые мехом;

Запрещается танцевать вальс;

Примечено здесь в городе, что не соблюдается между обитающими должная благопристойность, даже до того, что, повстречаясь где бы то ни было, снимал шляпу, подтвердя строго сие наблюдать полицейским чинам, и в противном сему случае брать под караул;

Чтоб никто не имел бакенбард;

Чтоб публичные собрания не именовались клубами;

Чтоб в проезде государя императора всякий мимо идущий и проезжающий останавливались;

Чтоб всякий выезжающий из города, куда бы то ни было, публиковался в газетах три раза сряду;

Воспрещается ношение синих женских сюртуков с красными воротниками и белою юбкою;

Прошу сказать всем, кто ордена имеет, чтоб на сюртуках, шубах и прочем носили звезды.»

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- С.131-132

4.« По высочайшему его императорского величества повелению всем вообще подтверждается, что всяк, дерзнувший по двухкратной просьбе ещё утруждать его императорское величество, имеет быть посажен в тюрьму на месяц».

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- С. 138.

Вопросы для обсуждения.

1.Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия манифеста о престолонаследии

5 апреля 1797 года?

2. Какой порядок наследования престола он устанавливал?

3.Чем объяснял Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?

4.Проанализируйте политику Павла I  по крестьянскому вопросу. Можно ли считать её противоречивой? Свою точку зрения аргументируйте.

5. Как вы считаете, с чем связана такая мелочная регламентация всех сторон жизни подданных со стороны Павла? Только ли особенностями его характера?

IV. Задание для третьей группы: учащимся предлагается на основе фрагмента статьи Абрамовой И. Исправление «духовного чина» (Рубрика «Мастерская историка» - Первое сентября.История.№10/2008.С.18-24)

составить   план по теме: Реформы церкви и их значение в правление Павла.

                        

«Реформы Петра  I , потрясшие весь многовековой  уклад жизни России, не обошли стороной и Русскую православную церковь. Все 18 столетие велась борьба за подчинение  её светской власти и превращение в часть абсолютистского государственного аппарата.

Павел I в своем программном документе, составленном в юношеские годы, «Наказе об управлении государством», подчеркивает, что «святость должностей делает ( духовенство –Авт.) столь уважения достойно и для того заслуживает особого внимания и присмотра, чтобы понятию о Боге учили в прямой силе, а не суеверию».

Как на деле проявилось отношение верховной власти к Церкви в годы правления сына Екатерины II?  Об этом можно судить, проанализировав законодательство его правительства, собранное в Полном собрании законов Российской империи, и нашедшего отражение в делах фондов Сената и Синода.

Хорошо изученный в историографии факт участия сельского духовенства в крестьянских волнениях 1796-1798 гг., с которыми пришлось столкнуться императору в  первые дни царствования, видимо в немалой мере послужил катализатором усиления внимания верховной власти к положению клира. Не только набожностью монарха, но и ситуацией в стране объясняется законодательная активность самого императора и его правительства, менее чем за пять лет издавшего около 110 указов, посвященных разным сторонам деятельности духовных лиц  разных вероисповеданий.

Из 70 законодательных актов, касающихся православного клира, большая часть посвящена улучшению его материального положения, с одной стороны, и усилению контроля за низшим духовенством со стороны светских и духовных властей, с другой. Таким образом, правительство стремилось предотвратить участие приходского священства в народных бунтах.

Ряд указов освобождал священников от налогов, увеличивал их земельные участки, отдавал приходским церквям во владение рыбные ловли, освобождал от уплаты налогов на содержание полиции и прочих повинностей. При этом обработка увеличенных наделов церквей и монастырей возлагалась на прихожан, т.к. считалось, что землепашество – занятие «с духовным саном не совместимое».  Если учесть, что на время принятия этих актов пришелся наивысший подъем крестьянских выступлений, то, возможно, не будет большой натяжкой предположить – это было своеобразной попыткой противопоставления сельского клира и мирян-прихожан.

Впервые в практике самодержавия верховная власть разрабатывает порядок определения детей  священнослужителей в духовные училища и к должностям, изыскиваются средства на содержание вдов, чему посвящен ряд указов 1799-1800 гг.

Император заботится и о поднятии морального престижа духовенства, о чем свидетельствуют несколько указов 1796-1797 гг. Совершившие уголовные преступления священники теперь не наказываются телесно.

Затем император учреждает для духовенства специальные знаки отличия – украшенный драгоценными камнями крест, бархатную камилавку и малиновую скуфью, что также должно было способствовать подъему престижа клира.

Эти указы наглядно демонстрируют, насколько полно и безоговорочно Русская православная церковь к концу столетия была подчинена светской власти.

Указ 7 мая 1797 г. обязывал архиереев наблюдать за подбором кандидатов в священники, отвечающих  таким моральным требованиям, как «всякого буйства чуждые и в поведении беспорочном испытанные, которые и учением и примером собственным утверждали бы духовных чад своих в спокойствии, послушании и добрых поступках, и дабы люди развратные в таковом звании терпимы не были».

А тех священников, которые окажутся пьяными или бывающими почасту с крестьянами в питейных домах, таковых … исправлять удобными средствами…»

        Самим священнослужителям запрещается участвовать «в столь постыдных, несвойственных их сану поступках под опасением суждения по всей строгости закона и лишения чинов своих».

Указом правительства от 22 декабря 1796 года, вводившим новый порядок определения на службу детей духовенства. Их предписывалось назначать не только в духовные должности, но и в учительские, в том числе и светские, а оставшихся «отсылать в военную службу».

Другой важной частью системы мероприятий, направленных на «исправление» всего «духовного чина», было повышение образовательного уровня духовенства. Павел приступает к реорганизации системы духовной школы. 18 декабря 1797 г. выходит указ «о благоустройстве училищ и умножении в семинариях учеников», согласно которому (помимо существовавших в Москве и Киеве) учреждаются Духовные академии в Петербурге и Казани из бывших там семинарий, а также увеличиваются суммы на содержание всех духовных училищ.

Главная задача духовных школ, по мнению правительства, заключалась не только «в насаждении в юношестве благонравия», но и в доставлении Церкви хороших проповедников, которые могли бы учить народ ясно, порядочно и с приятностью».

Если на протяжении 18 в. указы препятствовали проникновению в духовные училища лиц из податных сословий, то теперь сословная замкнутость духовенства поддерживалась также запретом выхода из него, о чем гласил пункт 15 указа от 16 июня 1800 г.: «Отныне и впредь из семинарии для усовершенствования в науках никого в другие училища не посылать, равно и в светские команды без ведома Священного Синода не увольнять».

Павел I продолжает политику своих предшественников по признанию старообрядчества и использовании его для укрепления своей власти. Это серия указов, разрешавших раскольникам иметь церковные наделы, закреплявшие за старообрядческим клиром его имущество, наконец, пункты, касающиеся устройства единоверческих церквей, которыми, по мнению церковных историков, император положил начало слиянию «старой» и «новой» Церкви.

Серия указов 1797 -1800 гг. подтверждает запрещение пропаганды иноверия среди православных, суровость наказания за совращение православных в другую веру и вероотступничество, поощрение перехода в него из других вероисповеданий, стремление оградить официальную религию от влияния извне.

Итак, законодательство конца 18 века в отношении духовенства и Церкви лежало в русле политики абсолютизма, направленной на усиление её авторитета при сохранении подчиненного положения по отношению к государственному аппарату.

В отношении второго сословия проявилось общее направление социальной политики самодержавия в конце 18 века, характеризующееся усилением централизации, бюрократизации общества, созданием полицейского государства».

Примерный план:

1.Отношение верховной власти к Церкви в 18 веке.

2.Причины усиленного внимания верховной власти к положению клира при Павле.

3.Расширение привилегий священников.

4.Забота государства о детях священнослужителей.

5.Поднятие морального престижа духовенства.

6.Учреждение специальных знаков отличия для духовенства.

7.Усилен контроль за подбором кандидатов в священники.

8. Повышение образовательного уровня духовенства.

9.Главная задача духовных школ.

10.Продолжение политики признания старообрядчества.

11.Запрещение пропаганды иноверия среди православных.

12.Значение  церковных реформ Павла I.

V. Четвертой группе  предлагается карта «Российская империя. Вторая половина 18 века. Европейская часть» и таблица «Внешняя политика при ПавлеI».

 (Материалы взяты из учебного пособия:  Вся история в одном томе/ Авт.сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова.- М.: «Родин и компания», ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.- С.108-110).

Годы

Событие

Значение

Январь 1796

Вторжение русских войск в азербайджанские  провинции Персии.

Эта акция была проведена в ответ на вторжение персидских войск в Грузию в августе 1795 года.

1797

Торговый договор с Англией

1798-1800

Вторая антифранцузская коалиция

Включала в себя Россию, Англию, Турцию, Неаполь.

1798

Взятие русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова крепости Корфу.

Впервые в военной истории хорошо вооруженную крепость принудили к сдаче моряки без участия в десантной операции пехоты.

1799

Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова.

«Трехдневное сражение на Тидоне и Требии является наиболее важным моментом в деятельности Суворова как тактика, значение его определяется прежде всего тем, что это было одно из самых крупных сражений, данных Суворовым; при этом противником его были лучшие в Западной Европе войска, и на их стороне был крупный численный перевес, умноженный слабостью австрийцев и условиями местности». (М.Н.Межевич)

«На Альпах все не то… О регулярных сражениях и баталиях нечего и думать. Это война стрелков. Неутомимость солдата, отважная решимость офицера. Там будут сражаться все!..» (полковник Е.Б.Фукс)

Ноябрь 1799

Вступление в Грузию русского войска под командованием генерала Лазарева.

1799

Разрыв дипломатических отношений с Англией

Рыцарь Мальтийского ордена, Павел I таким образом отреагировал на захват англичанами о. Мальта.

Декабрь 1799

Попытка Павла I создать Лигу вооруженного нейтралитета

Лига должна была быть направлена против Англии и действовать в соответствии с Декларацией, принятой при Екатерине в 1780 году. России удалось подписать договоры с Данией, Швецией и Пруссией о неприкосновенности грузов на судах нейтральных держав.

Январь 1801

Издание Павлом I распоряжения о подготовке похода на Индию

Попытка завоевания  богатых стран Востока, в том числе и Индии, никогда не была так близка к реальности, поскольку подпитывалась самой искренней враждой Павла I  по отношению к Англии. Успеху затеи помешало убийство царя.

Январь 1801

Присоединение Грузии к России в качестве губернии

Эта мера была естественным развитием заключенного при Екатерине Георгиевского трактата и отвечала устремлениям значительной части грузинской знати, сохранившей свои привилегии в условиях российского подданства.

 Вопросы для обсуждения:

  1. На основе предложенных материалов, укажите, основные направления внешней политики Павла I?  Покажите на карте «Российская империя. Вторая половина 18 века. Европейская часть».
  2. Какие изменения претерпела внешняя политика в годы правления Павла I?
  3. В чем противоречивость и непоследовательность внешней политики Павла I?
  4.  Дайте её оценку с точки зрения российского дворянина начала 19 века.
  5. Дайте свою оценку внешней политики Павла.
  6. Какие события, упомянутые в таблице, вас заинтересовали? О каких фактах вы хотели бы узнать больше?

VI. Задание пятой группе. Прочитайте оценки Павла I, как личности и государственного деятеля.

                Современный американский историк Р. Мак-Грю о Павле I.

Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине 19 века. Его реформы создали централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления…

        Из письма Великого князя Александра Лагарпу (1797 год).

Мой отец, вступив на престол, захотел всё реформировать… Всё сразу же было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в  слишком сильной степени царивший в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены.

«Эпоху Павла можно определить как время радикальной реакции. Павел был убежден в патриархальной безграничности своей власти. Он старался все регламентировать, установить правила для образа жизни и даже для речи поданных, а нарушение этих правил вело к строжайшим наказаниям. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных».

В.В. Леонтович-русский правовед и историк начала 20 века. Эмигрант, автор  «Истории либерализма в России»

«Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать  удачно. Недовольный системою управления, он не мог найти вокруг себя талантливых людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал  с такою строгостью, что оно всем  казалось горше старого».

С.Ф.Платонов - выдающийся российский историк конца 19 – первой четверти 20 века, автор «Лекций по русской истории».

Вопросы для обсуждения:

 1.В чем вы видите причины столь разных оценок императора. Какова ваша позиция?

2. Что изменилось в положении правящего  сословия при Павле I? Какую роль сыграли эти изменения в судьбе императора?

VII. Заключительная часть.

По итогам работы один из представителей группы делает краткое сообщение, отвечая на вопросы, предложенные каждой группе для обсуждения.

Коллективное обсуждение проблемы, поставленной учителем в начале урока.

Обобщение обсуждаемого материала. По итогам обсуждения делается вывод.

Вывод:

  1. Противоречивый характер Павла I сказался  как на внутренней, так и внешней политике.
  2. Наиболее последовательную политику Павел I проводил в отношении духовенства и Церкви.
  3. Мелочная регламентация всех сторон жизни подданных вызывала негативное отношение к Павлу.
  4. Непоследовательная внешняя политика угрожала безопасности и стабильности Российского государства.
  5.  Непредсказуемость поступков Павла вызывала неоднозначное отношение к нему не только современников, но и близких ему людей.
  6. Говоря словами С.Ф.Платонова «то новое, что насаждал с такой строгостью,…всем казалось горше старого».

Учитель: рассказывает исторический сюжет о последних часах жизни императора.

(Рубрика «Забытый сюжет» Первое сентября. История. №14(830).1-15 августа 2007.С.34.

Собрал Романов А.С. Их последние слова;

Павел I – российский император с 1796-го по 1801г. (1754-1801).

Мысль об удалении с престола Павла I  первоначально возникла у вице-канцлера Н.П.Панина. К нему присоединились ряд военных. К заговору привлекли великих князей Александра Павловича и Константина Павловича, которым было разъяснено, что император будет арестован, лишен власти и интернирован в крепость, где будет пользоваться всеми удобствами для жизни. Нельзя сказать, чтобы заговорщики действовали очень скрытно.

Павел начал подозревать окружающих в злом умысле и для безопасности переехал в Михайловский замок. Вечером 11 марта 1801 г. заговорщики под предводительством адъютанта Преображенского полка Аргамакова проникли по маленькой лестнице в покои императора. Их было около сорока человек. Они постучали в дверь, и на вопрос камер-гусаров, кто стучит. Аргамаков ответил: «Пожар!» Узнав голос Аргамакова, командир гусар, не колеблясь открыл ему дверь, и таким путем заговорщики ворвались к Павлу.

Император, разбуженный криками, вскочил со своей постели и спрятался за полотном, стоявшим у кровати. Но заговорщики вскоре заметили его. Один из них, подойдя к императору, сказал: «Государь, Вы арестованы». «Я арестован? Что это значит?» - спросил Павел. Ему ответили: «Уже четвертый год следовало бы с тобой покончить». «Что же я вам сделал?»- воскликнул Павел. Тогда офицеры с ожесточением набросились на Павла, который пробовал сопротивляться, но Николай Зубов (зять А.В.Суворова) ударил его золотой табакеркой в висок, и Павел упал. Собрав последние силы, Павел пытался подняться, но снова последовали удары. Кто-то накинул ему на шею офицерский шарф. Слышно было,  как Павел успел сказать по-французски: «Господа, именем Бога умоляю вас пощадить меня».

Но через несколько секунд шарф затянулся…

Пашков Б.П. Русь. Россия.  Российская империя. Хроника событий 862-1917 гг. М., 1994. С.490.

(Интересный материал о последнем дне жизни Павла представлен в книге Балязина В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. – С.141-144)

Вопросы для обсуждения.

-В интересах каких политических сил был проведен переворот 11 марта 1801 года?

-Как вы считаете, был ли закономерен такой исход событий? Возможно ли было его избежать?

- Как вы оцениваете события 11 марта 1801 года?

VIII.Закрепление изученного материала. Письменная проверочная работа.

Учащимся предлагается выполнить задания разноуровнего характера (А,В,С).

Тесты:

Часть А:

А 1. Учитель и наставник  Павла I в годы, когда он был наследником российского престола?

1) Н.И.Панин                        

2) П.А.Зубов

3) Екатерина II                        

4) Г.А.Потемкин.

А 2. Укажите даты правления Павла I:

   1)1741-1761 гг.                

   2) 1775-1796 гг.

   3) 1762-1796 гг.                

   4)1796-1801 гг.

     А 3. Павел I начал свое правление с:

  1. восстановления Правительствующего Сената
  2. изъятия церковных земель
  3. изменения порядка престолонаследия
  4. губернской реформы

А 4. Кому передавался престол по закону о престолонаследии, изданному Павлом I?

    1) старшему сыну                                        

    2) жене императора

    3) брату императора по старшинству                

    4) император избирался Сенатом.

А 5. Важное направление внутренней политики Павла I:

  1. расширение привилегий дворянства
  2. разработка нового свода законов

3)   изменения в системе центрального управления

4)   ограничение дворянских прав и привилегий

А 6. В интересах крестьянства Павел I:

  1. ограничил барщину тремя днями
  2. установил размер денежного оброка
  3. перевел монастырских крестьян на положение государственных
  4. запретил передачу государственных крестьян в частные руки

А7. Внутренней политикой Павла I были недовольны прежде всего:

  1. крестьяне
  2. дворяне и чиновники
  3. купцы
  4. казаки

А8. Русской армией  в Италии командовал:

1)А.В.Суворов

2)П.А.Румянцев

3)С.Ф.Апраксин

4)П.С.Салтыков

А 9. Организатором дворцового переворота был:

     1) Н.И.Панин                

      2) П.А.Пален

      3) А.А. Безбородко

      4) Г.Г.Орлов

А10. Дворцовый переворот в пользу Александра Павловича произошел:

  1. 5 ноября 1796 г.
  2. 13 января 1797 г.
  3. 17 апреля 1799 г.
  4. 11 марта 1801 г.

Часть 2:

В1. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики в правление Павла I:

А) Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова

Б) Присоединение Грузии к России в качестве губернии

В) Разрыв дипломатических отношений с Англией

Г) Взятие русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова крепости Корфу

1

2

3

4

Ответ:ГАВБ

В2.Установите соответствие между датами и указами, принятыми Павлом I. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например:1А2Б3В4Г.

Даты        :

События:

1)5 апреля 1797

А) Указ о новом порядке

определения на службу детей духовенства

2) 22 декабря 1796

Б) Наказ об управлении государством

3)1797 г.

В) Указ о благоустройстве училищ и умножении в семинариях учеников

4) 18 декабря 1797

Г) Указ о престолонаследии

Д) Манифест ПавлаI

Ответ:1Г2А3Д4В

В 3. Установите соответствие между событиями  и датами, когда они происходили. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например:1А2Б3В4Г.

События

Даты

1)Торговый договор с Англией

А)1796

2)Начало правления ПавлаI

Б)1799

3)Итальянский и Швейцарский походы Суворова

В)1797

4)Смерть Павла I

Г)1800

Д)1801

Ответ:1В2А3Б4Д                        

В4. На фризе Михайловского замка, построенного архитектором В.Бренной, была выбита надпись: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней».

Некая юродивая, обитавшая на Смоленском кладбище, предрекла, что император, хозяин Михайловского замка, проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Букв было 47. Императора убили на 47-м году жизни.

В приведенном  тексте речь идет об императоре (укажите имя)____________________.

Ответ:Павел I  

В5.Прочтите  отрывок  из  документа и напишите, название указа, изданного  Павлом I

в 1797 году.

Повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

Ответ:_________________________________

Ответ: Манифест ПавлаI.

В 6.Историк Казимир Валишевский, осмысливая все сделанное за недолгое время правления этого российского императора, дал ему такую характеристику:

«Он считал все возможным, а именно -  все сделать сразу и все исправить силой того абсолютного идеала, который он носил в себе, противопоставляя его решительно всему существующему. Не довольствуясь устранением неудобств и опасностей положения, в котором он нашел государство, он хотел при помощи полного разрушения, производимого день за днем, изменить самые основания политического и социального устройства, продукта многовековой органической работы.

…Огромное количество законов и указов, прежние, уже устаревшие проекты или поспешные импровизации и внушения последней минуты, точно содержимое ящика Пандоры, вихрем пронеслись над бедной Россией, внезапно, без всякой заботы о необходимой постепенности и о неизбежных трудностях их проведения в жизнь…

Систематически все ломая и постепенно переходя от недостаточно оправданного разрушения к ещё менее обдуманному созиданию, он из затруднительного положения, в котором находилась страна, привел её на край бездны…

…Конечно, времени было слишком скупо отпущено этому государю, но… остановка этой работы была благодеянием для России».

Укажите имя российского императора:___________________________.

Ответ: Павел I.

В7. Выберите, что относится к итогам  внешней политики в период правления Павла I

А) рост территории российского государства

Б) от открытых военных действий против Франции к сближению с ней

В) окончательной признание Швецией итогов Северной войны

Г) использование военной мощи России рядом европейских государств для решения своих проблем

Д) приобретение выхода в Черное море

Е) прекращение торговых отношений с Англией

Ответ:БГЕ

В8. По какому принципу образован ряд?

Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство.

Ответ: Вторая антифранцузская коалиция

В9. Выберите правильные ответы.

Мероприятия Павла I в отношении дворянства:

  1. восстановление  указа Петра I о единонаследии
  2. запрет на свободный переход из армейской службы в гражданскую без особого разрешения
  3. восстановление обязательной службы дворян
  4. отмена указа Екатерины II, по которому дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и её недр
  5. введение налога на дворян для содержания местной администрации
  6. ограничение «свободы дворянских собраний»
  7. подтверждение права дворян создавать дворянские общества в губерниях и уездах
  8. отмена права дворян обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу
  9. применение к дворянам телесных наказаний

Ответ:2,3,5,6,8,9.

Часть 3.

С1-5.Об этом вечере много лет спустя Кутузов рассказывал графу Ланжерону:

«Мы ужинали с государем… Он был очень оживлен и много шутил с моей старшей дочерью, которая присутствовала за ужином в качестве фрейлины и сидела против государя. После ужина он разговаривал со мной, взглянув в зеркало, стекло которого давало неправильное отражение, сказал, смеясь: «Странное зеркало, я вижу в нем свою шею свернутой».

Полтора часа спустя он был трупом».

С1. О каком государственном деятеле идет речь в отрывке?

С2. О каких событиях говорится в данном отрывке?

С3. Когда произошли описываемые события?

С4.Каковы последствия этих событий?

С5. Выскажите свое отношение к данным событиям? Возможен ли был другой вариант развития событий?

С6.Что изменилось в положении правящего сословия при Павле I?

С7.В.О. Ключевский писал: «Царствование Павла I было первым и неудачным приступом к решению задач, ставших на очередь с конца 18 столетия». Какие задачи имел в виду историк. Почему «приступ» оказался неудачным?

IX. Подведение итогов.

1.Анализ работы учащихся на уроке.

2. Рефлексия. Какое значение для изучения истории имеет обращение к документам этой исторической эпохи?

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: прочитать, пересказать параграф «Царствование Павла I»,

выполнить  письменно:

исправьте не менее одиннадцати ошибок в тексте:

«Вступив  а престол, Павел I во сем продолжил  политику своей бабки Екатерины II. Лишь в вопросе об отношении к Франции он круто изменил заветам Екатерины II. При нем идеи Французской революции не встречали препятствий к своему распространению в России. Император сохранил в армии порядки времен Екатерины, сквозь пальцы смотрел на нарушения в правилах ношения военных мундиров. Придворные при Павле почувствовали полную свободу. Суворов поддержал действия Павла и был осыпан наградами. Вместе с тем крепостные крестьяне не были допущены к присяге Павлу I, а помещикам было разрешено заставлять крестьян работать на барщине всю неделю».

X.Список использованной литературы:

Абрамова И. Исправление «духовного чина»- Первое сентября.История.№10(850),2008.

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- М.:Просвещение,1995.

Большая энциклопедия живописи.Электронная библиотека.

Вся история в одном томе.- М.:Родин и компания,1997.

Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России.-М.:Просвещение,1997.

Замараева Т. Раскрасим словесные портреты.-Первое сентября.История. №13,2007. С.43-45.

Ионов И.Н.Российская цивилизация.IX-началоXXвека.- М.:Просвещение,1998.

История в таблицах и схемах.- Санкт-Петербург,2006.

Левандовский А.А. История России.XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.- М.:Просвещение,2008.

Романов А.С.Их последние слова.- Первое сентября. История. №14(830), 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги царствования Ивана Грозного.

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса....

Урок истории в 8 кл. "Начало царствования Александра 1"

Архивный файл содержит план - конспект урока, презентацию и рабочий документ к уроку....

Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;

Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделени...

Письменный опрос по теме"Начало царствования Ивана IV"

В письменном опросе по теме "Начало царствования Ивана IV" представлены различные виды заданий:Соотнесите даты и событияСоотнесите орган государственном власти и выполняемую им функцию.Вставьте в текс...

Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II

Рабочий лист по теме "Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II"...

Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Эта презентация поможет провести урок истории в 8 классе на тему "Либеральные начинания в царствование Александра  I. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского...

Разработка урока истории. Царствование Павла I

Урок истории в 10 классеУМК: «История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс». Н.С. Борисов. М.: «Просвещение», 2015Тема: Царствование Павла IИспользуемая...