Итоги царствования Ивана Грозного.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

шевцова светлана алексеевна

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_carstvovaniya_ivana_groznogo..docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Итоги царствования Ивана Грозного.

Цели урока:

  1. Закрепление и углубление знаний о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного
  2. Овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками
  3. Воспитание толерантного отношения к событиям русской истории
  4. Формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории
  5. Применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы

Важнейшие даты: 1533 –1584 гг. – правление Ивана IV Грозного; 1565 – 1572гг. – опричнина.

Основные понятия: Избранная Рада, опричнина, опричники.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

План урока:

  1. Личность Ивана Грозного.
  2. Реформы избранной рады.
  3. Внешняя политика.
  4. Опричнина.

  1. Личность Ивана Горозного.

  1. Вступительное слово учителя. (Проецируется слайд “Иван Грозный ”И.Глазунова. На этом фоне звучит текст).

Когда родился Иоанн, “внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли покалебаться; и мнози по окрестным градам начаша дивитися таковому страшному грому”. (Новгородская летопись, 1539 г.) Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет будущий царь Иоанн Васильевич Грозный.

Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Оказывается, были они ещё и при его жизни. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно прозвище ИванаIV – “царь-псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись и трепетали при одном его имени. Третьи, по-прежнему, называли “царём-батюшкой” – они же не могли не знать о чинимых им расправах и верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг – опричников.

По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь Иван Грозный, “мирогубитель и рабоубитель, опричниной, как секирой рассёк пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению смуты”.

Споры об Иване IV шли и в XX веке. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.

Где же истина? Кто прав в своей оценке? Кто же он, царь Иоанн Васильевич? Какую роль сыграл в российской истории? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке.

Назовите период правления Ивана Грозного.

Какие события предшествовали воцарению Ивана Грозного?

Вспомните в каких условиях проходило детство Ивана Грозного?

Какие черты характера сформировались у него в детстве?

2.Реформы избранной рады.

Что такое избранная рада?

Кто входил в её состав?

Какие цели преследовал Иван Грозный создавая её?

Перечислите реформы избранной рады.

Дайте оценку реформам.

Реформы Избранной Рады

Судебник 1550 г.

Стоглавый Собор 1551 г.

Приказная система управления

Отмена кормлений

Военная реформа

Ограничение местничества

3.Внешняя политика.

  1. Когда началась Ливонская война?
  2. Цель России в войне?
  3. Определить по карте (атласу), какие города были взяты русской армией на первом этапе?
  4. Какие изменения произошли в ходе Ливонской войны?
  5. Какие города захватил Стефан Баторий? Определите по карте (атласу).
  6. Что вы знаете об обороне Пскова?
  7. Какие территории утратила Россия в ходе Ливонской войны (Проследите по карте).
  8. Когда закончилась Ливонская война?

Даты

Земли, вошедшие в состав Российского государства.

1552 г.
1556 г.
1581 г.

Казанское ханство
Астраханское ханство
Сибирское ханство.

4.Опричнина.

Что такое опричнина?

Кто такие опричники?

С какой целью Иван Грозный её проводил?

Дайте оценку опричнине.(работа с таблицей)

Обвинение

Защита

1

Опричнина – политика террора и устрашения

1

Опричнина – план продуманных реформ, которые способствовали усилению государства

2

Разорение Новгорода – бессмысленное преступление

2

Поход на Новгород – это охрана целостности государства

3

Обвинение Грозного в поражении в Ливонской войне

3

Поражение в войне может быть компенсировано победами под Казанью и Астраханью, присоединением Западной Сибири.

4

Обвинение Грозного в убийстве царевича и в причастности к династическому кризису

4

Защита Грозного т.к. отсутствовал умысел преступления и присутствовало раскаяние

.

Учитель: Иван Грозный один из немногих правителей России, который соединил в себе разительные противоположности хорошего и плохого. Как бы то ни было, при всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях царь пользовался большой популярностью в народе, перед которой оказались бессильны, как его неудачи, так и влияние времени. Это обстоятельство нужно отметить, как один из крупных результатов его царствования. В московских исторических песнях Грозный занимает почетное место. Народ, со времени кончины государя не вспоминал его жестокости и помнил только славные дела. Три покоренных царства, новая книга законов – Судебник, новые учреждения по церковным и гражданским делам, новые училища для образования народа, множество новых городов, выгодная торговля русских с иностранными государствами, богатство и пышность, построенных им соборов – все это напоминало русским не пороки, а великие качества царя. Александра Осиповна Ишимова – любимая писательница А.С. Пушкина, так охарактеризовала правление Грозного:
Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №1. Карамзин Н.М. “История государства Российского”. кн. 2, т. 8. М., 1989, с. 49–66; кн. 3, т. 9. М., 1989, с. 49–50, 91–98.

“Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда ещё ум, исправитель страстей, нем в юной душе и силе, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности…”

“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить…

Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!

Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но всё ещё угрызаемого совестию в злодеяниях…

Современники пишут, что Иоанн будто бы принудил юного Фёдора Басманова убить отца своего, тогда или прежде заставив князя Никиту Прозоровского умертвить брата, князя Василия! По крайней мере сын – изверг не спас себя отцеубийством: он был казнён вместе с другими.

Жёны избиенных дворян, числом 80, были утоплены в реке.

Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог ещё губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.

Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами , супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника.”

“В 1569 – 1570 гг. Иван Грозный совершил карательную экспедицию в Новгород. По дороге проводились дикие насилия и грабежи в городах Клине, Торжке, Вышнем Волочке. В одной Твери, по свидетельству современников, погибло несколько тысяч человек.

В Новгороде погибших было ещё больше. Сотни людей погибли в Волхове. Опричники также совершали карательные набеги по новгородским окрестностям, захватывая помещичье, монастырское и крестьянское имущество, уничтожая скот. На 200 – 300 километров вокруг Новгорода гибли люди, стлался дым пожарищ. В результате похода Ивана IV богатый людный Новгород был разорён, окружающие города, деревни надолго запустели.”

Карточка №2. Ключевский В.О. “Курс русской истории.” Соч. М., 1957, т. 2., с. 187–188.

“Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неествественно болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос…

Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти…

Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…

Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои попленил и много иного содеял над робами своими…”

Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам, наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени;вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.”

Карточка №3. Соловьёв С.М. “История России с древних времён.” Кн. 3, т. 6. М., 1989.

“Выговаривая себе неограниченное право казнить своих лиходеев, учреждая опричнину, Иоанн жаловался на духовенство, что оно покрывало виновных, и требовал у него отречения от обычая печаловаться.

Выслали соловецкого игумена Филлипа, сына боярина Колычова; Филипп объявил , что он согласится быть митрополитом только под условием уничтожения опричнины; Иоанн рассердился; наконец Филипп уступил убеждениям, что его обязаннасть нейти прямо против царской воли, но утолять гнев государя при каждом удобном случае.

Но, отказавшись от вмешательства в опричнину, Филипп не отказался от права печаловаться. Начались казни вследствие дела Козлова; опричнина буйствовала; вельможи, народ умоляли митрополита вступиться в дело; он знал,что привык видеть в митрополите печальника, и не хотел молчать. Тщетно Иоанн избегал свиданий с митрополитом, боялся печалований; встречи были необходимы в церквах, и здесь-то происходили страшные сцены заклинаний. “Только молчи, одно тебе говорю: молчи, отец святый! – говорил Иоанн, содерживая дух гнева, который владел им. – Молчи и благослови нас!”

“Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего .” Защитник Русской земли – “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.”

Карточка №4. Кобрин В.Б. “Иван Грозный”. М., 1989.

“То “барство дикое”, о котором писал Пушкин, родилось в России не только благодаря опричнине – но и опричнина способствовала его появлению.

Тот путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными. И потому было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории.

Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты был неприемлем для деятелей Избранной рады. Суровый и неприклонный Адашев не был добреньким. Но всё же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства, а жестокое, и по сегодняшним меркам, быть может жесткое наказание виновных. Но только виновных! Вот что характеризовало правление Избранной рады.”

Список использованной литературы.

Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории. М., 1984
Зимин А.А. ,Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. М., 1981
Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2, т. 8, кн. 3, т. 9.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. М. 1957
Кобрин В.Б. Иван Грозный. М. 1989
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён . кн. 3, т. 6, М., 1989
Толстой А.К. Князь Серебряный; с.,1987.

 Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1, М.Терра. 1997 г.
К. Валишевский. Иван Грозный. М. 2006 г.
А.О. Ишимова. История России. Кн. 1, М. 1996 г.
История России. М. Терра.1997 г.

А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. Москва, МГУ, 2009.

Н.И. Павленко, И.Л. Андреев. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник, Москва, Дрофа, 2002.

Кобрин Н.С. Иван Грозный, Москва, 2000.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный, М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы

Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором.  Реал...

Урок истории в 10 классе "Итоги и значение политики царя Ивана Грозного"

Целью урока является обобщение и систематизация знаний об эпохе царствования Ивана Грозного. В ходе урока учащиеся получат возможность формулировать собственную точку зрения, раскрывать основные напра...

Урок "Россия в царствование Ивана Грозного"

Урок истории  по теме  «Россия в царствование Ивана Грозного». Урок разработан с использованием технологической карты, которая позволяет реализовать главную цель : научиться рационально...

Тест "Россия в царствование Ивана Грозного"

Тест «Россия в царствование Ивана Грозного». Особое внимание уделяется проверке сформированности универсальных учебных действий по систеатизации фактов, установлению причинно-следственных связей...

Презентация "Россия в царствование Ивана Грозного"

Презентация используется  на занятиях  Ι курса по теме «Россия в царствование Ивана Грозного», а также во внеурочной деятельности по предмету. Цель данной презентации: формирование пре...

Презентация - Итоги и значение правления Ивана Грозного 1530 - 1584 г. г. 7 класс.

В этой презентации говорится о России времени Ивана Грозного. О положительных и отрицательных чертах этого царя. О его достижениях и прсчетах....