Урок "Россия в царствование Ивана Грозного"
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Козаева Раиса Санджиевна

Урок истории  по теме  «Россия в царствование Ивана Грозного».

 Урок разработан с использованием технологической карты, которая позволяет реализовать главную цель : научиться рационально распределять время на уроке обучающимися вместе с преподавателем.

Цель урока: формирование представлений студентов о личности Ивана IV Грозного и характере его деятельности; о сущности реформ и их результатов для развития страны во второй половине XVI века.

Методическое обеспечение урока: Видеоролик «Иван Грозный», опорные конспекты,   схемы, Лист инструкции для обучающихся,  Приложение 1-7.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozaeva_r.s.urok_rossiya_v_tsarstvovanie_ivana_groznogo.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Козаева Р.С., преподаватель БПОУ «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия.

Урок по теме: «Россия в царствование Ивана Грозного»

Предмет, группа

история, 1 курс

№ урока по теме, тема урока

«Россия в царствование Ивана Грозного»

Цель урока

формирование представлений студентов о личности Ивана IV Грозного и характере его деятельности; о сущности реформ и их результатов для развития страны во второй половине XVI века.

Задачи урока

образовательные:

развивающие

воспитательные

Формирование учебно-познавательных компетенций:

-обучение умению обобщать, систематизировать и расширять знания обучающихся об эпохе Ивана IV;

- обобщение знаний обучающихся, полученных ими в ходе изучения темы,  формирование у них представления об исторической эпохе, в которых протекала деятельность Ивана Грозного;

- выделение последствий эпохи Ивана Грозного для экономической, политической и духовной жизни страны;

-сформировать умения:

-познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации учебной литературой (учебником), рабочей тетрадью, дополнительным материалом.),

-практические (выполнять задания по карточкам индивидуально и в группе).

-способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные  знания, проводить анализ, делать необходимые выводы;

 -создать условия для усвоения нового материала на уроке слабоуспевающими.

Формирование общекультурных компетенций:

-создание условий для развития логического мышления через установление причинно-следственных связей, способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы;

-научить формулировать выводы и актуализировать свою позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания.

Формирование коммуникативных компетенций:

- способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора;

- воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям;

-воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов, к историческому прошлому человечества, формировать гуманистическое мировоззрение  обучающихся.

- создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других.

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ с указанием этапа

Универсальные (компьютер, проектор)

Методическое обеспечение урока

История: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ [А .В. Чудинов, А.И.Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.]; под ред. А. В. Чудинова, А.И.Гладышева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. §34-35., С. 193-203.

Видеоролик «Иван Грозный», опорные конспекты,   схемы, Лист инструкции для обучающихся. Приложение 1-7

методы обучения

Частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

Форма проведения

комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи

русский язык, литература, география

Организационная структура урока

Этап 1

Организационный момент

Цель

Подготовка обучающихся к работе на занятии.

Длительность этапа

1 минута

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся; фиксация отсутствующих. Создание эмоционального настроя. Мотивация обучающихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово.

Деятельность обучающихся

Погружение в учебную ситуацию:

- готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

Промежуточный контроль

Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. Организация рабочего места.

Этап 2

Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель

Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; совершенствуя при этом компетенции.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция.

Использование самых различных методов проверки знаний: фронтальная беседа, индивидуальный опрос.

Длительность этапа

2 минуты

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Преподаватель знакомит обучающихся с видами деятельности на уроке. Для логического перехода к изучению нового содержания следует  напомнить обучающимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории объединения Руси, и предложить ответить на вопросы § 33, С.192.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы в учебнике.

Промежуточный контроль  

Преподаватель подводит итоги проверки домашнего задания, обобщает ответы обучающихся. Инструктаж по заполнению Листа самооценки. Приложение 7.

Этап 3

Актуализация знаний.

Цель

План изучения новой темы записан на доске. Преподаватель сообщает новую тему урока, подчеркивая, что после освобождения от монголо-татарского ига к концу XV века произошло заметное укрепление власти московских князей и предлагает перейти к  изучению процесса централизации Российского государства.  Обучающимся предлагается вспомнить основные факты из предыдущей темы урока и назвать,  что нового возникло в идеологии и политическом устройстве России в этот период. Опорой для актуализации знаний учащихся являются задания § 33, С.192.

Длительность этапа

 5 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Беседа с обучающимися, сопровождающаяся разъяснениями по работе с карточками - заданиями, презентацией, материалом учебника, работа в группах и дальнейшее предъявление результатов деятельности представителями групп, индивидуальная работа слабоуспевающих обучающихся с учебниками и составление плана ответа в тетради.

Деятельность обучающихся

Выполняют задания § 33, С.192. 

  1. В чем проявлялись особенности хозяйственных и политических процессов объединения русских земель?
  2. Почему именно в конце XV в.  стало возможно свержение ордынского ига?
  3. Каковы главные положения Судебника Ивана ΙΙΙ 1497 г.?
  4. Что нового возникло в идеологии и политическом устройстве России в конце XV в.?
  5. В чем состояла сущность церковных споров?

На основе представленных материалов должны прийти к выводам:

Итогом политики Ивана ІІІ и его сына Василия ІІІ стало уничтожение многих старых порядков, хотя создание новой системы управления не было завершено. Россия находилась на пути к централизации.

Этап 4

Первичное усвоение новых знаний.

Цель

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.    

Длительность этапа

10 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Информационные, координирующие  функции преподавателя.  Организация самостоятельной работы с учебником, презентацией; проведение  беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний;  обсуждение способов  решения заданий.  Проверка правильности понимания изученного материала.  

Деятельность обучающихся

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации. Работа в группах. Обучающиеся находят ответы на поставленные вопросы в заданиях в учебнике, в презентации, видеоролике.

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией  (слайды 2-8), (индивидуальная или групповая формы работы), анализ содержания видеоролика «Иван Грозный».

 1.Территория и население России в XXІ в. УЭ 1.

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (С.194,слайд 1)

(индивидуальная и групповая формы работы).  

2. Хозяйство и социальный состав населения. УЭ 2,3.

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (С.194), (индивидуальная и групповая формы работы).  

3. Города и горожане. УЭ 4.

Самостоятельная работа с текстом учебника С.194-195, (индивидуальная и групповая формы работы).  

4.Торговля. УЭ 5,6

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 9-16) (индивидуальная и групповая формы работы).  

5. Начало правления Ивана Грозного. УЭ 7.

Самостоятельная работа с текстом учебника, § 34-35 С.196, Слайды 4,5,6

(индивидуальная и групповая формы работы).  

6. Реформы Избранной Рады. УЭ 8.

Самостоятельная работа с текстом учебника, Слайды 7-10, Заполнить таблицу «Реформы в годы правления Ивана ІV», используя Приложение 2

7. Внешняя политика. УЭ 9        

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 11-17), (индивидуальная и групповая формы работы).    Использовать  текст учебника на С. 196-197,  п. «Внешняя политика», стр.199-200.

Заполнить таблицу,  используя Приложение 3.

8. Опричнина. УЭ 10. 

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 18-23), использовать текст учебника на с. 200-202, п. «Опричнина». Заполнить таблицу, используя текст учебника на стр. 201:

Приложение 4. (индивидуальная и групповая формы работы).  

9. Итоги и последствия политики Ивана Грозного. УЭ 11.

Слайд 24, используя текст учебника на стр.202 «Итоги и последствия политики Ивана Грозного».  и  Приложение 4,  заполнить таблицу.

Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией, картой.

и групповая формы работы).  

На данном этапе обучающиеся учатся использовать материал учебника и мультимедийной презентации для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений.

Промежуточный контроль  

Заполненные таблицы. Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения обучающихся. Коррекция ответов.

Этап 5

Первичная проверка понимания

Цель

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Длительность этапа

 10 минут

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Корректирующие функции преподавателя.

Деятельность обучающихся

Коллективная, индивидуальная. Быстрое, поэтапное воспроизведение изученного материала. Проверка заданий УЭ 1-11 из Листа инструкции для обучающихся.

Промежуточный контроль  

Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения.

Этап 6

Первичное закрепление.

Цель

Выяснить, насколько правильно обучающиеся поняли новый материал, выявить ошибки в его понимании и их исправление.

Длительность этапа

10 минут

Деятельность преподавателя

(функции, виды деятельности)

Координирующие функции преподавателя.

Деятельность обучающихся

Формулировка конечных результатов работы на уроке. Обсуждение в группе, подведение выводов о положительных и отрицательных последствиях правления Ивана Грозного.  

Промежуточный контроль

Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения.

Этап 7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Длительность этапа

2 минуты

Деятельность преподавателя

(функции, виды деятельности)

Координатор, организатор.

Предоставить учащимся:

- информацию о домашнем задании: подготовка сообщений по темам: «Иван III и его роль в российской истории»,  «Иван Грозный — человек и политический деятель», «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия», «Освоение Сибири. Характер русской колонизации» (по выбору),  проработать конспекты по данной теме.

 - мотивировать  выполнение домашнего задания;

- инструктаж по выполнению домашнего задания;

Проверить понимание обучающихся содержания и способов выполнения домашней работы    

Деятельность обучающихся

Фронтальная.

Этап 8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Проверка результатов  (заполнение Листа самооценки учащихся).

Длительность этапа

5 минут

Деятельность преподавателя

(функции, виды деятельности)

Побуждение к размышлению.

Деятельность обучающихся

Осуществляют: самооценку;  самопроверку;  взаимопроверку;  предварительную оценку.

Представление данных Листа самоанализа.

Промежуточный контроль

Тест на бумажном носителе, тест в электронном варианте. (при наличии свободного времени)

Приложение1        

 Лист инструкции для обучающихся:

Ф.И. студента____________________________________________________

Содержание

Время выполнения

Содержание учебного элемента

Руководство по усвоению материала

Количество заданий

Количество баллов

Учебный элемент

УЭ 1.

Какие выводы можно сделать относительно территории и плотности населения России в изучаемый период?  

2 минуты

Территория, население, плотность населения.

   Используйте текст учебника на странице 194,§ 34-35 п. 1. Территория и население России в конце XVІ в. Запишите в тетради:

 Территория –

Население-

Плотность населения -

1

1балл

УЭ 2.   Почему сокращалось число черносошных крестьян и общинных угодий? Почему в  XVІ в. росло быстрыми темпами поместное землевладение?

2 минуты

Увеличение числа служилых людей, сокращение числа черносошных крестьян и общинных угодий. Дикое поле, казачество.

Используйте текст учебника на странице 194,§ 34-35 п. 2.

1балл

УЭ 3.  Почему казаки имели особый статус? Какую территорию они занимали? Из кого сформировалось казачество? Почему казачество из вольного перешло в статус в служилое?

2 минуты

 Дикое поле, казачество, казацкий круг.

Используйте текст учебника на странице 194,§ 34-35 п. 2.

Запишите в тетради термины:

Дикое поле -

Казаки –

Казацкий круг –

Служилое казачество -

1балл

УЭ 4. Перечислите крупные города XVІ в. в России, какова была специализация ремесленного производства?

 

2 минуты

 Используйте текст учебника на странице 194-195,§ 34-35 п. 3.

Запишите в тетради:

Крупные города –

Районы, специализирующиеся  в: а) производстве металла –

б) производстве полотна и холста -

в) кожевенное производство –

г) производства соли –

д) казенные предприятия -

1

1балл

УЭ 5.

  Как развивались внешнеторговые связи России? Какие товары Россия импортировала, а какие экспортировала?

2 минуты

   Вы узнаете, что торговля осуществлялась с Англией через Архангельск, но торговля сдерживалась из-за того, что судоходство по Белому морю и Северной Двине ограничивалось тремя-четырьмя месяцами (зимой).

 Используйте текст учебника на странице 195-196,§ 34-35 п. 3.

1

1 балл

УЭ 6

  Что сдерживало процесс формирования рыночных отношений в России?

2 минуты

 Вы узнаете, что главными причинами сдерживания формирования рыночных отношений были: натуральное хозяйство, мелкотоварное производство, слабое развитие внутренней торговли.

 

Используйте текст учебника на странице 196,§ 34-35 п. 3.

1

1балл

УЭ 7.  

«Начало правления Ивана Грозного»

 

2 минуты

 Обсуждение и запись в тетради тезисов.

1533- вступление на престол 3х-летнего Ивана. Регент – Елена Глинская. Денежная реформа. Борьба боярских группировок.  1547 – венчание Ивана ΙV на царство.

 § 34-35 С.196, Слайды 4,5,6

1

1балл

 УЭ8 Реформы Избранной Рады

 

6 минут

 Избранная Рада. Реформа государственного управления, Судебник 1550 г., «большая соха"

   Слайды 7-10, Заполните таблицу «Реформы в годы правления Ивана ІV», используя Приложение 2

2

1-10 баллов

УЭ 9.    

«Внешняя политика»

 

6 минут

 Слайды 11-17

Внешняя политика:

-Восточное направление - борьба с Казанским,

Астраханским, Крымским ханствами.;

-Западное направление -1.Достижение выхода к Балтийскому морю.
2.Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

   Используйте текст учебника на с. 196-197, п. «Внешняя политика», стр.199-200.

Заполнить таблицу используя Приложение 3.

1

1-10

УЭ 10.  «Опричнина». Рассмотрите причины, ход и последствия опричнины.

6 минут

Слайды 18-23. Вы узнаете, что опричнина (1565 – 1572 гг.) – политика Ивана IV, которая имела целью установление неограниченной власти царя. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.   

 Используйте текст учебника на с. 200-202, п. «Опричнина».

  1. Причины падения Избранной Рады.
  2. Дайте определение понятию «опричнина».
  1. О чем гласил Указ 3 февраля 1565 г.?

Заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 201:

Приложение 4

опричнина

земщина

Внешний вид опричников –

  1. Методы борьбы с врагами -

2

1-10 баллов.

УЭ 11. «Итоги и последствия политики Ивана Грозного»?

3минуты.

§ 34-35, С. 202 Назовите как можно больше доказательств положительных

и отрицательных последствий правления Ивана Грозного.

Слайд 24, Используйте текст учебника на стр.202 «Итоги и последствия политики Ивана Грозного». Используя Приложение 4,5,  заполните таблицу:

положительные

отрицательные

последствия правления Ивана Грозного

1-10 баллов

Приложение 2. Реформы Ивана IV

Реформа

Год проведения

Основное содержание реформы

Результаты реформы

Центрального и местного управления

Военная

Финансовая

Судебная

Церковная

Приложение 3. Заполнить таблицу:

Внешняя политика Ивана IV Грозного

Направления внешней политики

Содержание 
внешней политики

Результаты внешней политики

Восточное

Западное

Южное

Ливонская война

Этап

Характеристика этапа

Итоги и значение

1558—1561 гг.

1561-1570 гг.

1570—1577 гг.

1577—1583 гг.

Приложение 4

опричнина

земщина

 

 

Приложение 5

  1. Иван Грозный был деспотом, человеком безбожным и жестоким, одержимый жаждой единоличной власти;
  2.   Вёл в течение четверти века изнурительную и бесплодную Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю;  
  3.   Оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения, подвел ее к Смуте.
  4. Провел ряд реформ по централизации государственной власти, военную,  церковную реформы;
  5. Чтобы ограничить произвол бояр и наместников, принял новый Судебник, в котором установил ответственность и наказания для взяточников, независимо от их происхождения;
  6. Судебник 1550 года усиливал зависимость крестьян от помещиков.
  7. Создал стрелецкое войско, хорошо вооруженное и обмундированное;
  8. Иван Грозный разорял города при помощи войска опричников и из-за этого сократил население страны;
  9. Усилив войско, Иван Грозный захватил Казанское и Астраханское ханства и избавил, таким образом, Россию от набегов на южные территории государства. Также это дало возможность присоединить к Русскому государству Поволжье и Сибирь, что пополнило казну деньгами от продажи пушнины, леса, мёда;
  10. Это была разносторонняя личность: он любил читать, сочинял церковную музыку,  стихи, играл в шахматы.
  11.  Иван Грозный при всей своей жестокости был крайне набожным человеком. Он постоянно молился о спасении душ людей, убитых его опричниками, просил молиться об этом и духовенство. Он надеялся очиститься от греха пролитой крови, тем более что он не мог не понимать, что часто гибли ни в чём не повинные люди. Для поминовения погибших в монастырях был составлен «Синодик опальных» или «Помянник», который содержал более 3 тыс. имён казнённых.

 

Приложение №6

   Критерии оценки

Кол-во баллов

Отметка

45-47  

«отлично»

43-45

«хорошо»

41-43

«удовлетворительно»

35

«неудовлетворительно»

Приложение 7

Лист самооценки деятельности обучающегося.

Ф.И. обучающегося  _______________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Участие в проверке домашнего задания

Постановка вопросов преподавателю и  однокурсникам

Индивидуальные ответы на вопросы

Степень удовлетворенности собственной работой

Роль в группе

Степень активности в групповом обсуждении

Участие в постановке вопросов другим группам

Степень удовлетворенности работой

 Использованная литература:

  1. История: учебник  для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ [А.В.Чудинов, А.И.Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.]; под ред.  А.В.Чудинова, А.И.Гладышева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Якушина  Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС», Справочник заместителя директора школы, № 10, 2012., (Лист самооценки деятельности обучающегося).
  3. Дидактические требования к современному уроку. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=1178745
  4. Видеоролик «Иван Грозный», http://www.youtube.com/ .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги царствования Ивана Грозного.

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса....

Письменный опрос по теме"Начало царствования Ивана IV"

В письменном опросе по теме "Начало царствования Ивана IV" представлены различные виды заданий:Соотнесите даты и событияСоотнесите орган государственном власти и выполняемую им функцию.Вставьте в текс...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы

Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором.  Реал...

Тест "Россия в царствование Ивана Грозного"

Тест «Россия в царствование Ивана Грозного». Особое внимание уделяется проверке сформированности универсальных учебных действий по систеатизации фактов, установлению причинно-следственных связей...

Презентация "Россия в царствование Ивана Грозного"

Презентация используется  на занятиях  Ι курса по теме «Россия в царствование Ивана Грозного», а также во внеурочной деятельности по предмету. Цель данной презентации: формирование пре...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....