"Тень Грозного Царя: Страницы Великой Эпохи" (Личность Ивана Грозного)
методическая разработка по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Аннотация внеклассного мероприятия по теме "Иван Грозный"
 
Название: "Тень Грозного Царя: Страницы Великой Эпохи"
 
Тип мероприятия: Интеллектуальный квест-игра с элементами исторического исследования и дискуссии.
 
Целевая аудитория: Учащиеся 7-10 классов 
 
Формат проведения: Командное соревнование, где участники перемещаются по тематическим станциям, выполняя задания, связанные с различными аспектами правления Ивана IV: его реформами, внешней политикой, опричниной, личной жизнью и культурным наследием. Мероприятие завершается общей дискуссией и подведением итогов.
 
Продолжительность: 90-120 минут.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_groznyy.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Название: "Тень Грозного Царя: Страницы Великой Эпохи"

Тип мероприятия: Интеллектуальный квест-игра с элементами исторического исследования и дискуссии.

Цель мероприятия:

Образовательная: Углубление знаний учащихся о периоде правления Ивана IV, ключевых событиях, реформах и их последствиях.

Развивающая: Развитие критического мышления, умения анализировать исторические источники, сопоставлять факты, формировать собственную аргументированную точку зрения. Развитие навыков работы в команде, поиска компромиссов и эффективной коммуникации.

Воспитательная: Формирование интереса к отечественной истории, понимания её сложности и неоднозначности. Воспитание уважения к историческому прошлому, способности к объективной оценке исторических личностей и событий.

Задачи мероприятия:

1. Систематизировать и расширить знания об Иване IV и его эпохе.

2. Познакомить с различными трактовками личности и деятельности Ивана Грозного в историографии и искусстве.

3. Отработать навыки работы с исторической информацией (текстовой, картографической, иллюстративной).

4. Стимулировать учащихся к поиску дополнительной информации по теме.

5. Создать условия для активного обсуждения и обмена мнениями по спорным историческим вопросам.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся продемонстрируют более глубокое и многогранное понимание эпохи Ивана Грозного.

Участники улучшат навыки анализа и интерпретации исторических данных.

Будет сформировано понимание противоречивости и сложности исторических процессов и личностей.

Усилится интерес к изучению истории России.

Учащиеся получат опыт конструктивной дискуссии по сложным темам.

Сценарий внеклассного мероприятия "Тень Грозного Царя: Страницы Великой Эпохи"

Оборудование: Проектор, экран, компьютер/ноутбук, колонки, музыкальное сопровождение (старинная русская музыка, фоновая музыка для атмосферы), карточки с заданиями для каждой станции, маршрутные листы для команд, ручки, бумага, секундомер, исторические карты XVI века (Россия, Европа), репродукции картин (В. Васнецов "Царь Иван Грозный", И. Репин "Иван Грозный и сын его Иван", В. Суриков "Утро стрелецкой казни" и др.), портреты современников Ивана Грозного, тексты исторических источников (отрывки из летописей, писем Ивана Грозного, Андрея Курбского), материалы для творческого задания, грамоты/дипломы, призы.

Участники: 3-5 команд по 5-7 человек. Ведущий (1-2 человека), члены жюри (2-3 учителя истории/литературы), помощники на станциях (старшеклассники).

Место проведения: Актовый зал для общего сбора и подведения итогов; 4-5 классов/кабинетов для станций.

Ход мероприятия:

(Звучит торжественная, но немного тревожная старинная русская музыка или фрагменты из опер/фильмов на историческую тему. Участники и гости собираются в актовом зале.)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, любители истории и исследователи прошлого!

Ведущий 2: Сегодня мы погрузимся в одну из самых загадочных и драматичных страниц русской истории – эпоху Ивана IV, первого русского царя, вошедшего в историю под прозвищем Грозный.

Ведущий 1: Его личность и деяния до сих пор вызывают жаркие споры среди историков и обывателей. Был ли он мудрым реформатором, собравшим русские земли и укрепившим государство? Или жестоким тираном, чьи деяния повергли страну в хаос?

Ведущий 2: Сегодня мы не будем давать однозначных оценок. Наша задача – исследовать, анализировать, сопоставлять факты и мнения, чтобы каждый из вас смог сформировать собственное, пусть и не окончательное, представление о "Тени Грозного Царя".

Ведущий 1: Поприветствуем наши исторические экспедиции – отважные команды, готовые к погружению в XVI век! Просим капитанов представить свои отряды!

(Команды по очереди выходят на сцену/центр зала, представляют себя (название, девиз, возможно, "историческая" легенда). Звучат аплодисменты.)

Ведущий 2: Оценивать ваши исторические изыскания и аргументированные мнения будет наш "Совет Мудрецов" – уважаемое жюри.

Ведущий 1: Каждая команда получит маршрутный лист. Вам предстоит пройти несколько тематических станций, где вас ждут разнообразные задания: от исторических викторин до анализа документов и творческих испытаний. На каждой станции вы будете зарабатывать баллы. В конце игры мы соберемся здесь, чтобы подвести итоги и обсудить наши открытия.

Ведущий 2: Приготовьтесь к серьезной работе мысли и командному взаимодействию. Время на каждой станции ограничено – 10-12 минут.

Ведущий 1: Итак, "Тень Грозного Царя" ждет ваших исследований! В путь!

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям. Помощники на станциях готовы принимать команды.)

Описание станций:

1. Станция "Наследие и Реформы"

Место: Кабинет истории.

Задание: Викторина по ключевым реформам Ивана IV (Судебник 1550 г., Земские соборы, Стоглавый собор, военная реформа, реформа местного управления). Вопросы могут быть в формате "Что это?" (по определению), "Кто автор?", "Каково значение?".

Пример вопросов:

1. Как назывался первый общегосударственный свод законов, принятый при Иване Грозном? (Судебник 1550 г.)

2. Какой новый государственный орган стал регулярно созываться при Иване IV для обсуждения важнейших вопросов? (Земский собор)

3. Что такое "избранная Рада" и кто в нее входил? (Неофициальное правительство из близких к царю людей, проводивших реформы: А. Адашев, Сильвестр, князь Курбский и др.)

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

2. Станция "Территория Власти"

Место: Кабинет географии/истории (где есть большая карта).

Задание: Работа с исторической картой. Командам предлагается найти и показать на карте основные приобретения Ивана Грозного (Казанское и Астраханское ханства, Сибирь - начало освоения), а также территории, на которых велись Ливонские войны, указать их значение.

Оборудование: Большая историческая карта России XVI века, маркеры/указки.

Оценка: До 10 баллов за точность и знание значения территорий.

3. Станция "Лик и Маска"

Место: Классный кабинет с проектором.

Задание: Анализ исторических изображений. Командам демонстрируются репродукции картин, изображающих Ивана Грозного (например, И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван", В. Васнецова "Царь Иван Грозный", В. Суханов "Иван Грозный в Александровской слободе").

* Задача 1: Описать образ царя на каждой картине, какие черты характера подчеркивает художник?

* Задача 2: Сравнить образы, найти отличия и попытаться объяснить, почему художники могли изображать царя по-разному.

Оборудование: Проектор, экран, карточки с названиями картин и вопросами.

Оценка: До 10 баллов за полноту описания и глубину анализа.

4. Станция "Слово и Меч" (Опричнина и переписка)

Место: Классный кабинет.

Задание: Работа с историческими источниками. Командам выдаются отрывки из переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским или фрагменты из летописей, описывающих опричнину (тексты адаптированы и упрощены).

* Задача 1: Прочитать текст и определить его основную мысль/позицию автора.

* Задача 2: Выписать 3-5 ключевых слов/фраз, характеризующих опричнину или взгляд автора на неё.

* Задача 3: Обсудить в команде: Как автор объясняет или оправдывает свои действия/осуждает их?

Оборудование: Распечатанныеадаптированные тексты источников, бумага, ручки.

Оценка: До 10 баллов за правильное определение позиций и выделение ключевых моментов.

5. Станция "Историческая Дилемма"

Место: Классный кабинет.

Задание: Дискуссия/ролевая игра. Командам предлагается одна из сложных исторических дилемм, связанных с Иваном Грозным. Например:

* "Могла ли Россия развиваться без жесткой централизации власти, которую проводил Иван Грозный?"

* "Была ли опричнина неизбежным злом для сохранения государственности или проявлением тирании?"

* Каждая команда выбирает одну из сторон (или получает её по жребию) и в течение 5 минут готовит краткую аргументацию (2-3 аргумента). Затем представитель команды озвучивает позицию.

Оборудование: Карточки с дилеммами, бумага, ручки.

Оценка: До 10 баллов за четкость аргументации, логичность и умение отстаивать свою позицию.

Заключительная часть:

(Все команды возвращаются в актовый зал.)

Ведущий 1: Вот и завершилось наше путешествие в эпоху Ивана Грозного. Вы проделали большую работу, проявили знания, умение анализировать и мыслить критически.

Ведущий 2: Пока наш "Совет Мудрецов" подводит окончательные итоги, я предлагаю всем вместе немного поразмыслить над тем, что мы сегодня узнали.

(Ведущие проводят короткую интерактивную дискуссию со всеми участниками, задавая открытые вопросы.)

"Что самое неожиданное вы узнали сегодня об Иване Грозном?"

"Какое событие или решение царя показалось вам наиболее значимым (положительным или отрицательным)?"

"Почему, на ваш взгляд, личность Ивана Грозного вызывает столько споров даже спустя столетия?"

"Как вы думаете, можно ли судить историческую личность с позиции сегодняшнего дня?"

Ведущий 1: Спасибо за ваши интересные мысли и мнения! Видно, что вы глубоко погрузились в тему. А теперь слово предоставляется нашему уважаемому жюри для объявления результатов.

(Председатель жюри объявляет результаты, называет победителей и призеров. Может дать краткий комментарий по выполнению заданий на станциях.)

Ведущий 2: Для торжественного награждения приглашаются победители и призеры нашего исторического квеста!

(Звучат фанфары. Команды поднимаются на сцену. Награждение грамотами/дипломами, памятными призами (например, книги по истории, символические сувениры). Фотографирование.)

Ведущий 1: Еще раз поздравляем всех участников! Ваша активность и интерес к истории – лучшее доказательство того, что прошлое не мертво, а продолжает жить в наших умах и сердцах.

Ведущий 2: Помните, история – это не просто набор дат и фактов. Это ключ к пониманию настоящего и прогнозированию будущего. Изучайте её, размышляйте над ней, и она откроет вам свои тайны!

Ведущий 1: Спасибо всем за участие! До новых исторических встреч!

Рекомендации:

Предварительная подготовка: Учащимся можно заранее дать список рекомендуемой литературы или онлайн-ресурсов, чтобы они могли подготовиться. Можно дать небольшое домашнее задание – выбрать один интересный факт об Иване Грозном.

Адаптация текстов: Для станции "Слово и Меч" крайне важно адаптировать исторические тексты, сделав их понятными для школьников, но сохранив при этом основной смысл и особенности речи эпохи.

Наглядность: Максимально используйте визуальные материалы (карты, портреты, репродукции).

Жюри: Члены жюри должны быть хорошо знакомы с темой и готовы давать конструктивную обратную связь.

Время: Строго следите за таймингом на станциях, чтобы уложиться в заявленное время.

Атмосфера: Фоновая музыка между станциями и во время ожидания добавит погружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Эпоха Ивана Грозного, Петра Великого и 19 век.

Продолжение интеллектуальной игры"Путешествие по историческим эпохам"...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Урок истории в 10 классе "Итоги и значение политики царя Ивана Грозного"

Целью урока является обобщение и систематизация знаний об эпохе царствования Ивана Грозного. В ходе урока учащиеся получат возможность формулировать собственную точку зрения, раскрывать основные напра...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.

В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...