Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Омарова Татьяна Анатольевна

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_literature_i_istorii_rossii.doc497 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУСОШ№13

Лабинского района

Интегрированный урок по литературе и истории России

«Два Александра: поэт и царь»                                                                          (Эпоха. Личность. Деяния)

                                                                                        Омарова Т. А, учитель                                     русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                                       

Цели урока: познакомить учащихся с эпохой начала царствования Александра I, условиями воспитания, становления характера и взглядов: Александра I и Александра Пушкина; сформулировать навыки устной речи; обучить элементам сопоставительного анализа.

Оборудование: аудиозапись «Вальс» А. С. Грибоедова; портреты Александра I а А. Пушкина.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя литературы о теме и задачах урока.
  2. Слово учителя истории о личности Александра I: воспитание, формирование характера.
  3. Слово учителя литературы об А. Пушкине

Вводное слово учителя истории. 1801 год начало XIX века, начало царствования Александра 1. Молодой император стал для русского общества олицетворением нового века, новых надежд на будущее. Весна александровскго царствования — это возобновление пышных празднеств в обеих столицах. "Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой степени расположено к веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I", - вспоминал писатель и публицист Фаддей Булгарин. Александру в то время было 23 года. Он имел хорошее образование. Его воспитатель Ф. Лагаря> выписанный из Швейцарии, разделял идеи французского Просвещения и был республиканцем по своим взглядам. Будучи наследником престола, Александр говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь и удалиться в маленький домик где-нибудь на берегах Рейна. Тень убитого отца преследовала Александра Павловича до конца его дней, хотя вскоре" по воцарении он выслал из столицы участников заговора.

В первые годы правления Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился вокруг него еще до восшествия на престол. П. А. Строганов, А. Чаргорыйский, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей по-прежнему заходили на чай к молодому императору, а заодно обсуждали важнейшие государственные вопросы. Этот кружок стали называть Негласным комитетом. Его члены во "главе с царем были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны.

Слово учителя литературы

1801г... В доме Пушкиных собрались гости, чтобы встретить Новый год. Было шумно, весело. XIX век отсчитывал первые минуты и часы Нового года. Хозяева и гости высказывали разные предположения, что ожидать от нового 1805 года. Вдруг кто-то из присутствующих произнес: «Кто первый выйдет в эту залу, тот и прославит Россию навека». Распахнулась дверь и на пороге появился 1, 5 годовалый сын хозяев дома- Саша Пушкин. Его разбудил шум. Мать, Надежда Осиповна, подхватив сына на руки» унесла его в детскую. Так гласит семейное предание. Вряд ли в те минуты кто-то действительно верил, что маленький Пушкин прославит Россию. О детстве Пушкина мы 'говорили с вами на уроках литературы. И вы знаете, что в доме Пушкиных, очень гостеприимном, всегда собирались многие известные поэты и писатели XVIII века: Дмитриев, Жуковский, Карамзин.

Воспитанием детей в семье занимались иностранцы-гувернеры. Но благотворное влияние они на мальчика не оказали. На формирование характера и на умственное развитие ребенка большое влияние оказали бабушка поэта Мария Александровна Ганнибал и няня Арина Родионовна.

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым. Именно так однажды, та прогулке, произошла встреча маленького Пушкина с царем Павлом I. Это была первая встреча Пушкина с одним из русских царей, но не последняя.

- Давайте вернемся к личности Александра I, его деяниям.

Слово учителя истории.

В первые же дни царствования Александра из Петропавловской крепости были освобождены все заключенные, попавшие туда по воле Павла I. Все, кого Павел сослал за разные провинности в Сибирь, были возвращены. Эмигранты, бежавшие от российской жизни в Европу, получили амнистию. Разрешалось ввозить в страну любые книги. Открылись частные типографии.

С площадей убрали виселицы с прикрепленными к ним табличками с именами провинившихся. Армию переодели в новую форму. Солдаты и офицеры с радостью сняли ненавистные мундиры прусского образца.

В Петербурге вдруг увидели императора, без свиты и охраны, прогуливавшегося по Невскому проспекту и просто и приветливо отвечавшего на поклоны встречных.

Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» — так обозначил эти годы А. С. Пушкин. Открывались новые университеты, гимназии. Именно в эти годы по велению царя был открыт знаменитый Царскосельский лицей.

Слово учителя литературы

В 1911 г. Пушкин поступил в Лицей, только что открытый в Царском Селе под Петербургом.

Лицей был своеобразным учебным заведением. В его организации принимал участие видный государственный деятель М. М. Сперанский. По его замыслу Лицей должен был готовить образованных и передовых людей. В программу Лицея были включены предметы не только среднего, но и высшего учебного заведения. Во главе Лицея был поставлен близкий друг Сперанского В. Ф. Малиновский. Были назначены Лучике профессора и преподаватели: А. Б. Криницын, Будри и др.

Лекции этих и близких по духу к ним профессоров, а также запрещенная литература, имевшая большое распространение среди лицеистов, превращали Лицей времен Пушкина в школу политического вольномыслия. Недаром Пушкин и его друзья называли его «лицейской республикой».

Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов была проникнута духом вольномыслия, жила дружной, братской семьей.

Слово учителя истории.

Вопрос об отмене крепостного права. После окончания наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, перенесшие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы. Как отмечал один современник, «люди начали больше рассуждать».

Александр I чувствовал эти настроения, понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Но это были слова. Дела оказались иными.

Сообщения учащихся

Общественная жизнь в Петербурге 1817-1820

  1. Эпиграммы на Александра
  2. Чтение оды «Вольность», «Деревня»
  3. Стихотворение «К Чаадаеву»
  4. Работа с раздаточным материалом

Вопросы

Какое впечатление произвели на вас эти сшхи?Каким вы видите в них поэта?

Такие стихи не могли пройти даром для поэта. Александр! был возмущен: « Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами! В Сибирь его!».

Узнав о гневе царя, друзья молодого поэта двинулись защищать его. Ссылка в Сибирь была заменена ссылкой в Кишенев. Это была первая ссылка, но не последняя. Так непросто складывались отношения двух Александров: поэта и царя.

Дом. задание: 1 .Составить исторический портрет Александра I.

2. Сделать подборку стихов, показывающих изменение отношения поэта к императору Александру!.

Раздаточный материал

Характеристики Александра I.

  1. Шведский посол: "Он тонок в политике, как. копчик булавки, остер как бритва, фальшив как пена морская".
  2. А.С.Пушкин: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда".
  3. Современница Александра I госпожа де Сталь воскликнула, что "иметь такого императора куда лучше, чем опираться на Конституцию".
  4. В.О.Ключезский: "Это был характер не особенно сложный, но довольно извилистый. Мысли и чувства, составлявшие его содержание, не отличались ни глубиной, ни обилием, но под давлением людей и обстоятельств они так разнообразно изгибались и перетасовывались, что нельзя было догадаться, как этот человек поступит в каждом данном случае".
  5. "Александр был человек слабый и злой"
  6. "...Один современник говорит, что он до конца жизни не мог вести по-русски обстоятельного разговора о каком-нибудь сложном деле".
  7. "Из воспитания своего великий князь вынес скрытность, <...>наклонность казаться и не быть самим собой, скрытое презрение к людям..."
  8. "Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться".
  9. "Александру I досталось амплуа романтически-мечтательного и байронически разочарованного Гамлета".
  10. "Александр I весь — дело внешних влияний, случайных обстоятельств вроде Лагарпа, Сперанского, Наполеона, Аракчеева. В нем незаметно внутреннего роста, развития. Он не развивался, а только видоизменялся, эволюционизировался..."
  11. Философ Н.А.Бердяев: "Александр — царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и несильный".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"

Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и  тексте рассказ...

Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"

урок посвящён закреплению знаний  по литературе и истории Древней  Руси....

Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».

Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...