Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. В то время Русь стала испытывать всё более сильный натиск кочевников-печенегов. Описанные в сказаниях события тех лет подтверждаются данными и фактами из истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.8 КБ
PDF icon презентация к уроку1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока литературы и истории

Класс – 6

Авторы –

учитель  русского языка и литературы МАОУ СОШ №17 г. Славянска-на-Кубани Войнович Екатерина Сергеевна,

учитель истории МАОУ СОШ №17 г. Славянска-на-Кубани Мироненко Яна Анатольевна

Тема урока: «Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».

Цели урока:

познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия «летопись», «летописание»; познакомить с содержанием «Сказания о белгородском киселе».
  2. Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей страны.

Оборудование: учебник В. Я. Коровиной, репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

Ход урока

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

С.Лихачев

  1. Знакомство с новым материалом.

Слово учителя литературы. Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».

Вспомните, когда возникла древнерусская литература. (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.)

Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)

  • Что представляли собой первые книги?
  • Как читали книги люди Древней Руси?
  • Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?
  • Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.
  • Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.)

  • Летопись - погодная запись  исторических событий, производимая современником.
  • Летописание – составление  летописи.
  • Летописец – составитель летописи.

Слово учителя истории. В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

  1. Слово учителя литературы.Устное рисование.
  • Что мы видим на картине?
  • Как изображен летописец?
  • Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)
  • Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»?

Слово учителя истории. «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.

Оборона Руси от печенегов (слово учителя истории).

В то время Русь стала испытывать всё более сильный натиск кочевников-печенегов. Печенежские орды (племена) кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и селах они находили богатую добычу: оружие, пищу, одежду, дорогие ткани и украшения. Стремясь оградить южные границы Руси от их набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились 4 линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. Владимир приглашал дружинников из простых людей, а для службы на границе использовал даже жителей Новгорода. Подумайте почему?(Пытался общей проблемой сплотить славян и к тому же  воинственно настроенных новгородцев отсылал на южные рубежи Руси, чтобы ослабить политическую обстановку в Новгороде)

На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве.  Заслышав о походе русских дружин, печенеги также быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя за собой сотни пленников- товар для невольничьих рынков Причерноморья. Таким образом, Владимир впервые годы своего правления проявил себя как деятельный правитель и во внутренней политике государства, объединяя славян, и во внешней, отражая набеги печенегов, защищая Русь от врагов.

  1. Слово учителя литературы. Чтение учителем«Сказание о Белгородском киселе».

Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказанием о белгородском киселе» и обсудим, что перед нами, историческое событие или вымысел?

- Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)

- Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)

В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

  1. Слово учителя истории.Словарная работа в тетради.
  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.

  1. Беседа по тексту сказания.

Вопросы учителя истории:

  • Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
  • Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
  • Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

Вопросы учителя литературы:

  • Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
  • В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
  • Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
  • Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

  1. Слово учителя литературы.Задание к тексту.
  • Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.
  • С какой интонацией надо читать начало сказания? С грустной или веселой?  (С грустной, потому что трагическая ситуация.)
  • С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)
  1. Подведение итогов.
  • Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)
  • Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботамо благе родины» Д.С.Лихачев)

  1. Домашнее задание.
  1. Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе».
  2. Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе?»»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...