Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»)

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_istorii_i_literatury_na_temu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок литературы и истории

Дата проведения – 18 марта 2008

Класс 10-й, группа Б-11

Количество учащихся в классе – 18 человек

Количество учащихся, присутствующих на уроке – 16 человек

Тип урока: интегрированный

Тема:  «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»)

 

Цели урока:

Образовательные:

- показать историческое значение Бородинской  битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 года;

-  научить сопоставлять взгляды писателей и историков на одно и то же историческое событие, делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к литературе и любовь к истории нашего народа;

- воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии,                 приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину;

- воспитывать культуру взаимоотношений;

- воспитывать культуру выражения эмоций;

Развивающие:

               - формировать у учащихся умение работать с текстом художественного произведения;

        - формировать умение работать с архивными материалами;

        - формировать умение анализировать эпизоды художественного произведения;

        - формировать умение выделять главное;

        - формировать умение аргументировать свои мысли;

        - формировать умение самостоятельно «открывать» знания, добывать их путем анализа и обобщения.

Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого «Война и мир» (3-й том), иллюстрации к роману; таблицы для работы учащихся на уроках (на каждом столе), компьютер, экран.

Ход урока

        1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

- Сегодня на уроке у нас присутствует учитель истории Дашкова М.Н., этот урок мы проведем вместе, так как история и литература связаны между собой.

        П. Сообщение темы и целей урока.

- Тема сегодняшнего урока «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»).

- Мы должны сегодня показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны1812 года, научиться сопоставлять взгляды писателей и историков на одно и то же историческое событие, делать выводы.

         

Ш.  Повторение пройденного. Фронтальный опрос. (Проводится учителем истории)

1. Каковы были причины войны 1812 года?

2. Какой характер носила война для воюющих сторон?

3. Каковы были планы сторон накануне войны?

4. Как и почему они изменились в ходе войны?

5. Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?

6. В чем проявлялся народный характер войны?

         1У. Сообщение плана изучения нового материала (запись на диске).

                (сообщение делает учитель литературы)

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).

2. Ход Бородинской битвы, ее итоги и историческое значение (по историческим материалам).

3. Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.

4. Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».

5. Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.

(По ходу изложения нового материала будет демонстрироваться компьютерная презентация).

У.  Лекция учителя истории (1, 2 пункты плана) с элементами беседы.

Задание классу : сделать краткий конспект  материала, излагаемого учителем в соответствии с 1 и 2 пунктами плана.

Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будут работать в течение 2-х уроков.

1. План и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.

1. У ч и т е л ь  и с т о р и и. Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Стратегический план Кутузова был направлен на  накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель – устремление на истребление французской армии… я взял намерение… отступить…» (из донесения).

     Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника».

- Какова главная мысль изложенного положения лекции?

 2. Ход Бородинской битвы, ее итоги.

        Бородинское сражение. Для генерального сражения Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино. 24 августа французская армия подступила к передовому укреплению перед Бородинским полем – Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат, имея 36 орудий, весь день сдерживался натиск 40-тысячного французского отряда, в распоряжении которого было 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение помогло укрепить левый фланг бородинской позиции и задержало развертывание французской армии на целые сутки.

        Перед Бородинским сражением русская армия насчитывала 154,5 тыс.человек (в том числе 28,5 тыс. ополченцев) и располагала 640 орудиями, французская – 134 тыс. солдат и 587 орудиями. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Была проведена новая атака на Семеновские (Багратионовы) флеши, составляющие левый русский фланг. Французам на время удалось захватить часть укреплений, но контратакой они были выбиты. Атаки следовали одна за другой с перерывами через полчаса. Наполеон вводил все новые и новые части, чтобы прорвать левый фланг, выйти в тыл основной русской армии и заставить ее сражаться перевернутым фронтом. В полдень Наполеон предпринял решительную атаку: в дело были введены 40 тыс. отборных французских солдат и на этом участке был сосредоточен огонь почти всей французской артиллерии. Хотя в ходе этой  атаки флеши были заняты французами, однако прорвать фронт Наполеону не удалось. В этом бою был смертельно ранен П.И. Багратион. С захватом Семеновских флешей начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны – Курганской батареи Н.Н. Раевского. Кавалерийский рейд Платова и Уварова в тыл французских войск заставил Наполеона отсрочить на два часа решительную атаку Батареи Раевского. За это время Кутузов подтянул к центру обороны свежие силы. К 16 часам редут Раевского был захвачен французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой. А для русской армии поражением. Цель Наполеона – разгром русской армии – не была достигнута. В д. Фили в трех верстах от Москвы, был созван военный совет. Кутузов принял решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию.

Значение Бородинской битвы.

       

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов. Русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

 Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии – и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А.Крмелева, при Бородине «французская армия расшиблась о русскую» Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов. Где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».

 Наполеон, уже будучи узником на острове св. Елены, писал: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над Бородинским полем гремели залпы 1200 орудий».

В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении».

- Итак, каковы итоги и историческое значение Бородинской битвы?

     Вопросы к ученикам.

  1. Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?
  2. Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
  3. В чем проявился патриотизм русских воинов?

     3. Лекция учителя литературы с использованием текста романа «Война и мир», с элементами таблицы

 3. У ч и т е л ь   л и т е р а т у р ы. На предыдущих занятиях мы говорили, что Лев Толстой был неудовлетворен тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами ученых историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писал: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит свое представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка… Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего… Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

     Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге- не должно поражать читателя.

     О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-й части 3-го тома.

     «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла…» (чтение отрывков из главы).

     Толстой отмечает, что «…Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев». В тексте учащиеся находят строчки и записывают в таблицу: «Русские не отыскивали лучшей позиции… но и никогда до 25 августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте…» «Бородинское сражение произошло совсем не так, как, стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа, описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции…, а принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, т.е. в таких условиях, в которых… немыслимо было драться…»

  1. Бородинская  битва у Л.Н.Толстого изображается как «народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху. И со стороны, и, главное, - изнутри. Читатель видит  сражение глазами его участников.

4. Описание Бородинской битвы. (работа с текстом художественного произведения)

     Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

  1. Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский. Не разбирающийся в военном деле (ХХХ1, ХХХП главы 2-й части 3-го тома)?
  2. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений (ХХХУ1, ХХХУП главы 2-й части 3-го тома)?
  3. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют (ХХП, ХХХУ1, ХХХП главы)?
  4. Что пишет Л.Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Читаем отрывки из глав ХХУП, ХХУШ, ХХХУ.

            «…Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». «Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его».

           Кутузов «…не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках. В центре позиции русского войска».

           - Каков же результат сражения?

           Ученики читают отрывки из 39-й главы 2-й части 3-го тома. «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах…»

           Особое внимание при чтении 39-й главы следует обратить на спор Л.Н.Толстого с историками («Некоторые историки говорят, что…»).

            Да, Л.Н.Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы.

            «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным»; «Прямым следствием Бородинского сражения было…» (глава 39, часть 2, том 3, заключительные строки).

У. Обобщение и систематизация знаний

5. Чтение таблицы, составленной в течение уроков, комментирование.

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

1. Цели, преследуемые русской армией.

Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве.

«…не имело ни малейшего смысла…»

2. Подготовка к сражению.

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»;

«…сражение… принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности…»

3. Соотношение сил накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек. 587 орудий у Наполеона.

5/6, т.е. 100 тыс. русских и 120 тыс. у французов.

4. Ход сражения

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями.

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова.

5. Итоги сражения, следствие

Русский потеряли 38 тыс. человек (30%), французы – 58 тыс. человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…» Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

«Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими».

             Отмечаются наиболее удачные работы, вносятся изменения.

                У1. Подведение итогов урока учителем литературы.

 1. Вопросы.

- Каково историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 года?

- сопоставьте взгляды писателей и историков на одно и то же историческое событие?

        2. Запись в тетрадь.

                    Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».

     Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н.Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к «богатырям русским», защищавшим Родину 1812 года.  Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

     Л.Н. Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, гибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

УП. Домашнее задание.

По истории: п. 34 в. 4, задание на стр 259.

По литературе:

  1. Пересмотреть т.Ш, ч.1-Ш, гл.1), выделить основные события.
  2. Задание по группам.

- 1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) ч.1, гл.1, ч.Ш, гл.1).

- 2 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

УШ. Рефлексия.

- Успешно ли для вас прошел урок?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Нужны ли такие интегрированные уроки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"

урок посвящён закреплению знаний  по литературе и истории Древней  Руси....

Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».

Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...