Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 кл.
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Шашков Леонид Геннадьевич

Рабочая программа включает два учеб.: по А.А.Вигасину и А.Н.Майкову для 5 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30» г. БРЯНСКА

             Рассмотрено                                           Согласовано                                             Утверждено

        на заседании  МО                                   на заседании МС                                     Приказ № ____        

                                                                     Протокол № ____                                  от «___»_______2012 г.

               Протокол №  ____                                  от «___» ________2012 г.                                Директор школы

          от «___»_________2012 г.                          Руководитель МС                                   ________(Радченко Н.Н.)

           Руководитель МО                       _________(Макарова Н.Н.)

___________(Макарова Н.Н.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по   ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

                

для    5    класса   на    2012-2013   учебный год  

Шашков Леонид Геннадьевич, учитель истории

                                                                2012 г.

Базовый учебник для учащихся   «История Древнего мира» - 5 кл. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2012.  

«История. Введение в историю» - 5 кл. А.Н.Майков, 2012

Методическое пособие для учителя           Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» - 5 кл./ авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Методическое пособие  к учебнику «История. Введение в историю» 5 кл. авт.-сост. А.Н.Майков  - Москва «Вентана-Граф», 2008.

Пособие для учителей: Рабочие программы «Всеобщая история» 5 – 9 кл. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. М.: «Просвещение». 2011г.

Количество часов в неделю        -  2 часа

Общее количество часов за год  -  70 часов


Из  них  отведено                                           I  пол.                         II  пол.                                Год


Всего  часов                                                         32                             38                                       70


На  теоретические  занятия                             29                              36                                       65


На  практические  занятия                                 -                              -                                          -


На  лабораторные  опыты                                  -                               -                                           -


На  уроки  контроля  знаний                            3                                2                                          5


На  резервное  время                                            -                              -                                          -

Тематический  план

1. Введение в историю. А.Н. Майков (10 ч.)

РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

ТЕМА 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

ТЕМА 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

Повторительно-обобщающий урок  – 1 час

РАЗДЕЛ  II.  Древний Восток. (16 ч.)

ТЕМА  1. Древний Египет (5 ч.)

Повторительно-обобщающий урок – 1 час

ТЕМА  2. Западная Азия в древности (6 ч.)

ТЕМА  3. Индия и Китай в древности (3 ч.)

        Повторительно-обобщающий урок – 1 час

РАЗДЕЛ  III. Древняя Греция (21 ч.)

ТЕМА  1.  Древнейшая Греция (5ч.)

ТЕМА  2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

ТЕМА  3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

ТЕМА 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)

Повторительно-обобщающий урок – 1 час

РАЗДЕЛ  IV. Древний Рим (16 ч.)

ТЕМА 1.  Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.)

ТЕМА 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)

ТЕМА 3. Гражданские войны в Риме (4ч.)

ТЕМА 4. Римская империя в первые века н.э. (3 ч.)

ТЕМА  5. Падение Западной Римской империи (2 ч.)

Повторительно-обобщающий урок – 1 час

Пояснительная записка

Рабочая программа по «истории Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы История Древнего мира/ под редакцией А.А. Вигасина. –М: Просвещение, 2008

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и  человеческого общества,  с важнейшими  цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение  локальных   цивилизаций  древности,   их   наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

 

 В календарно-тематическое планирование включён пропедевтический курс «История. Введение в историю» 10 часов автора А.Н. Майкова.         Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2004 г.                                                

Учебник предназначен для учащихся, начинающих изучать историю в основной школе. В книге раскрывается значение важнейших понятий, с которыми придется встретиться школьнику при изучении истории. Автор доступно рассказывает о том, как работают ученые-историки, какие науки помогают им проникать в прошлое человечества. Советы автора помогут в работе с текстом, историческими картами, иллюстрациями в учебниках по истории. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

- основные даты, этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей всемирной истории;

- представители и памятники культуры Древнего мира.

- изученные виды исторических источников;

уметь:

 - Сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение исторических понятий

 - анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение.

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;

-  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 - для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

 - объяснения исторически сложившихся нормы социального поведения

 в процессе  общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Цели курса:

  1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
  4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Это дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Содержание программы

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ[1] (10 часов)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Ход времени и способы его измерения. Историческое летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

        Должны знать: год, век, столетие, тысячелетие, археология, этнография, нумизматика, геральдика; исторический источник, историческая карта, наша эра, до нашей эры, знать составляющие элементы государственных символов.

                Должны уметь: связно пересказывать текст учебника о счете лет в истории, оперировать историческими датами, относящимися к периоду до Рождества Христова, решать задачи на счет лет в истории, составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение, ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте; составлять родословную семьи; определять значение государственной символики,

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

ТЕМА 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Расселение древнейшего человечества. Понятие «первобытные люди». Орудия труда, занятия первобытного человека. 

ТЕМА 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

        Первобытные собиратели и охотники. Родоплеменные отношения. Родовые общины охотников и собирателей. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Орудия труда земледельцев: начало обработки металлов, изобретение плуга. Первобытные верования: религиозные верования первобытных охотников и собирателей; религиозные верования первобытных земледельцев и скотоводов. Зарождение искусства: изображение животных и человека.

        Должны знать: первобытные люди, орудия труда, собирательство, охота, родовая община, человек разумный, земледелие, скотоводство, производящее хозяйство, старейшина, совет старейшин, племя, дух, бог, идол, молитва, жертва, соседская община, неравенство, знать.

Должны уметь: связно пересказывать текст учебника в монологической форме, сравнивать древнейших и древних людей, родовую и соседскую общины, оперировать историческими датами (появление человечества, появление земледелия, начало обработки металлов), показывать на карте места появления первых людей, районы земледелия.

        Повторительно-обобщающий урок: «Жизнь первобытных людей». - 1 час.   Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Раздел II. Древний Восток. (16 часов)

Тема I. Древний Египет. (5 часов)

Древний Египет: местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Занятия жителей: земледелие как главное занятие, оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы); быт земледельцев и ремесленников; жизнь и служба вельмож. Возникновение государства: неограниченная власть фараона; войско; завоевательные походы. Мир человека Древнего Египта в зеркале мифов и легенд: священные животные, боги; миф об Осирисе и Исиде. Культурное наследие Древнего Египта: строительство пирамид; храм (внутренний и внешний вид), особенности изображения человека в скульптуре и росписях; особенности древнеегипетского письма; школа; научные знания.

        Должны знать: фараон, вельможа, писец, налог, храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, роспись, иероглиф, папирус, свиток.

        Должны уметь: связно в монологической форме пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать жизнь ремесленников и земледельцев, давать самостоятельную оценку деятельности фараонов, под руководством учителя анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, решать задачи на счет лет в истории, читать карту (показывать территорию Египетского государства в разные периоды, направления походов фараонов, египетские столицы а разные периоды истории)

        Повторительно-обобщающий урок:  «Древний Египет».  – 1 час.    Достижения египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема II. Западная Азия в древности (6 часов)

        Западная Азия: Двуречье: местоположение и природные условия. Занятия жителей Двуречья (земледелие, основанное на искусственном орошении, использование глины в строительстве, быту). Возникновение государства: законы Хаммурапи (ограничение догового рабства, представление о талионе – «Око за око, зуб за зуб», о неравенстве людей перед законом). Мифы и легенды Древнего Двуречья, религиозные верования. Культурное наследие Древнего Двуречья: ступенчатые башни-храмы; клинопись; писцовые школы; научные знания; литература.

        Западная  Азия: Финикия (местоположение и природные условия). Занятия жителей Финикии: виноградарствои оливководство, ремесло,морская торговля и пиратство, основание колоний. Культурное наследие: древнейший алфавит.

        Западная Азия: древние евреи (расселение, занятия); библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Возникновение государства: древнееврейское царство и его правители (Саул, Давид, Соломон).

        Западная Азия: Ассирийская держава: начало обработки железа, последствия использования железных орудий труда, новшества в военном деле (стенобитные орудия, конница); ассирийские завоевания (ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей). Культурное наследие: столица Ниневия, царский дворец, библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

        Западная Азия: Нововавилонское, Лийское и Мидийское царства; Персидская держава (цари Кир, Дарий Первый); «Царская дорога», ее использование для почтовой связи, взимание налогов.

        Должны знать: закон, ростовщик, единобожие.

        Должны уметь: строить монологический рассказ на основании текста учебника и информации, содержавшейся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать исторические явления в различных странах Передней Азии, отстаивать свои взгляды, вести спор с учащимися на уроке, анализировать исторические источники под руководством учителя, оперировать историческими датами по истории государств Передней Азии, читать историческую карту (определять географическое положение государств Передней Азии, показывать столицы государств, направления завоевательных походов правителей разных госудщарств).

Тема III. Индия. Китай. (3 часа)

        Индия: местоположение и природа (реки Инд и Ганг, Гималайские горы, джунгли), древнейшие города. Занятия жителей: выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования Древней Индии, возникновение древних религий: Брахма, Ганеша, вера в переселение душ, Будда, возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты); представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки. Культурное наследие: индийские цифры, шахматы.

        Китай: местоположение и природа (реки Хуанхэ и Янцзы). Зарождение древних религий: Конфуций и его учение (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения). Возникновение государства: объединение Китая при Цинь Шихуане (расширение территории, строительство Великой Китайской стены, деспотизм властелина Китая, возмущение народа, свержение наследников Цинь Шихуана). Культурное наследие: китайски иероглифы и книги, шелк, великий шелковый путь, чай, бумага, компас.

        Должны знать: касты, буддизм, конфуцианство.

        Должны уметь: пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций, сравнивать положение людей разных каст, давать оценку историческим явлениям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, решать задачи на счет лет в истории, читать историческую карту.

               Повторительно-обобщающий урок: «Древний Восток». -  1 час.  Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция. (22 час)

Тема I. Древнейшая Греция. (5 часов)

        Древняя Греция: Местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Древнейшие города Микены, Коринф, Пилос, Афины.

        Древняя Греция: Критское царство, раскопки дворцов, росписи, морское могущество царей Крита. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

        Древняя Греция: Микенское царство, каменное строительство, древнейшее греческое письмо, сведения о войне с Троянским царством, мифы о начале Троянской войны, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков, олимпийские боги. Легенды и мифы о людях и богах.

        Должны знать: понятия -  фреска, легенды

        Должны уметь: строить монологический рассказ, раскрывать содержание иллюстрации, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий,читать историческую карту.

Тема II. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)

        Полис – город-государство: возникновение самостоятельных государств (Афины,Спарта, Коринф, Фивы, Милет).

        Афины: местоположение и природные условия Аттики, занятия населения. Знать во главе управления Афин, законы Драконта. Свободные и рабы. Положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Перемены в управлении Афинами. Демократия.

        Спарта: местоположение и природные услшовия Лаконии. Спартанский полис. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

        Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие Межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Эллада.

        Культурное наследие Древней Греции: олимпийские игры (виды состязаний, понятие «атлет», награды победителям).

        Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве, стратег Мильтиад, нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу, патриотический подъем эллинов, Защита Фермопил, подвиг трехсот спарстанцев, морское сражение в Саламинском проливе, роль Фемистокла и афинского флотаов победе греков, разгром сухопутной армии персов при Платеях, причины победы греков.

        Должны знать: демос, долговое рабство, гражданин, демократия, эллины, Эллада, атлет, стратег, фаланга, триера.

        Должны уметь: строить монологический рассказ, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать исторические явления в различных странах, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Тема III. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5 часов)

        Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговй флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

        Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения.Статуи атлетов работы Мирова и Поликлета.

        Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель). Афинский мудрец Сократ.

        Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

        Афинская демократия в V в. до н.э. Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Периклво главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

        Должны знать: афинские граждане, педагог, палестра.

        Должны уметь: строить монологический рассказ по тексту учебника, раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, личностям, спорить и отстаивать свои взгляды, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Тема IV. Македонские завоевания в IV в. до н.э.         (4 часа)

        Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

        Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллиниской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына Филиппа .Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

        Отношение эллинов к Филиппу Македонскому.Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости.Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

        Империя Александра Македонского. Поход Александра на Восток.Победа на берегу реки Граник.Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства.Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

        Эллинистический мир. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийсокое царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

        Должны знать: фаланга,

        Должны уметь: пересказывать текст учебника, сравнивать исторические явления, давать оценку историческим явлениям, событиям, личностям, оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий, читать историческую карту.

        Повторительно-обобщающий урок: «Древняя Греция».    – 1 час.      Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Раздел IV. Древний Рим. (16 часов)

Тема I. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)

        Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

        Легенды и верования римлян. Легенды об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.

        Республика. Патриции и плебеи. Борьба плебеев за свои права. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром.

        Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената, его функции. Организация войска.

        Должны знать: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, республика, консул, вето, народный трибун, право вето, легион.

        Должны уметь: строить монологический рассказ, связно отвечать на вопросы учителя, давать самостоятельную оценку историческим событиям, личностям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Тема II. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)

        Войны Рима. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

        Установление господства Рима в Восточном средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

        Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла).

        Должны знать: триумф, провинция, гладиатор, амфитеатр.

        Должны уметь: строить связный монологический ответ на вопросы учителя, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, анализировать истоические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту, определять места сражений и показывать их на карте.

Тема III. Гражданские войны в Риме. (4 часа)

        Разорение земледельцев в Италии и его причины. Земельный закон тиберия гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.

        Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

        Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностых лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Г.Ю. Цезарь. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате.

        Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.  Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора).

        Должны знать: ветеран, диктатор, империя, император, меценат.

        Должны уметь: в связной монологической форме пересказывать текст учебника, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.

Тема IV. Римская империя в первые века нашей эры. (3 часов)

        Римская империя: территория Соседние народы Римской империи. Отношнеия с Парфянским царством. Разгром римский войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов.

        Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

        Возникновение и распространение христианства. «Сын света» из Кумрана.Рассказы Евангилей о жизни и учении Иисуса Христа.Моральные нормы в Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношения римских властей к христианам.

        Расцвет римской империи. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

        Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелиц».

        Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

        Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.

        Должны знать: варвары, христиане, апстолы, Евангелие, священник, колоны, рабы с хижинами.

        Должны уметь: строить связный монологический ответ по текту параграфа, давть оценку историческим явлениям, высказывать собственные суждения, отстаивать свое мнение, анализировать исторические источники.

Тема V. Падение западной Римской империи. (2 часа)

        Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле.

        Раздел римской империи на Западную и Восточную. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

        Должны знать: епископ, Новый завет, варвары, готы, вандалы.

        Должны уметь: пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, читать историческую карту.

        Повторительно-обобщающий урок - «Древний Рим». 1 час.   Особенности Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине.

===================================================================================        

        В связи с тем, что в курс «История Древнего мира» включено изучение  пропедевтического курса «История. Введение в историю» (10 часов автора А.Н. Майкова.) и проведение повторительно-обобщающих уроков, некоторые темы  объединены в один урок:

  1. Урок 18 – «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» + «Жизнь египетского вельможи»
  2. Урок 21 – «Искусство Древнего Египта» + Письменность и знания древних египтян».
  3. Урок 23 – «Древнее Двуречье» + «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
  4. Урок 31 – «Чему учил китайский мудрец Конфуций» + «Первый властелин единого Китая».
  5. Урок 65 – «Соседи Римской империи» + «В Риме при императоре Нероне».
  6. Урок 67 – «Расцвет империи во II веке» + «Вечный город» и его жители».
  7. Для лучшего усвоения и закрепления урока 51  - «Поход Александра Македонского на Восток», добавлен к данной теме один час.    

  №

 п/п

Сроки

Вт. и  Пт.

                                Название  темы  урока

 К-во

   часов

Коррекция

Урок  1

4 сент.

                               I  ч е т в е р т ь     (18 часов)

Введение в историю. А.Н. Майков (10 ч.)

Что изучает история.

1

Урок 2

7 сент.

Источники знаний о прошлом.                       

1

Урок 3

11 сент.

Измерение времени.                                   

1

Урок 4

14 сент.

Историческая карта.                                               

1

Урок 5

18 сент.

Археология – помощница историков.            

1

Урок 6

21 сент.

Наука о народах и наука о прошлом.            

1

Урок 7

25 сент.

Знать своих предков - знать историю.        

1

Урок 8

28 сент.

Географические названия – свидетели прошлого.

 1

Урок 9

2 окт.

О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю.                                                        

 1

Урок 10

5 окт.

Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами по истории.                                                        

 1

Урок 11

9 окт.

РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

ТЕМА 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Древнейшие люди.  

 

1

Урок 12

12 окт.

Родовые общины охотников и собирателей.    

 1

Урок 13

16 окт.

Возникновение искусства и религиозных верований.  

 1

Урок 14

19 окт.

ТЕМА 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

Возникновение земледелия и скотоводства.  

1

Урок 15

23 окт.

Появление неравенства и знати.

1

Урок 16

26 окт.

Повторительно-обобщающий урок:  

«Жизнь первобытных людей».                              

1

Урок 17

30 окт.

РАЗДЕЛ  II.  Древний Восток. (16 ч.)

ТЕМА  1. Древний Египет (5 ч.)

Государство на берегах Нила.

1

Урок 18

2 ноябр.

Как жили земледельцы и ремесленники.

Жизнь египетского вельможи.    

1

Урок 19

9 нояб.

                  II   ч е т в е р т ь      (14 часов)

Военные походы фараонов.                  

1

Урок 20

13 нояб.

Религия древних египтян.      

1

Урок 21

16 нояб.

Искусство Древнего Египта.    

Письменность и знания древних египтян.    

1

Урок 22

20 нояб.

Повторительно-обобщающий урок:  «Древний Египет».       

1

Урок 23

23 нояб.

ТЕМА  2. Западная Азия в древности (6 ч.)

Древнее Двуречье.    

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.    

1

Урок 24

27 нояб.

Финикийские мореплаватели.  

1

Урок 25

30 нояб.

Библейские сказания.  

1

Урок 26

4 дек.

Древнееврейское царство.   

1

Урок 27

7 дек.

Ассирийская держава.    

1

Урок 28

11 дек.

Персидская держава «царя царей».    

1

Урок 29

14 дек.

ТЕМА  3. Индия и Китай в древности (3 ч.)

Природа и люди Древней Индии.    

1

Урок 30

18 дек.

Индийские касты.   

1

Урок 31

21 дек.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.                          

 1

Урок 32

25 дек.

Первый властелин единого Китая.   

1

Урок 33

28 дек.

Повторительно-обобщающий урок: «Древний Восток».

 

1

Урок 34

11 янв.

                      III    ч е т в е р т ь     (20 часов)

РАЗДЕЛ  III. Древняя Греция (22 ч.)

ТЕМА  1.  Древнейшая Греция (5ч.)

Греки и критяне.  

1

Урок 35

15 янв.

 Микены и Троя.  

1

Урок 36

18 янв.

Поэма  Гомера  «Илиада».

1

Урок 37

22 янв.

Поэма Гомера «Одиссея».      

1

Урок 38

25 янв.

Религия древних греков.  

1

Урок 39

29 янв.

ТЕМА  2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.                                        

1

Урок 40

1 фев.

 Зарождение демократии в Афинах.  

1

Урок 41

5 фев.

Древняя Спарта. 

1

Урок 42

8 фев.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.  

1

Урок 43

12 фев.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Урок 44

15 фев.

Олимпийские игры в древности.  

1

Урок 45

19 фев.

Нашествие персидских войск на Элладу.  

1

Урок 46

22 фев.

ТЕМА  3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

В гаванях афинского порта Пирей.    

1

Урок 47

26 фев.

 В городе богини Афины.  

1

Урок  48

1 марта

В афинских школах и гимнасиях.      

1

Урок 49

5 марта

В театре Диониса.  

1

Урок 50

Урок 51

8 марта

12 марта

Афинская демократия при Перикле.    

ТЕМА 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч.)

Города Эллады подчиняются Македонии.    

1

1

Урок 52-53

15  и 19 марта

 Поход Александра Македонского на Восток.    

2

Урок 54

22 марта

В Александрии Египетской.       

1

Урок 55

2 апр.

                              IV   ч е т в е р т ь    (18 часов)

Повторительно-обобщающий урок:  «Древняя Греция».   

1

Урок 56

5 апр.

РАЗДЕЛ  IV. Древний Рим (16 ч.)

ТЕМА  1.  Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.)

Древнейший Рим.   

1

Урок 57

9 апр.

Завоевание Римом Италии.

1

Урок 58

12 апр.

 Устройство Римской республики.    

1

Урок 59

16 апр.

ТЕМА 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.).  

1

Урок 60

19 апр.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во II веке до н.э.

1

Урок 61

23 апр.

Рабство в Древнем Риме.      

1

Урок 62

26 апр.

ТЕМА  3. Гражданские войны в Риме (4ч.)

Земельный закон братьев Гракхов.    

1

Урок 63

30 апр.

Восстание Спартака.              

1

Урок 64

3 мая

Единовластие Цезаря.    

1

Урок 65

7 мая

Установление империи в Риме. 

1

Урок 66

14 мая

ТЕМА  4. Римская империя в первые века н.э. (3 ч.)

Соседи Римской империи.  

В Риме при императоре Нероне.    

1

Урок 67

17 мая

Первые христиане и их учение.  

1

Урок 68

21 мая

Расцвет империи во  II веке.  

 «Вечный город» и его жители.    

1

Урок 69

24 и 28 мая

ТЕМА  5. Падение Западной Римской империи (2 ч.)

Римская империя при Константине.  

Взятие Рима варварами.    

2

Урок 70

31 мая

Повторительно-обобщающий урок:  «Древний Рим».

1

                                                                         ВСЕГО – 70 ч.


[1] Жирным шрифтом с подчеркиванием в тексте выделены положения стандарта, курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по истории Древнего мира

Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...