урок "Роль Бориса Годунова в истории России"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Барабанова Надежда Валентиновна

Разработка урока по истории России, построенный на анализе отрывков из произведения "Борис Годунов" А.С.Пушкина и исторических материалов, сопровождающийся театрализованным представлением, расчитанный для

7-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль Бориса Годунова в истории России.

Цели:

  1. Дать оценку Бориса Годунова, рассмотрев разные мнения.
  2. определить и выразить личное мнение  о правлении Б.Годунова
  3.  Посмотреть «глазами» Пушкина на Годунова, оценить в нем человеческие качества.

Задачи:

Развивающие: способствовать умению добывать новые знания анализировать отрывки произведения в историческом контексте; аргументировать свою точку зрения; систематизировать полученные знания и делать выводы;

Воспитательные: развивать чувство справедливости, ответственности в каждом человеке за свои поступки, прививать понимание того, что исторический процесс сложен и относителен по восприятию;

Личностные: способность формировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; способствовать формированию своих жизненных ценностных установок

 

Оборудование: карта «Российское государство в конце XVI века», портрет А.С.Пушкина, аудиозапись М.П.Мусоргского «Борис Годунов», высказывания Карамзина Н.М., Муравьёва Н.

Опережающие задания:

Групповые: работа с п.1 и текстами трагедии Пушкина А.С. «Борис Годунов»

Индивидуальные: чтение наизусть отрывков из «Б.Годунова»

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы постараемся перенестись в далёкое прошлое, в эпоху правления Б.Годунова и попытаемся дать оценку его правлению, выразить личное мнение об этом человеке. А поможет нам в этом путешествии великий поэт, поэт-историк- А.С.Пушкин. Каким образом? Достаточно просто. В 1825 году Александр Сергеевич завершил свою историческую трагедию «Борис Годунов». Опираясь на фрагменты текста этого произведения, а также на исторические данные мы постараемся охарактеризовать личность Годунова.

К нашему сегодняшнему мероприятию мы взяли эпиграф – слова летописца, переведённые на современный русский язык:

Читает ученик: Да, ведают потомки православных    (на фоне музыки)

                          Земли родной минувшую судьбу.

                          Своих царей великих поминают

                          За их труды, за славу, за добро –

                          А за грехи, за темные деянья

                          Спасителя смиренно умоляют

                          О, страшное, невиданное горе!

                          Прогневали мы Бога, согрешили!

                         Владыкою себе цареубийцу нарекли

-На этом уроке вы сами раскроете смысл этих слов.

-Напомните мне даты правления Б.Годунова

-Но только ли это время мы можем назвать периодом его правления? Почему?

-А теперь давайте перенесёмся в далёкий 1598 год, в кремлёвские палаты и станем свидетелями одного интересного диалога двух придворных, князей  Ворытынского и Шуйского. А затем обсудим увиденное.

Воротынский.

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ

Как думаешь, чем кончится тревога?

Шуйский.

Чем кончится? Узнать не мудрено:

Народ ещё повоет, да поплачет,

Борис ещё поморщится немного,

Что пьяница пред чаркою вина,

И наконец, по милости своей

Принять венец смиренно согласится.

Воротынский.

Что, ежели правитель в самом деле

Державными заботами наскучил

И на престол безвластный не взойдёт?

Что скажешь ты?

Шуйский.

Скажу, что понапрасну

Лилася кровь царевича-младенца;

Что если так, Димитрий мог бы жить.

Воротынский.

Ужасное злодейство! Полно, точно ль

Царевича сгубил Борис?

Шуйский.

А кто же?

Я в Углич послан был

Исследовать на месте это дело:

Наехал я на свежие следы;

Весь город был свидетель злодеянья;

Все граждане согласно показали;

И возвратясь, я мог единым словом

Изобличить сокрытого злодея.

Воротынский.

Зачем же ты его не уничтожил?

Шуйский.

Он, признаюсь, тогда меня смутил

Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

Он мне в глаза смотрел, как будто правый:

Расспрашивал, в подробности входил_

И перед ним я повторил нелепость,

Которую мне сам он нашептал

Воротынский.

Не чисто князь.

Шуйский.

А что мне было делать?

Я сам не трус, но также не глупец

И в петлю лезть не соглашусь я даром

Воротынский.

Ужасное злодейство! Слушай, верно

Губителя раскаянье тревожит:

Конечно, кровь невинного младенца

Ему ступить мешает на престол.

Шуйский.

Перешагнёт; Борис не так-то робок!

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха

Воротынский.

Так, родом он незнатен; мы знатнее

Шуйский.

Да, кажется

Воротынский.

А он умел и страхом, и любовью,

И славою народ очаровать.

Шуйский.

Он смел, вот все-а мы…Но полно. Видишь,

Народ идёт, рассыпавшись назад-

Пойдем скорей,узнаем, решено ли.

-Итак, мы увидели отрывок из трагедии Пушкина. Какие чувства испытывают князья к Годунову? Какой образ Годунова создаётся в диалоге?

-Можете ли вы доказать это историческими фактами?

-О каком «ужасном злодействе» шла речь в отрывке?

-А какие версии этого события знаете вы?

-А как вы понимаете слова: Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

                                              Зять палача и сам в душе палач,

Заканчивается диалог словами А он умел и страхом, и любовью,

                                                    И славою народ очаровать.

-Давайте посмотрим, какое место в трагедии отводится «мнению народному»?

Итак, представим, что мы находимся  в толпе народа перед Новодевечьим монастырем, где находился Б.Годунов с сестрой Ириной после смерти царя Федора

Один.

Что слышно?

Другой

Всё ещё упрямится; однако, есть надежда.

Баба ( с ребенком)

Агу! Не плачь, не плачь; вот бука, бука

Тебя возьмет! Агу, агу! …не плачь!

Один.

Нельзя ли нам пробраться за ограду?

Другой

Нельзя. Куды! И в поле даже тесно,

Не только там. Легко ли? Вся Москва

Сперлася здесь

Один.

Право, любо

Другой

Что там за шум?

Один.

Послушай! Что за шум?

Народ завыл, там падают, что волны,

За рядом ряд…ещё,ещё…Ну, брат,

Дошло до нас; скорее! на колени!

О чем там плачут?

Другой

А как нам знать? То ведаю бояре,

Не нам чета

Баба.

Ну что ж? как надо плакать

Так и затих! Вот я тебя! Вот бука

Плачь, баловень!

Один.

Все плачут, заплачем, брат и мы.

Другой

Я силюсь, брат, да не могу.

Один.

Я также. Нет ли луку? Потрем глаза.

Другой

Нет, я слюнёй помажу. Что там ещё?

Один.

Да кто их разберет?

Баба.

Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь,да здравствует Борис!

-Можно ли, просмотрев эту сцену, сказать, что Б.Годунов был избран по велению народа?

-Вспомните, какие это имело последствия в дальнейшем?

-Поменялось ли мнение народа о царе? Почему?

-Обратите внимание на цитаты:

«История народа принадлежит государю» Карамзин

«История принадлежит народу» Н.Муравьёв

-Итак, вначале своей трагедии Пушкин нарисовал Годунова, как человека, незаконно занявшего престол, как человека, у которого руки в крови и на чьей совести лежит смерть ребёнка.

-А теперь давайте послушаем монолог самого Б.Годунова. Как он оценивает свою деятельность, есть ли положительные моменты в его царствовании?

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет душе моей.

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной-

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет.

Живая власть для черни ненавистна

Они любить умеют только мертвых

Бог насылал на нашу землю глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы-

Они ж меня, беснуясь проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж её любви.

И рад бежать, да некуда…ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

-Итак, как Борис Годунов сам оценивает своё правление?

-Какие положительные моменты своего царствования вспоминает Годунов?

-Слышим ли покаяние в словах царя?

-Давайте обратимся к историческим данным и вспомним, какие положительные характеристики можно отнести к правлению Годунова?

-В трагедии Пушкина судьба Бориса завершена, он успевает умереть величественно. И на смертном одре он предстает как любящий  и заботящийся отец. Он прощается с семьёй и просит прощения как христианин

Смотрите, мы с вами в течение урока смогли найти как положительные характеристики, так и отрицательные для Годунова. С одной стороны это талантливый государственный деятель, много сделавший для развития государства Российского, с другой- он злодей, незаконно захвативший власть в государстве.

Вы посмотрите, как тонко А.С.Пушкин создал характер Б.Годунова, показав его противоречивый образ. Но самое главное, что Александр Сергеевич верил в человека, в его светлое начало и даже в злодее он видел что-то хорошее.

А наш урок позвольте закончить словами Н.М.Карамзина «Сколь неизъяснимо слияние добра и зла в сердце человеческом».

Рефлексия

-Ребята, что было самым интересным для вас на этом уроке?

- Что вызвало у вас затруднение?

-Хотели бы вы оказаться в той эпохе?

Д/З написать историческое эссе на тему: «Б.Годунов: преступник или жертва обстоятельств?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Конспект урока в 7классе по теме"Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"...

Презентация "Правление Бориса Годунова"

Данная презентация будет полезна учителям коррекционных школ VIII вида. Материал составлен по учебнику Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной. История России: для 8 кл. специальных (коррекционных) образовате...

Тест по истории 7 класс. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Тест по истории 7 класс. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова....

Методическая разработка урока истории в 7 классе Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Методическая разработка урока истории в 7 классе  Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова...

Конспект урока истории для 8го класса коррекционной школы на тему: "Правление Бориса Годунова".

Конспект урока истории для 8го класса коррекционной школы на тему: «Правление Бориса Годунова»Цель: Рассказать о периоде правления Бориса Годунова на Руси.Задачи: Образовательные:Закр...

Тема: Урок "Россия в годы царствования Феодора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)"

Цели:продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях,  предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;способствовать развитию критическо...