Разработка урока в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Обобщающее повторение  в 5 классе "Древний Восток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevniy_vostok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе

 по теме: «Древний Восток»

Цели урока:        обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира;                                                                                             развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся;

развивать интерес и уважение к истории и культуре народов  Древнего Востока.

Оборудование:         карта «Древний Восток»;

  1. Оформление доски – рисунки учащихся по указанной теме, образцы египетского папируса, чайнворд «На берегах Нила».
  2. «Чёрный ящик».
  3. Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).

Форма проведения:        урок – деловая игра, с использованием интерактивных технологий.

При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проведение игры.

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.

Итак, сегодня у нас соревнуются три команды: Мемфис, Вавилон и Сидон. Представление капитанов: эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе. Каковы они?

Правила работы в группе (находятся на столах команд):

  1. Чтобы попросить слово, подними руку.
  2. Говори по теме, понятно, кратко.
  3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
  4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
  6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.
  7. Поощряй других к участию в обсуждении.
  8. Будь доброжелателен и терпим.
  9. Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    - нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:

Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.

Учитель: Но прежде чем мы с вами начнем игру, давайте вспомним, какие страны называют Древним Востоком?

- Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.

        - Назовите эти страны.

(Древний Египет, Финикия, Урарту, Сирия, Ассирия, Междуречье, Вавилонское царство, Персидское царство).

1. Конкурс «Разминка»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
  3. Где изобрели цифры? (Индия)
  4. “Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)
  5. Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)
  6. Писали на бумаге (Китай)
  7. В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)
  8. Какой “дикий зверь” является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии? (река Тигр в Междуречье)
  9. Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)
  10. На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях).
  11.  Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
  12. Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк).
  13. Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты).
  14. Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы).
  15. В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).
  16. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).
  17. Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия).
  18. Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).
  19. Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).
  20. Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан).
  21. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).
  22. Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).
  23. Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет).
  24. В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.).

2. Конкурс “Загадочный”.

Каждой команде предлагается отгадать загадку.

Загадка № 1.

Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)

Загадка № 2.

Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)

Загадка № 3.

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)

Загадка № 4.

Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)

3. Конкурс “Синий ящик”.

По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем ящике.

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

4. Конкурс «знатоки дат»

Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.

События: разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.

612 г. до н.э.,  300 г. до н.э., 538 г. до н.э.,  221 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э..

5. Конкурс переводчиков.

А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

 Командам даются листы с заданием.

Н КРСТ____________________ (не красть)

Н ЛГТ_____________________ (не лгать)

Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)

ПЧТ Т ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)

Какие заповеди здесь написаны?

6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

  1. Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
  2. Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).
  3.  Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
  4. Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
  5. Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)
  6. Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя». (Дарий Первый).

III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"

В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...

Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме "Молодёжные субкультуры и здоровье человека"

Цель: совершенствование обучающимися навыков смыслового чтения с использованием текстов по английскому языку и биологии;Задачи:- совершенствование речевых умений по теме;-развитие коммуникативных знан...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»Класс: 7Тип урока: Лабораторная работаОборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыб...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС с применением ИКТ на тему: "Права и свободы человека и гражданина"

Технологическая карта урока на закрепление учебного материала с применением знаний на практике и при подготовке к экзамену. Основная часть урока занята на работу в группах с текстом и заданием ОГЭ (26...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО в 5 классе по теме «Упрощение выражений»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ»учитель  математики высшей квалификационной категории  Трошечкина Елена АлександровнаТема: «УП...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС

Разработка урока в соотсетствии с ФГОС...