Урок истории "Москва - столица Российского государства"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Давлетгареева Виолетта Ивановна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

Конспект урока истории в 8 классе

Москва – столица Российского    

        государства 

                                                                                 Разработала учитель истории

                                                                                 Давлетгареева В.И.

г. Нефтекамск

2012 г.

Цель:

Показать, что Москва в XVI веке являлась центром  ремесла, торговли, культуры, сердцем России.

Задачи

Образовательные: дать обучающимся представление о  Москве  как о центре Российского государства, о строительстве Московского кремля, замечательного произведения русского зодчества.

Корекционно- развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся глубокое уважение к русским людям - создателям настоящих произведений  искусства, пробудить у обучающихся понимание и восхищение красотой русской архитектуры,  воспитывать бережное отношение к историческому наследию.

Основные знания

Москва- столица Российского государства, Московский кремль. Красная площадь, башни кремля.

Основные термины и понятия: усыпальница, надгробие

Оборудование и материалы

Медиапроектор, презентация: Москва- столица Российского государства.

Компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Оргмомент

Повторение  пройденного

материала

Называем сословия и садимся

 -Какую тему изучали на предыдущем уроке?

 - Что нового узнали?

Задания

1. Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.

- Жили в каменных хоромах.

- Одежда из бархата, шелка.

 - Ели из золотой и серебряной посуды.

  1. 2. Опишите крестьянское жилище, используя слова для справок (печь, деревянная изба,   деревянная и глиняная посуда, полати, лавки, красный угол).


3. Чем занимались крестьяне?

Показать самотканое марийское национальное платье, лапти из липового лыка.




4. Что такое «Домострой»?

Советы по строительству дома

Полезные правила и советы, по которым следует жить

Сборник песен, пословиц.

Называют сословия и садятся.


Вспоминают тему и содержание предыдущего урока (Быт простых и знатных людей).


Задания выполняются индивидуально - устно.



Дают развернутый ответ.

Задания выполняют индивидуально - устно.



Дают развернутый ответ.

Задания выполняют индивидуально - устно.

(обрабатывали землю, собирали урожай, ткали полотно, шили одежду плели лапти).

Дают ответ (слабо успевающие ученики выполняют тест)

Актуализация

Знаний.







Объявление новой темы


Изучение нового материала






































Вступительное слово учителя.

-Как называется главный город государства?

-Как сейчас называется столица нашего государства?

На прошлых уроках мы говорили об укреплении и расширении Российского государства. Центром объединения русских земель уже в те времена становится Москва. Тема урока сегодня у нас:

«Москва – столица Российского государства».

(Слайд 1)

В Москве жил царь, работали приказы, трудом ремесленников и зодчих создавался московский Кремль. В Москве велось большое каменное строительство.

Давайте вспомним:

- В каком году Москва впервые упоминается в летописи?

- Какой князь считается основателем Москвы?

(Слайд 2)

(Слайд 3)

Еще Иван III   Василий III начинают перестраивать Кремль.

Кремль должен был символизировать могущество и богатство Российского государства.

(Слайд 4)

Схема московского кремля.

- Какую геометрическую фигуру напоминает схема кремля?

- Сколько башен на схеме?

С одной стороны протекает река Москва, с другой -  Неглинная, с третьей был прорыт ров.

Кремль оказался на острове.

Попасть в Кремль можно было через ворота.

Шесть башен были проездные.

Рассмотрим несколько самых важных башен.

Используем гиперссылки. Кликаем на изображение башни, затем снова возвращаемся к схеме, чтобы уточнить местоположение следующей.

( Чтобы вернуться к схеме надо кликнуть по изображению башни.)

(Слайд 5).

Троицкая башня. В Троицкой башне находилась темница, где содержали опасных преступников.

(Слайд 6).

Водовзводная башня. Здесь располагался колодец для снабжения Кремля водой.

 (Слайд 7).

Тайницкая башня. Какую же тайну она хранила…  Из нее подземный ход вел на берег

Москвы реки.

(Слайд 8).

Спасская  башня- главная башня Кремля.

Сейчас на этой башне часы, которые звонят нам в новогоднюю ночь. А тогда над входом весела икона «Спас нерукотворный».

Перед Спасской башней располагалась площадь. Ее  называли Торговая, а потом – Красная. (Красная – красивая).

 (Слайд 9).

На Красной площади стояли торговые ряды и шла бойкая торговля.

В  XVI веке здесь был построен один из самых красивых соборов. Собор Покрова или Василия Блаженного.

(Слайд 10).

Внутри Кремля также располагались храмы. Главные храмы страны.

(Слайд 11).

Успенский собор. Он считался главным храмом страны. В праздники здесь проводил службу сам митрополит – глава православной церкви.          

(Слайд).

Благовещенский собор. Домашняя церковь русских царей. Построен он был рядом с дворцом и соединен с ним переходом.

(Слайд 13).

Архангельский собор. Здесь хоронили русских царей.

(Слайд 14).

Над каждым захоронением ставили каменную плиту – надгробие. Собор был усыпальницей русских царей. Усыпальница – место захоронения.

Между соборами находилась колокольня Ивана Великого.

(Слайд 15).

Сейчас вы слышите голос колокольни Ивана Великого. Колокольня была самой высокой башней в Москве. Ее высота 81 метр.

За колокольней располагалась Ивановская площадь, где читали царские указы.

Сегодня уже никто не зачитывает на этой площади указы. Но до сих пор сохранилось выражение «кричать во всю Ивановскую».

Если кто-нибудь громко кричит, ему говорят: «не кричи на всю Ивановскую».

На Ивановской площади находились удивительные вещи.

(Слайд 16).

Эту пушку сделал русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка. Вес 40 тонн.


Дают ответ.

 






Записывают тему урока в тетрадь.






Дают ответ.






Следят за показом.




Рассматривают схему.

Отвечают на вопросы.








Рассматривают изображения башен.

























Рассматривают иллюстрации































Слушают звоны колоколов














Первичное закрепление нового материала




































Подведение итогов

Домашнее задание

(Слайд 17).

Позднее здесь был установлен и самый большой колокол – «Царь – колокол». Его вес 200 тонн.

(Слайд 18).

Вывод. В Кремле заседала Боярская дума, работали приказы. Из Кремля царь руководил Российским государством. Московский Кремль был сердцем России.


КРОССВОРД.

(Слайд 19).

1. Как называлась башня Кремля, в которой находился подземный ход? (Тайницкая).

2.Как называется площадь перед Кремлем?

( Красная).

3.Как называется главная башня Кремля?

(Спасская).

4.Как называлась башня, в которой была темница? (Троицкая).

5.Какой собор стал усыпальницей русских царей? (Архангельский).

6.Какая удивительная вещь находится на площади перед колокольней Ивана великого?

( Пушка).


ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ.

1.Сколько было проездных башен у Кремля?

3.Почему Красная площадь так называлась?

4.Почему Красная площадь была особенно многолюдной?

5.Что находилось внутри Кремля?


Стихи о Москве.

 Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

         Град, что строил Долгорукий

         Посреди глухих лесов,

         Вознесли любовно внуки

         Выше прочих городов!

 Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

        Расширяясь, возрастая,

        Вся в дворцах и вся в садах,

       Ты стоишь, Москва святая,

       На своих семи холмах...


Комментарии, объявление оценок за работу.


Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, составить  рассказ об убранстве царского дворца.






Записывают вывод в тетрадь.






Разгадывают кроссворд.















Участвуют в беседе.

6 башен

От слова красивая

Велась торговля

Соборы: Успенский собор, Архангельский,Благовещенский



Ученики читают стихотворение  о Москве.













Слушают комментарии учителя.


Записывают домашнее задание


Литература

    При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы учебно-методического пособия «Уроки истории» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Издательство «Владос». Москва. 2003г.

Фёдор Глинка

Москва

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

 

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

 

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных —

Это матушка Москва!

 

Кто, силач, возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьёт златую шапку

У Ивана-звонаря?

 

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

 

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Александр Пушкин

(Из романа «Евгений Онегин»)

* * *

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Валерий Брюсов

* * *

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

 

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

 

Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

 

Здесь нашла свою препону

Поляков надменных рать;

Здесь пришлось Наполеону

Зыбкость счастья разгадать.

 

Здесь, как было, так и ныне —

Сердце всей Руси Святой,

Здесь стоят её святыни,

За Кремлёвскою стеной!

 

Здесь пути перекрестились

Ото всех шести морей,

Здесь великие учились —

Верить Родине своей!

 

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах...

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

 

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

 

Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

 

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва - столица Российского государства

Слайд 2

Какой князь считается основателем Москвы ? Юрий Долгорукий 1147 г. В каком году Москва впервые упоминается в летописи ?

Слайд 3

Еще Иван III и Василий Ш начали строить новый Московский Кремль Иван III Василий III

Слайд 4

C Схема Московского Кремля

Слайд 9

Красная площадь

Слайд 11

Успенский собор

Слайд 12

Благовещенский собор

Слайд 13

Архангельский собор

Слайд 14

Архангельский собор стал усыпальницей русских царей. Усыпальница – место захоронения русских царей.

Слайд 15

Колокольня Ивана Великого

Слайд 16

Царь - пушка

Слайд 17

Царь -колокол

Слайд 18

В ы в о д: В Кремле заседала Боярская дума и Земский собор, работали приказы. Из Кремля царь руководил Российским государством. Московский Кремль был не только центром столицы, но и сердцем России.

Слайд 19

1 5 2 4 6 т а й н и ц к я а к р а с н а я т о и ц к а я а р х а г е л ь к и й п у ш к КРОССВОРД 3 с а с к я п с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Смутное время Российского государства

На основе анализа документального и учебного материала учащиеся на данном уроке могут определить причины, сущность и последствия Смутного времени. Привлечение исторических документов способствует разв...

Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...

Конспект и презентация урока истории в 8 классе по теме "Москва - столица Российского государства" для учащихся с нарушением интеллекта

Цель: формирование представления о Московском Кремле и о Москве периода средневековья, как о столице Российского государства.ЗадачиОбразовательные:·        закрепить...

Материал урока географии в 9 классе "Москва – столица Российской Федерации"

Материалы содержат конспект урока и всё необходимое сопровождение. Представленный урок проводился в виде мини-проекта....

Москва - столица Российского государства.

Москва - столица Российского государства....

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве»

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве» для 8 класса по Истории России. Прилагается презентация...