Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
план-конспект урока (8 класс) по теме

Еремеева Екатерина Ивановна

Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных школ VIII вида. Это конспект обучающего занятия, направлен на то, чтобы формировать знания о Москве, как центре русского ремесла, торговли, культуры. Задачи: Закрепление знаний об особенностях жизни простых и знатных людей; дать учащимся представление о строительстве Московского кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения – крепости, замечательным произведением зодчества. Коррекция и развитие умения работать с иллюстрациями; развитие умения анализировать и обобщать исторический материал. Воспитание у учащихся глубокого уважения к русскому народу – творцу материальных и духовных ценностей; воспитание бережного отношения к историческому достоянию; пробуждение у учащихся понимания красоты русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_-_stolitsa_rossiyskogo_gosudarstva.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 8 классе

«Москва – столица Российского государства».

Цель: Формирование знаний о Москве, как центре ремесла, торговли, культуры.

Задачи: 1.Образовательные: Закрепить знания об особенностях жизни простых и знатных людей; дать учащимся представление о строительстве Московского кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения – крепости, замечательным произведением зодчества.

2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с иллюстрациями; развивать умение анализировать и обобщать исторический материал.

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся глубокое уважение к русскому народу – творцу материальных и духовных ценностей; воспитывать бережное отношение к историческому достоянию; пробудить у учащихся понимание красоты русской культуры.

Основные знания: Москва – столица Российского государства, Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры.

Основные термины и понятия: Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.

Оборудование:

- Учебник «История России для 8 класса» Б. П. Пузанова, О.И. Бородиной;

- Схема Московского кремля;

- Иллюстрации, предметные картинки;

- Карточки с заданиями.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-путешествие.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Психологический настрой на урок.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок. 

Начинаем мы опять 

По истории шагать. 

Чтобы все понятным стало 

Мы потрудимся немало.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отравимся в виртуальное  путешествие в XVI век в столицу Российского государства – Москву. Познакомимся с замечательной архитектурой Московского кремля.

Начинаем наше путешествие.

2. Повторение пройденного материала:

Фронтальный и индивидуальный опрос по вопросам:

- Давайте сначала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке?

- Опишите крестьянское жилище.

Работа на карточках с заданиями:

Задание 1: Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени: кровать, люстра, чугунок, лавки, чайник, шифоньер, шкаф для посуды, бадья, стулья, лопати, лучина, подсвечник, кастрюля, полки, самовар, сундук.

Задание 2: Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени:

Кровать

Люстра

Чугунок

Лавки

Чайник

Шифоньер

Шкаф для посуды

Бадья

Стулья

Полати

Лучина

Подсвечник

Кастрюля

Полки

Самовар

Сундук

Задание 3: Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.

- Жили в хоромах с несколькими светлицами.

- Одежда из заморского сукна.

- Ели из золотой и серебряной посуды: чарки, ковш, блюдца.

Задание 4: Продолжите предложение: Дом, хозяйственные постройки, богатая одежда, вся утварь сделана руками…

- Вспомните, какие ремесленные профессии существовали в Российском государстве?

Задание 5:  Что такое «Домострой»?

Советы по строительству дома.

Полезные правила и советы, по которым следует жить.

Сборник песен, пословиц.

Молодцы, все хорошо справились с заданием. Пришло время начать наше путешествие. Все готовы? Тогда, поехали!

3. Актуализация новых знаний:

Вступительное слово учителя: 

Трудом ремесленников было создано много сооружений (храмов), которые сейчас являются памятниками архитектуры. Самым красивым городом с многочисленными памятниками архитектуры являлась Москва – столица России.

Сообщение темы урока: «Москва – столица Российского государства».

4. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя с опорой на карту:

- Много городов было построено в России в годы правления Ивана Грозного. (Показ на карте территории Российского государства).

- Самым красивым городом была столица России – Москва. Вспомните, когда была основана Москва? (1147 г.) (Показ на карте г. Москвы). Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

Работа с иллюстрациями:

Демонстрация иллюстраций «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».  

- В чем вы видите различия на этих иллюстрациях?

- Как выглядел Кремль в XII веке?

Задание на доске: Подумайте, при каком князе и какие были построены стены Кремля.

               Деревянные                                    Иван Калита

             Белокаменные                            Дмитрий Донской

               Кирпичные                                        Иван III

Рассказ учителя о Московском Кремле с использованием Схемы Московского Кремля. Запись на доске: Троицкая башня, Спасская башня, Тайницкая башня, Водовзводная башня – объяснение их предназначения.

Демонстрация иллюстраций: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Чудов и Вознесенский монастыри, Грановитая Палата. (Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь)

Физкультминутка: Гимнастика для глаз.
Сидя за партой.
    1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
    2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
    Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол.

 Открыть глаза.

Работа с учебником: (открываем учебник на стр. 52-53, читаем)

- Какой храм стал усыпальницей русских царей?

- Какой храм стал домашней церковью русских царей?

Словарная работа: Усыпальница – место захоронения русских царей.      

                                      Надгробие – каменная плита над могилой умершего.

                                         Сквернословить – ругаться, говорить бранные, плохие слова.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Убранство царского дворца».

- Что находилось внутри царского дворца?

- Что вешали на стены?

Словарная работа: Изразцы – глиняные плитки, расписанные рисунками.

Задание: Составьте вопросы к 3 и 4 абзацам.

Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:

- Москва – столица Российского государства. Московский Кремль был не только центром столицы, но и сердцем России.

- Основные храмы – Успенский, Архангельский, Благовещенский, Грановитая Палата.

5. Закрепление изученного материала:

Вот и закончилось наше путешествие в Москву. Что же вы запомнили?

Учащиеся отвечают на вопросы по изученной теме:

- Как выглядела Красная площадь в конце XV и XVI вв.?

- Назовите древние сооружения Московского Кремля и Красной площади, сохранившиеся до наших дней.

Работа с карточками-заданиями:

Задание 1. Расположите изображения в хронологической последовательности: «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».  Объясните правильность своих действий.

Задание 2. Игра «Третий лишний»:

Успенский собор       Архангельский собор      Благовещенский собор.

Реки: Москва         Неглинная          Волга.

6. Подведение итогов:

Ученица читает стихотворение:

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

Рефлексия:

- Что понравилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что осталось непонятным?

7. Домашнее задание:

Читать стр. 50-56, ответить на вопросы стр.  

Индивидуальное задание: прочитать рассказ «Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти», подготовить сообщение.

8. Организация завершения урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."

Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....

Конспект и презентация урока истории в 8 классе по теме "Москва - столица Российского государства" для учащихся с нарушением интеллекта

Цель: формирование представления о Московском Кремле и о Москве периода средневековья, как о столице Российского государства.ЗадачиОбразовательные:·        закрепить...

Москва - столица Российского государства.

Москва - столица Российского государства....

Конспект урока истории в 6 классе "Литовское государство"

Познакомить учащихся с причинами образования Литовского государства и его политическим устройством....

Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.

Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...