Урок истории "Освоение Сибири и Дальнего Востока"
план-конспект урока (история, 8 класс) по теме

Давлетгареева Виолетта Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvoenie_sibiri_i_dalnego_vostoka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

Конспект урока истории в 8 классе

Освоение Сибири и Дальнего Востока

                                                                                 Разработала учитель истории

                                                                                 Давлетгареева В.И.

г. Нефтекамск

2012 г.

    Цель: Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI –  начале XVII в.

     Задачи

    Образовательные: на примере походов С.И. Дежнева и Е.П. Хабарова показать, как шло освоение Сибири; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать сведения о том, что присоединение Сибири и Дальнего Востока значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.

    Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать развивать работать с исторической картой.

    Воспитательные: вызвать чувство восхищения смелостью первопроходцев, воспитывать чувство признательности и глубокого уважения к мужественным, самоотверженным людям, первым проложившим путь в неизведанные земли.

   Основные знания

   Начало XVII в. – освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами (первопроходцами) и мореплавателями (С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В. Поярков).

   Основные термины и понятия

Чум, первопроходцы.

    Оборудование и материалы

   Медиапроектор, презентация в формате РРТ, кроссворд «Первопроходцы», карточки с заданиями.

   Тип урока

   Комбинированный.

   

Ход урока

Этап урока

Деятельность урока

Деятельность

обучающихся

Оргмомент

Приветствие гостей

Повторение пройденного материала

- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

     Фронтальная беседа по вопросам.

1. Какие изменения произошли в Русской православной церкви?

2. Кто такие староверы?

3. Какие традиции были у староверов?

4. Кто возглавлял нововведения церкви?

Слайд 2

Задание 1. Соотнесите термины и понятия с объяснениями

Скит                             Приверженцы старой веры

Аввакум                       Поселение старообрядцев

Староверы                   Противник Никона

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.

Дают ответы.







Задание выполняют коллективно устно.

Актуализация знаний, объявление новой темы

     Вступительное слово учителя.

    Давайте вспомним

- При каком царе произошло покорение Сибири?

- Кто покорил Сибирь?

Слайд 1

- С кем воевал Ермак?

Слайд 2: Картина В.Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"

Когда русские изгнали Кучума - путь на Восток был открыт.

     Люди не представляли себе истинных размеров Сибири. Велики ее богатства. Земля Сибири была богата залежами каменного угля, драгоценными камнями.

     В полноводных реках было множество рыбы, в лесах – пушного зверя.

Итак, наш сегодняшний нетрадиционный урок -  урок- путешествие.

Слайд 3: надпись «Урок-путешествие»

Тема урока: "Освоение Сибири и Дальнего Востока".

Дают ответ

При Иване Грозном

Атаман Ермак



Воевал против хана Кучума

Слушают учителя, следят за показом на карте.









Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

     Огромны просторы Сибири.

     Но что же представляли собой в действительности народы Севера в далеком ХVII в.

Слайд 4: Карта Сибири

    Прежде всего, выясним, какие народы и где проживали. Обратимся к карте:

      Территория Сибири и Дальнего Востока – огромная, а население Сибири немногочисленное.

    В северной тундре  проживали ненцы, чукчи, эскимосы.

     По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили эвенки (тунгусы).

     В среднем течении Лены жили якуты.

Слайд 5,6.

    Народы эти были кочевыми.

Слайд 7,8: ЧУМ

    Жили они в чумах – легких шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чумы напоминают юрту. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.

     Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Питались мясом оленей и диких зверей. Занимались оленеводством, охотой, рыболовством.

     В Сибири климат был очень суровым. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали до 50 градусов. Сибирские народы привыкли к суровому климату и легко переносили холод.

Слайд 9: Байкал, Слайд 10: буряты

     В Сибири расположено прекрасное озеро Байкал. На берегу этого озера и по реке Ангаре жили буряты. Буряты разводили лошадей, верблюдов, овец. Они охотились, ловили рыбу и занимались земледелием.

Слайд 11: Таблица «Народы Сибири и их занятия».

    С помощью обучающихся анализировать таблицу.

    Многие крестьяне бежали от крепостного права в Сибирь. Здесь они основывали новые поселения, строили дома, обрабатывали земли, обзаводились домашним хозяйством. С местными кочевыми народами русские переселенцы жили в дружбе и согласии.

    Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают.

     В 17 веке было предпринято несколько географических экспедиций, которые привели к новым открытиям в неведомых землях.

    Первопроходцы открывали новые земли.

    Слайд 12:Словарная работа: первопроходцы.

    Слайд 13:Первопроходцем на Амур стал Василий Поярков. Он возглавил первую экспедицию на Амур.  Три года продолжалась экспедиция Пояркова. Он вместе с товарищами на кораблях прошел всю реку от истока до устья. Участники экспедиции собрали ценнейшие сведения о природе и населении земель Приамурья.

    Слайд 14.Экспедицию в 1648 году из устья реки Колымы возглавил казак Семен Дежнев. Он вместе с товарищами проплыл на корабле в Тихий океан, обогнул Чукотку и открыл пролив между Азией и Америкой.

     Слайд 15. Через несколько лет в Приамурье отправилась еще одна экспедиция. Возглавил ее Ерофей Хабаров. Экспедиция Хабарова четыре года изучала жизнь, быт и традиции народов, населявших Приамурье. Изучили они и реку Амур, ее богатства и окружающую природу. После этого похода Ерофей Хабаров составил первую карту реки Амур.

Слайд 16: карта.

Слайд 17: физминутка для глаз.

Слайд 18, 19:

Задание 2.  Заполнить таблицу «Первопроходцы».

Слайд 20: задание. Слайд 21: вывод.

   Русские экспедиции не только исследовали северные земли и населявшие их народы. В результате этих экспедиций обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Российского государства. На Дальнем Востоке были построены новые города-остроги: Иркутск, Нерчинск, Якутск. А российская и мировая наука получила первые научные знания о Сибири и Дальнем Востоке. Появились новые географические карты. На них исчезли многие белые пятна.

   Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.

Слушают рассказ учителя.

Следят за показом на карте.























Ученики анализируют: если эвенки проживают на реке Енисей, то они будут заниматься рыболовством, охотой, на севере - оленеводством.

  Следят за показом на карте.





















Все вместе читают объяснение слова на экране.

Слушают рассказ учителя.

Записывают в тетрадь: Василий Поярков – река Амур.

Семен Дежнев – пролив между Азией и Америкой.

Ерофей Хабаров – река Амур.


















Участвуют в беседе. Дают ответы.



Слушают вывод по теме

Первичное закрепление нового материала

   Вопросы для беседы:

- В каком веке первопроходцы открывали новые земли?

- Назовите имена русских первопроходцев.


Задание 1.

Решите кроссворд: «Русские землепроходцы»

4





       1

















             3










2



















По горизонтали:

1. Первопроходец, исследовавший Приамурье  и составивший первую карту  реки Амур.

2. Первопроходец, открывший пролив между Азией и                                                                                                                                                                                               Америкой.  

По вертикали:

3. Казак, воевавший с Сибирским ханом.

4. Первопроходец, возглавивший первую экспедицию на Амур.

Слайд 22: города.

Слайд 23: карта.

Участвуют в беседе.

Один ученик показывает на карте, остальные следят. Ответ сопровождается показом.






Отгадывают кроссворд индивидуально-письменно















Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу

Слушают комментарии учителя

Слайд 24:Сообщение домашнего задания

Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку:

Прочитать тексты тем

Слайд 25:Чтение стихотворения

    Из века в век, из века в век.

    Шел крепкий русский человек

    На дальний Север и Восток

    Неустрашимо, как поток.

Он шел в безвестные края

Пока в неведомой дали

Он не пришел на край земли,

Где было некуда идти

Где поперек его пути,

Одетый в бури и туман,

Встал необъятный океан.

Записывают домашнее задание



Два ученика читают стихотворение, остальные слушают







 Литература

    При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы учебно-методического пособия «Уроки истории» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Издательство «Владос». Москва. 2003г.

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

Конспект урока истории в 8 классе

Освоение Сибири и Дальнего Востока

                                                                                 Разработала учитель истории

                                                                                 Давлетгареева В.И.

г. Нефтекамск

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Исследователи Сибири и Дальнего Востока"

Цель работы: познакомить детей с известными исследователями Сибири и Дальнего Востока;оценить их вклад в изучение территории России....

Русские первопроходцы Сибири и Дальнего Востока 17-го века.

О самых первых землепроходцах XVII столетия сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Но уже с середины этого «золотого века» русской колонизации Сибири «руковод...

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В XVII ВЕКЕ 7 класс История

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В XVII ВЕКЕ  7 класс История...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс. 1часть

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока" (1 часть) предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениям...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока"  предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями...

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....

Освоение Сибири и Дальнего Востока

На примере походов С.И. Дежнева  и Е.П. Хабарова, В.Д Пояркова показать, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать с...