Технологическая карта урока в 9 классе "Дальний Восток: природные условия и ресурсы
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Стерхова Евгения Валерьевна

Методическая разработка урока "Дальний Восток: природные условия и ресурсы" 9 класс с технологической картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Нечкинская СОШ

Разработка открытого урока по теме:

«Дальний Восток: природные условия и ресурсы»

Выполнила:

Стерхова Е.В.,

учитель географии

Нечкино

2017

Технологическая карта урока

Учитель

Стерхова Евгения Валерьевна

Образовательное учреждение

МБОУ Нечкинская СОШ

Предмет

География

Класс

9

УМК

География 9 класс (текст): учебник для общеобразовательного учереждения В.П Дронов ,В.Я Ром-Москва.: Просвещение 2011

Тема урока

Дальний Восток: природные условия и ресурсы

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель

сформировать географические знания об особенностях хозяйства Дальнего Востока и влиянии ЭГП на развитие экономики района.

Задачи

Обучающие: закрепление умений работать  с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами,  влияющими на размещение хозяйства, умение делать вывод, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий Дальнего Востока.

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

Планируемые  результаты

личностные

метапредметные

предметные

- осознать целостность природы, населения и хозяйства данного региона; осознать значение Дальнего Востока для страны;

- иметь представление о России как субъекте мирового географического пространства;

- овладеть географическими знаниями, умениями, навыками и применять их в различных жизненных ситуациях.

РегулятивныеУУД: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу  своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

-закрепить умение работать с разными источниками географической информации;

- определять факторы, влияющие на специализацию района;

- познакомиться с особенностями, влияющими на развитие хозяйства района.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

история, ИКТ, биология

Методы познания

Деятельностный подход, ИКТ - технологии,

Формы работы

индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Район контрастов, оловянный пояс, сейсмоопасный район.

Оборудование

Физическая карта Российской Федерации; Экономическая карта Дальневосточного экономического района ;   атласы «География 8-9 классы»; учебник В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

Используемые ЭОРы

1.

Презентация «Дальний Восток: природные условия и ресурсы»

 

Технология изучения темы

Ход урока

Работа с ЭОРами

Деятельность учителя

деятельность ученика

1.орг. момент

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Эмоционально -положительный настрой на урок.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обратите внимание на строки из произведения А. Твардовского.

Но край, таким богатством чудный

Что за окном, красуясь тек.

Лесной, земельный, горнорудный,

Простертый вдоль и поперек

Как изобилен и широк

Не просто край иной, далекий

А …., именно, .…

Итак, как называется этот удивительный край ?

Освоение и присоединение Д.Востока далось нашей стране нелегко.

История освоения Д. Востока началась в в 17 веке с первых походов казаков. В ряду известных исследователей Д.Востока: Е.Хабаров, С. Дежнев, В.Беринг, И.Ф.Крузенштерн.

Но я хотела бы вам рассказать о походе контр – адмирала Невельского. На свой страх и риск, он решил доказать , что Сахалин это остров. И не смотря на запрет начальства, сделал это. Должен был быть наказан, но Царь Николай I сказал:

«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!»

Так как Вы думаете, нужен нам Д.Восток?

А если нужен,  то зачем? Почему?

А можно ли сходу понять важность того или иного региона для блага РФ? Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем экономические районы и попробуем назвать (определить) цели нашего урока.

План

1.Состав района. ЭГП.

2. Природные условия и ресурсы

Целеполагание,

планируют свою деятельность

2. изучение нового материала

Слайд 5

Состав

Начнем изучение Д.Востока с изучения его административного состава. Определите субъекты РФ и их столицы по географическим координатам.

Контролирует заполнение таблицы

Выполнение самостоятельной работы. Заполнение таблицы (приложение 1)

2.1.организация фронтальной беседы

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9, 10

Слайд 11

Слайд 12

 Природные ресурсы. Необходимо их оценить.

  1. Рельеф и минеральные ресурсы

По какой карте атласа мы можем больше узнать о рельефе.

Большая часть Дальнего Востока (около 75% территории) занята плоскогорьями и невысокими нагорьями (до 1000–2000 м). На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, плоскогорья, горные цепи и хребты: Сихотэ-Алинь, Буреинский, Верхоянский, Становой, Джугджурский, Корякский, а также Чукотское и Алданское нагорья.

Какой рельеф преобладает? Почему?

         На Камчатке насчитывается 160 вулканов (28 действующих), много гейзеров. Камчатка и Курилы входят в сейсмический пояс. На Камчатке находится один из крупнейших действующих вулканов мира – Ключевская сопка (4750 м). Равнины и низменности занимают около 25% территории: Зейско-Бурейская, Среднеамурская, Приханкайская, Центрально-Якутская.

 

Можем ли мы на основании этого определить полезные ископаемые региона. Есть ли взаимосвязь?

Полезные ископаемые.

Какие полезные ископаемые преобладают при таком типе рельефа?

                Вдоль всей восточной периферии Азии проходит складчатая полоса так называемого Тихоокеанского металлогенического пояса. К ней приурочены богатейшие месторождения цветных и редких металлов. Открыта и разведана обширная алмазоносная провинция в Западной Якутии (месторождения Мир, Айхал, Удачное составляют 80% российских запасов алмазов). На северо-востоке находятся главные золотоносные районы России.

         По разведанным промышленным запасам олова и вольфрама Дальнему Востоку принадлежит ведущая роль в стране. Крупное и богатое по содержанию металла месторождение вольфрама «Восток-2» открыто в центральной части хребта Сихотэ-Алинь. Залежи комплексных руд с промышленным содержанием вольфрама разведаны в Якутии и Магаданской области. Много месторождений полиметаллов, железной руды, слюды, графита, фосфоритов и других ресурсов.

         На Дальнем Востоке находятся крупнейшие угольные ресурсы (Ленский бассейн, Южно-Якутский), но большинство месторождений пока слабо разведано и находится в сложных по природным условиям районах Севера. Южно-Якутский бассейн хорошо разведан и имеет большие запасы ценного коксующегося угля. На Сахалине добываются уголь, нефть и газ. Начато освоение месторождений нефти на шельфе Охотского моря. Огромные, но еще слабо разведанные запасы газа сосредоточивает Лено-Вилюйская котловина.

Контролирует заполнение таблицы (приложение 1)

Выбирают необходимую карту атласа.

Устанавливают причинно-следственные связи

Продолжают заполнять таблицу

2.2.работа с наглядным материалом

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

  1. Климат и климатические ресурсы

Какие условия добычи полезных ископаемых на Дальнем Востоке? Влияют ли на это климатические условия? По какой карте атласа мы можем определить климатические условия?

Климат отличается особой контрастностью – от резко континентального (вся Якутия, колымские районы Магаданской области) до муссонного (юго-восток), и морского – на островах

В северной части климат исключительно суровый. Зима малоснежная, продолжается 9 месяцев. В южной части – климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Часто возникают циклоны, с которыми связано большое количество осадков. На Камчатке выпадает много снега, нередки метели. По восточному берегу полуострова высота снежного покрова может местами достигать 6 м. Значительны снегопады и на Сахалине. Летом воздушные потоки устремляются со стороны Тихого океана. Морские воздушные массы взаимодействуют с континентальными, вследствие чего на всей территории Дальнего Востока летом идут муссонные дожди. Муссонный климат охватывает Амурскую область и Приморский край.

Контролирует заполнение таблицы (приложение 1)

Можно ли при таком климате заниматься с/х? Где?

  1. Реки  и водные ресурсы

Реки района относятся к крупнейшим в стране по протяженности, водности, величине гидроэнергопотенциала (Лена, Амур, Индигирка, Колыма).

  1. Флора и фауна

Флора и фауна чрезвычайна богата. Почему?

Значительная часть (31%) запасов древесины России сконцентрирована на Дальнем Востоке и удачно расположена вдоль Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Предприятия лесного комплекса заготавливают свыше 5 млн. м³ древесины в год. Лесная промышленность развита, в основном, в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Заготовка леса ведется также в центре и на юге Сахалина, в районе БАМа. Большая часть продукции направляется на экспорт. В Хабаровском и Приморском краях производится картон.

Моря, окружающие Дальний Восток, имеют богатейшие запасы промысловой рыбы. По улову и переработке рыбы и морепродуктов Дальнему Востоку принадлежит 1-ое место среди экономических районов России. В Приморском и Камчатском краях и в Сахалинской области продукция рыбной промышленности составляет 40-50% от объема промышленной продукции. Главные морские порты и центры рыбоперерабатывающей промышленности – города Владивосток, Находка, Невельск, Корсаков, Холмск, Южно-Курильск, Петропавловск-Камчатский.

Поиск необходимой карты

Рассматривают, делают вывод, заполняют таблицу

2.3.работа с одаренными детьми

Подготовка сообщений, опережающие задания: «История русско-японского вопроса»

ученик заранее подготовил необходимую тему.

Слушать выступающих, делать выводы

Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения

3. Рефлексия.

Слайд 23

Так надо ли отдавать Курилы японцам?

Если нет, то территорию надо осваивать. А Вы готовы участвовать в проекте «Дальневосточный гектар».

Подумайте, найдите «+» и «-«

Проблемы Дальнего Востока

Плюсы ЭГП Дальнего Востока?
- омывается двумя океанами,
- преобладание равнин в южной части Дальнего Востока,
- размещение в южной части Дальнего Востока муссонного климата,
- разнообразие природных богатств и ресурсов на территории Дальнего Востока.
Минусы ЭГП Дальнего Востока?
- большую часть территории Дальнего Востока занимают горы,
- большая часть территории находится под влиянием воздушных масс Северного Ледовитого океана,
- на полуострове Камчатке, островах Курильского архипелага и острове Сахалин возможны землетрясения и другие виды стихийных бедствий связанных с горообразовательными процессами,
- полуостров Камчатка и Курильские острова находятся в зоне подверженной воздействия цунами,
- неосвоенность и незаселенность севера Дальнего Востока - препятствуют суровые условия (горы, тундра, полярная ночь, суровая зима),
- удаленность от центра затрудняет связи с европейской территорией, удорожая перевозки
- развитие транспортной сети на суше ( железные и автомобильные дороги).

Представление результатов работы

1.Выслушивает выступление представителей из групп. Корректирует ответ наводящими вопросами.

Работа в группах. Учащиеся дают ответы

Выдвигают версии ответов

Высказывают своё мнение

4. Самооценка.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь скажите Вам могут понадобиться полученные сегодня знания? Когда?

Да, многие рассмотренные сегодня вопросы есть в заданиях ОГЭ. (Приложение 2)

Давайте решим.

А теперь взаимопроверка

Выполнение 5 заданий ОГЭ

Взаимопроверка

5. Итог урока.

Слайд 24

Прошу всех закрыть глаза.

Кому что-то не понятно по изученному материалу – открыть глаза.

Спасибо.

Прошу всех открыть глаза.

Всем спасибо. До свидания.


Домашнее задание: параграф 58 Творческое задание: Составить проект о перспективах развития Дальнего Востока.

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Таблица «Дальний Восток: состав и природные ресурсы»

Геогр. Координаты

Столица субъекта РФ

Субъект РФ

Природные ресурсы

Минеральные

Климатические  (тип климата)

Водные

Почвенные

Биологические

1

50 с.ш.  127 в.д.

Благовещенск

Амурская обл.

2

48 с.ш.  132 в.д.

Биробиджан

Еврейская авт. область

3

43 с.ш.  131 в.д.

Владивосток

Приморский край

4

48 с.ш.  135 в.д.

Хабаровск

Хабаровский край

5

46 с.ш.  142 в.д.

Южно-Сахалинск

Сахалинская область

6

59 с.ш.  150 в.д.

Магадан

Магаданская область

7

53 с.ш.  158 в.д.

Петропавловск-Камчатский

Камчатский край

8

64 с.ш.  177 в.д.

Анадырь

Чукотский авт. округ

9

62 с.ш.  129 в.д.

Якутия

Республика Саха (Якутия)


Приложение 2

Выполните следующие задания ОГЭ

Вопрос № 1

И.Д. Черский – выдающийся исследователь Южной, Восточной и Северо-Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. В 1891 г. Черский возглавил экспедицию в малоизвестный район бассейнов рек Колыма и Индигирка. В его донесениях из Верхнеколымска и Якутска было много новых данных о жизни и обычаях местного населения, о следах прежнего оледенения, о рельефе исследуемой территории. Какой из перечисленных географических объектов назван в честь И.Д. Черского?

  

 1) 

остров

  

 2) 

пролив

  

 3) 

море

  

 4) 

хребет

Вопрос № 2

В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?

1) Республика Коми

2) Сахалинская область

3) Республика Саха (Якутия)

4) Мурманская область

Вопрос № 3

Какая из перечисленных горных систем России имеет наибольшую высоту?

1) хребет Черского

2) Сихотэ - Алинь

3) Верхоянский хребет

4) Джугджур

 

Вопрос № 4

Этот край расположен в восточной части России. Его территория имеет выход к морю и к государственной границе с Китаем. Административный центр, распложенный на берегу судоходной реки, — важный транспортный узел. Одной из главных отраслей хозяйства является лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Вопрос №5

Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

 

СЛОГАН

 

РЕГИОН

А) Здесь можно побывать и в Западном, и в Восточном полушарии!

Б) Полюбуйтесь на высочайший действующий вулкан Евразии!

 

1)Чукотский автономный округ

2) Амурская область

3) Камчатский край

4) Республика Алтай

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

Дополнительный вопрос

В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали сильные дожди, вызванные пришедшим в Приморье тропическим циклоном «Санба».

 

Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной оползня.

Ответы

  1. 4
  2. 3
  3. 1
  4. Хабаровский
  5. 13

Доп. Вопрос

1. Оползни возникают на склонах долин или речных берегов, в горах, на берегах морей. Наиболее часто оползни возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами.

2. Если водоупорные слои сложены глиной, то при намокании во время обильных дождей глина становится скользкой. Силы трения, обеспечивающие сцепление грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса горной породы приходит в движение.


 Сообщение о русско – японском вопросе.

В 1905 году была русско – японская война, из – за нерешительных действий русского правительства были проиграны битвы на море. Русские войска были истощены.  Но и Япония была истощена ведущейся войной настолько, что решила пойти на мирные переговоры. Она добилась поставленных целей и тратить дальше свои ресурсы и силы не желала. Русское правительство согласилось на заключение мира. В  августе 1905 года, Япония и Россия подписали мирный договор. Он дорого стоил русской стороне. Согласно ему, Порт-Артур, а также южная часть Сахалинского полуострова и Курильские острова теперь принадлежали Японии.

Но  по итогам второй мировой войны эти территории вернулись в состав СССР. На данный момент, на них опять претендует Япония.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии в 9классе по теме " Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы"

Оценить экономико-географическое положение экономического района Поволжье....

Технологическая карта урока "Образование, его значимость в условиях информационного общества".

quot;Образование, его значимость в условиях информационного общества". 5 класс....

технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)

к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал....

Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умени...

Технологическая карта урока "Поволжье,ЭГП, природные условия и ресурсы"

Цель урока:  формирование   целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране....