сценарий урока для 5 класса по истории "Положение рабов. Восстание Спартака"
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

План-сценарий урока в 5 классе по истории Древнего мира по теме "Положение рабов в Риме. Восстание Спартака" по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx33.36 КБ
Файл spartak.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

План -  сценарий открытого урока по истории Древнего мира в 5 А классе  по теме

«Положение рабов  в Риме. Восстание Спартака»

Класс заранее делится на 5 групп с заведомо сильным учеником.  Урок проходит по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, технология которого предполагает следующие этапы:

  1. Самоопределение темы урока
  2. Целеполагание
  3. Планирование собственной деятельности
  4. рефлексия и  самооценка своей работы.

 Организационный этап. Основной метод изучения материала – групповая работа, задания группам дается одновременно, выступают спикеры поочередно.

 Цели:

1.Образовательные:

сформировать  представление  о  восстании  Спартака  как  о  самом  массовом  и  самом  организованном  из  восстаний  рабов  в  Древнем  мире; продолжить работу над  умением анализировать, обобщать, оценивать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать выводы.

2.Развивающие:

развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной  литературой, с текстом учебника; развитие умения отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство уважения к историческому прошлому; способствовать формированию собственной жизненной позиции; создание психологически комфортной среды на уроке; формирование  самооценки; пропаганда здорового образа жизни.

 Учитель:  Ребята, сегодня мы проводим урок – исследование.

На экране – портрет Спартака.

Учитель: Вам знаком этот человек? Что вы о нем знаете? Что еще хотели бы узнать? Как вы думаете, какова будет тема урока?  «Спартак», «Восстание Спартака». Правильно. Но только я записала еще часть темы «Положение рабов». Почему я это сделала?

Какие задачи вы перед собой поставили? Обговорите в группах. Выберите спикера.

Каждая группа предлагает свои задачи, учитель записывает их на доске.

  1. Чем положение рабов в Риме отличается от  греческого рабства?
  2. Кто  такие  гладиаторы?
  3. Причины  восстания  рабов?
  4. Как  действовали  восставшие?
  5. Результат  восстания?

Учитель: Перед вами план исследования (приложение №1). На каждом этапе мы будем записывать выводы по завершению выступления спикера.  А еще у вас на столах есть дополнительные тексты и вопросы, на которые вы будете отвечать после обсуждения.

Работа 1-й группы. Аналитики. Определить, откуда в Древнем Риме появлялись рабы? Где применялся рабский труд? Как принуждали рабов к труду? Как относились римляне к рабам? Чем положение рабов в Риме отличается от положения рабов в Греции? (стр 241-242, 165-167 учебника). 3-й уровень на ватмане сравнит  применение труда рабов  в Древней Греции и в Древне Риме. 

Рабы были нужны не только для производства товаров, росла страсть римлян к зрелищам, особенно к боям гладиаторов.

Работа  2-й группы. Исследователи.

Вы  знаете, кто  такие  гладиаторы? Чему учили в гладиаторской школе? Какими были гладиаторы? Боялись ли они смерти?  Это  цель  первого  этапа  исследования.

Учащиеся работают  с текстом учебника (стр. 242-243),

с  документом  (приложение №2), со справочной литературой (приложение №3).

 

Проанализируйте документы.

Сделайте вывод о том, кто  такие  гладиаторы, чем  они  занимались?

(записать  в  таблицу)

 Ребята, сегодня  мы  с вами  станем  свидетелями  грандиозного  исторического  события, когда  один  человек, никому  доселе  неизвестный, вступил  в  смертельный  поединок  с  богачами  Рима….

Никому, ни  до, ни  после  него, не  удавалось  достичь  такого  результата.

 Работа 3-й группы. Биографы.

 Как  же  удалось  это  ему? Кто  помогал  ему, Бог  или  люди? Какое  значение  имеет  это  для  нас?

Учащиеся работают  с текстом учебника (стр. 244-246), с  документом  (приложение № 4, 5).

Каковы были причины восстания рабов под предводительством Спартака? Какими чертами характера должен был обладать Спартак?

4-я группа. Картографы.

(стр. 243-246, приложение № 6)

Проследите по карте путь Спартака. Найдите  названия Капуя, Рим, Везувий, Альпы, о. Сицилия. Обозначьте их на контурной карте. Вообразите себя в стане восставших: перейти Альпы или идти на Рим? (обсуждение). Покажите  на карте.

5-я группа. Историки.

(стр. 246,Приложение № 7)

  1. Чем закончилось в 71 г. до н.э. самое крупное в истории восстание рабов?
  2. Почему именно в Риме произошло крупнейшее в истории восстание рабов?  
  3. Почему восстание потерпело поражение?
  4. Могло ли восстание иметь окончательный успех?
  5. Как бы выглядел этот успех?
  6. Какова была бы дальнейшая судьба Италии?
  7. Мог ли ты победить, Спартак?
  8. Как современные историки оценивают значение восстания?
  9. Какова роль этого восстания в истории Древнего мира?

 Я хочу рассказать вам легенду. Великий философ Диоген с фонарем в руках бродил по улицам Афин. Афиняне его спрашивали: «Что ты ищешь, Диоген?» «Я ищу человека!»- отвечал он. Фонарь Диогена – это волшебный, фантастический  образ, который  заставляет  нас  думать, размышлять, который с древнейших времен разгадывает величайшую из тайн мироздания – самого человека. Философы и поэты разных эпох неодинаково отвечали на эти вопросы, провозглашая человека то господином Вселенной, то ее рабом.

 Великий Диоген искал днем с огнем человека. Удалось ли нам, в ходе исследования, найти героя в  истории  Древнего  Мира? Назовите  его  имя?

Какими  чертами  он  обладал?

Выполнить  карточку  № 8, 9

Любая  свеча  может  погаснуть, точно  также  и  герой  погибает  или  умирает. Но  память  о  нем  остается  в  веках!

 

А теперь вернемся к целям нашего урока. Удалось ли нам их достичь? Определите в группах, кто  работал лучше всех? Кому можно поставить «5»? Почему?

Д/з. параграф 46, вопросы к параграфу. Мог ли ты победить, Спартак?

 3-й уровень - написать рассказ  по теме «Почему люди XXI века помнят о Спартаке».

Приложение № 1  

Этапы

Цель исследования

выводы

1

Определить, чем отличается положение рабов в Риме от положения рабов в Греции?

2

Выяснить, кто такие гладиаторы, чем они занимались?

3

Выявить причины восстания рабов под предводительством Спартака

4

Проследить за ходом  восстания. Назовите места, связанные с

восстанием

5

Исследовать, чем завершилось восстание и почему?

Приложение  №2.

 

 Колизей – самый  большой  амфитеатр  в Риме. Колизей  мог  вместить  до  70  тыс.  зрителей.  В  честь  его  открытия  в  80  г.  н.э.  в  Риме  устроили  пышные  празднества, которые  продолжались  100  дней. Излюбленным  зрелищем  стали  гладиаторские  бои  и  травля  животных. По  некоторым  сведениям, за  это  время  было  убито  5  тыс. диких  зверей.

 

Гладиатор.

Я  гладиатор.  Нет  в  Риме  более  мрачного  и  зловещего  места, чем  амфитеатр, где  выступают  гладиаторы. Я гладиатор – раб, когда – то давно я осмелился воевать против Рима и, попав в плен, стал развлекать римлян на арене. Жить или умереть – все решают зрители. Если побежденный был хорошим бойцом, то зрители поднимали руки – и гладиатор помиловал. Поверьте, такое случается редко – рабов и осужденных у Рима так много, что жалость здесь места нет. Я слышу, как тысячи людей кричат: «Убей его!», смерть здесь тоже стала развлечением…    

(«Атлас  Древнего  Мира: Древняя  Греция. Древний Рим»)

 Кто  такие  гладиаторы? Нравилось  ли  им  их  занятие?

Какие  качества  воспитывали  гладиаторские  игры  в  детях, которые  приходили  вместе  с  родителями  на  зрелище?

Приложение №3.

 Кровавое  зрелище, столь  любимое  римлянами, начиналось  с  парада  гладиаторов. Затем, чтобы  разжечь  азарт  зрителей, проводились  шутливые  поединки  с  деревянным  оружием. Потом  громко  трубили  трубы, и  безобидное  оружие  сменялось  настоящим. Гладиаторы  разбивались  на  пары  и  начинались  схватки  не  на  жизнь, а  на  смерть. Если  один  из  участников  поединка  был  ранен, то,  согласно  правилам, его  судьба  была  в  руках  зрителей. Если  они  хотели  сохранить   раненому  гладиатору  жизнь, они  вытягивали  вперед  руку  с  поднятым  вверх  большим  пальцем. Если  же  большие  пальцы  указывали  вниз, - жертве  предстояло  погибнуть.

 

(«Я  познаю  мир: история», детская  энциклопедия)

 

 Почему, на  ваш  взгляд, римляне  предпочитали  гладиаторские  бои  всем  другим  зрелищам?

Как  могут  гладиаторы  освободиться  от  рабства?

Приложение №4.

 В  Капуе, в  школе  гладиаторов, я встретился со  Спартаком. Вид фракийца сразу же поразил меня. Огромного роста и могучие телосложения, он высоко нёс свою гордую голову. Несчастья не сломили его. Юношей, захваченный римлянами в плен в родной Фракии, он благодаря своему уму и храбрости добился свободы. Римляне заставили его воевать на их стороне. Здесь он обучился военному делу. Но Спартак не желал помогать римлянам завоёвывать мирные соседние народы. Он бежал из римской армии. Соединившись с отрядом таких же, как и он, беглецов, он жёг виллы богачей, захватывал товары и деньги римских купцов. Его схватили, и он снова был продан  в рабство. На этот раз его сделали гладиатором. Но и здесь, обречённый на неизбежную смерть, Спартак не смирился.

 («Спартак»  М.Н. Ботвинник)     

 

Расскажите  о  Спартаке?  Какими  качествами  он  обладал?

Приложение  №5.

 Многие из нас, впав в отчаяние, старались продлить свою жалкую жизнь, всеми способами добиваясь побед в амфитеатре и одобрения публики. Ведь жизнь гладиатора такова, что спасти себя можно, только убивая товарища. Спартак убеждал нас, что таким способом можно сохранить свою жизнь сегодня, завтра … Но неизбежно наступит день, когда любой, даже самый искусный, гладиатор должен будет обагрить своей кровью песок арены. «Чем рисковать жизнью в амфитеатре, лучше пойти даже на крайней риск ради свободы», - убеждал он нас.

Захватив на кухне, где нам варили пищу, кухонные ножи и вертела – длинные металлические прутья, на которых жарили мясо, мы бросились к дверям. Охрана была опрокинута, но только 74 человека сумели вырваться  из гладиаторской казармы. Однако в городе оставаться было невозможно. На дороге нам удалось захватить несколько телег, вёзших в школу гладиаторское оружие. Те, кому его не хватило, вооружились дубинами  кинжалами, отобранными у встречных путников. Спартак вёл нас на Везувий.

(М.Н. Ботвинник «Спартак»)

     

Расскажите  о  том, как  началось  восстание?

Приложение №6.

Единственная узенькая тропа вела на вершину горы, где мы укрылись. Кругом зияли страшные пропасти. Римляне не решались штурмовать наше убежище. Став лагерем у начала тропы, римляне решили взять нас измором. Положение казалось безвыходным. «А что, если попробовать сплести лестницы из  виноградных  лоз и спустится по ним в пропасть? – обратился Спартак  к окружающим. – Выдержат ли такие лестницы тяжесть человека?»

Мы решили попытаться осуществить предложения Спартака. Рабы привыкли к труду. Лестница вышла на славу! Один за другим – весь отряд спустился к подножию горы.         

 (М.Н. Ботвинник «Спартак»)

 Можно  ли  сказать, что  Спартак  обладал  умом  и  находчивостью, был  смелым  и  решительным?

Приложение № 7

Историки о восстании Спартака.

Античные и византийские историки относились к восстанию в целом негативно. Рабство в то время считалось нормой, а восстание рабов — нарушением общественного порядка.

 Положение начало изменяться лишь во второй половине XVIII века. В 1769 году Вольтер одним из первых сослался на это восстание в контексте обоснования права людей на вооружённое сопротивление угнетателям. Он назвал восстание Спартака «справедливой войной, действительно единственной справедливой войной в истории» . Во время Великой французской революции Спартак приобрёл образ неукротимого героического борца за свободу. Тогда же появляются первые научные исследования о Спартаке.

Карл Маркс поставил Спартака на центральное место в римской истории.   Спартак -«истинный представитель античного пролетариата» и «самый великолепный парень во всей античной истории».

Позже восстание Спартака рассматривалось как первая в истории революция; был создан образ Спартака-революционера, боровшегося против эксплуатации угнетённого класса.

Приложение  №8.

 

 1.Спартак  отличался  отвагой, физической  силой.

2. Он  отличался  от  других  рабов  выдающимся  умом.

3. Спартак  обладал  организаторскими  способностями.

4. Обладал  талантом  великого  полководца.

5. Любил  свой  народ.

6. Презирал  наживу  и  богатство.

7. Уважал  право  человека  на  свободу.

8. Ценил  труд  людей.

Задание учащимся:

1.    Какими  из  этих  качеств  обладал  Спартак?

2.    Какие из этих качеств и ценностей необходимы современному человеку в XXI веке?

 Приложение №9

 

Установите  последовательность  событий:

 

  1. Образование  лагеря  у  г. Везувий.
  2. Поход  на  Сицилию.
  3. Поход  на  север  Италии.
  4. Прорыв  римских  укреплений  на  перешейке.
  5. Разгром  Крассом  отрядов  Спартака.
  6. Раскрытие  заговора  гладиаторов.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рабство в Древней Греции

Слайд 3

Рабство в Древнем Риме

Слайд 4

Определить, откуда в Древнем Риме появлялись рабы? Где применялся рабский труд? Как принуждали рабов к труду? Как относились римляне к рабам? Чем положение рабов в Риме отличается от положения рабов в Греции ? Вопросы для 1 группы

Слайд 5

Гладиаторские бои

Слайд 6

Гладиаторы

Слайд 7

Вы знаете, кто такие гладиаторы ? Чему учили в гладиаторской школе? Какими были гладиаторы? Боялись ли они смерти? Сделайте вывод о том, кто такие гладиаторы, чем они занимались? Вопросы для 2 группы

Слайд 9

Как же удалось Спартаку возглавить такое мощное восстание? Кто помогал ему, Бог или люди? Какое значение имеет это для нас? Каковы были причины восстания рабов под предводительством Спартака? Какими чертами характера должен был обладать Спартак? Вопросы для 3 группы

Слайд 11

Проследите по карте путь Спартака. Найдите названия Капуя , Рим, Везувий, Альпы, о. Сицилия. Обозначьте их на контурной карте. Вообразите себя в стане восставших: перейти Альпы или идти на Рим? Покажите на карте путь Спартака Вопросы для 4 группы

Слайд 13

Чем закончилось в 71 г. до н.э. самое крупное в истории восстание рабов? Почему именно в Риме произошло крупнейшее в истории восстание рабов? Почему восстание потерпело поражение? Могло ли восстание иметь окончательный успех? Как бы выглядел этот успех? Какова была бы дальнейшая судьба Италии? Мог ли ты победить, Спартак? Как современные историки оценивают значение восстания? Какова роль этого восстания в истории Древнего мира? Вопросы для 5 группы

Слайд 14

Великий Диоген искал днем с огнем человека. Удалось ли нам, в ходе исследования, найти героя в истории Древнего Мира? Назовите его имя? Какими чертами он обладал?

Слайд 15

. параграф 46, вопросы к параграфу. Мог ли ты победить, Спартак? 3-й уровень - написать рассказ по теме «Почему люди XXI века помнят о Спартаке». Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"

Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....

Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач

Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность  сосавить индивидуальный план  работы для у...

Сценарий урока 5 класс

Сценарий урока     ...

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Сценарий урока 8 классе

Данный урок является итоговым уроком при изучении темы "Питание и пищевариние"...

Сценарий урока "Над класс рыбы"

Тема урока: «Надкласс рыбы»Тип урока:  изучение нового материала.Форма проведения урока: беседа, работа в группах.Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночн...

Сценарий урока, 5 класс

Сценарий урока, 5 класс. Тема: Угол...