Главные вкладки

    Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"
    методическая разработка по истории (11 класс) по теме

    Чумаченко Татьяна Ивановна

    Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenariy_uroka.docx41.82 КБ
    Package icon prilozheniya_k_uroku.zip1.55 МБ
    Файл nachalnyy_period_velikoy_otechestvennoy_voyny.pptx297.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

    Верхнекетского района Томской области

                                                 

                                                   

    Урок-презентация по истории России

    в 11классе

    по   теме

    «Начальный период Великой Отечественной  войны»

    Автор:

    учитель   истории и обществознания первой категории

    Чумаченко Татьяна Ивановна

    Домашний   адрес:

    636511 Томская   область,

    Верхнекетский   район,

    п. Клюквинка,

    Ул. Титова дом 6 кв. 2.

    Дом. тел. №8-(38258)-24-2-14

    Курс: история России

    Раздел: Великая Отечественная война

    Тема: Начальный период Великой Отечественной  войны

    Класс: 11

    Учебно-методическое обеспечение: Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ - начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.

    Время реализации занятия: 45 минут

    Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Начальный период Великой Отечественной войны»

    Цель урока: Рассмотреть начальный период Великой Отечественной войны. Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны;

    1. Рассмотрите начальный этап войны;
    2. Сможете определять  причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
    3. Определите
    4. Поймёте  историческое значение Московской битвы.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Рассмотреть начальный этап Великой Отечественной войны;
    2. Определить причины неудач Красной Армии на начальном этапе

    войны;

    1. Определить причины провала фашистского плана «Барбаросса»;
    2. Объяснить историческое значение Московской битвы.

    Развивающие:

    1. продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
    2. развитие эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу трагичности 1941-1941 гг.

     Воспитательные:

    1. содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
    2. продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

    Проблемные вопросы:

    1. Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе войны?
    2. Каковы причины сложившейся ситуации в СССР?
    3. Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?

    Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

    Форма урока: постановка проблемы

    Формы обучения:

    1. фронтальная работа
    2. индивидуальная работа
    3. групповая работа

    Оборудование:

    1. ПК и видеопроектор
    2. Раздаточный материал (Приложение № 1, 2, 3, 4, 5)
    3. оборудование для экспериментальных работ

    Методы: проблемно-эвристические

    1. Мозговой штурм
    2. Эвристическая беседа

    План проведения урока:

    Этапы урока

    Временная реализация

    Организационный момент

    2 минута

    Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация)

    4 минуты

    Постановка познавательной задачи № 1

    «Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной  войны?»

    1 минута

    Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

    1. Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
    2. Коллективное обсуждение в форме беседы.
    3. Общие выводы.

     7 минут

    3 минуты

          2 минуты

          2минуты

    Постановка познавательной задачи № 2

    «Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?»

    1 минута

    Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

    1. Работа в группах,  учащиеся работают с историческими документами.
    2. Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № )

    7 минут

    3минуты

          4минуты

    Постановка познавательной задачи № 3

    «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

    1 минута

    Решение познавательной задачи № 3 «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

    1. Работа в группах с историческими документами.
    2. Эвристическая беседа.
    3. Историческая справка. Информация учителя.

    10 минут

    5 минут

          3минуты

          2 минуты

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    1. Обобщение изученного материала.
    2. Рефлексия.

    10 минут

    5 минут

    5 минут

    Домашнее задание

    2 минуты

    Карта урока:

    Название этапа

    Время (мин)

    Развитие личностных качеств и психологических процессов

    Репродуктивные формы деятельности

    Продуктивные формы деятельности

    Организационный момент

    2

    Внимание

    Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация)

    4

    Внимание, память

    Любознательность

    Культура эмоций

    Постановка познавательной задачи № 1

    «Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной  войны?»

    1

    Внимание

    Память

    Активность

    Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

    1. Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
    2. Коллективное обсуждение в форме беседы., работа с интерактивной доской.
    3. Общие выводы.

    7 минут

    3 минуты

         

    2минуты

       

    2минуты

    Внимание

    Память

    Точность, выразительность речи,

    Умение работать в группе.

    Активность

    Аргументированность

    Глубина рассуждений

    Множество причинно-следственных факторов

    Умение слушать и слышать

    Постановка познавательной задачи № 2

    «Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?»

    1 минута

    Внимание

    Память

    Активность

    Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

    1. Работа в группах,  учащиеся работают с историческими документами.
    2. Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № 5)

    7 минут

    3минуты

          4минуты

    Внимание

    Память

    Точность, выразительность речи,

    Умение работать в группе.

    Активность

    Аргументированность

    Восприимчивость к новому

    Глубина рассуждений

    Коммуникативная культура

    Самостоятельность

    Постановка познавательной задачи № 3

    «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

    1 минута

    Внимание

    Память

    Активность

    Решение познавательной задачи № 3 «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

    1. Работа в группах с историческими документами.
    2. Эвристическая беседа.
    3. Историческая справка. Информация учителя.

    10 минут

    5 минут

          3минуты

    2 минуты

    Память

    Точность, выразительность речи

    Активность

    Аргументированность

    Активное слушание

    Восприимчивость к новому

    Глубина рассуждений

    Коммуникативная культура

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    1. Обобщение изученного материала.
    2. Рефлексия.

    10 минут

    5 минут

    5 минут

    Внимание

    Память

    Активность

    Активное слушание

    Способность выделять причинно-следственные связи

    Рефлексивность

    Домашнее задание

    2 минуты

    Внимание

    Ход урока:

    1. Организационный этап.

      Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

    2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)

    СЛАЙД №1, звучит первый куплет песни «Священная война».

    Учитель   Ребята, как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? (Учащиеся отвечают.)

     Учитель  Кто помнит годы Великой Отечественной войны? (Учащиеся отвечают.)    Учитель Каждую войну принято делить на периоды, тем более такую продолжительную. Великая Отечественная война делится на три периода. СЛАЙД №2  Мы с вами рассмотрим Начальный период войны. СЛАЙД № 3

    Давайте вспомним, какие основные события Великой Отечественной войны относятся к данному периоду. СЛАЙД № 4 

    Результатом нашего с вами сотрудничества должно стать: СЛАЙД № 5

    1. Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны;
    2. Рассмотрите начальный этап войны;
    3. Сможете определять  причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
    4. Определите причины провала фашистского плана «Барбаросса»;
    5. Поймёте  историческое значение Московской битвы.

    3. Постановка познавательной задачи № 1

    «Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной  войны?»

      Учитель: Ребята, сегодня мы изучаем начальный период Великой Отечественной войны. Это событие оставило глубокий след в истории нашей страны. Давайте выясним, какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной войны?

    Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах находится необходимый материал под знаком 1. (Приложение № 1-1, 1-2 2,3)

    Первая группа, при помощи  документов и карты( Приложение № 1-1, 1-2):

    1. Определите союзников Германии?
    2. Когда числа был подписан данный план?
      3.  Определите основные направления  ударов, направленных на СССР  фашистской Германией  по плану «Барбаросса».

    Вторая группа,  при помощи карты определите ( Приложение № 2):

    1. Территории, захваченные фашистами на начальном этапе войны, назовите эти территории.
    2. Назовите моря, выходы в которые были заблокированы фашистскими войсками.

    Третья группа, проанализируйте статистические данные в материале №1 и в учебнике, данные представьте в таблице. (Приложение № 3)

    Население

    Территории добычи угля

    Территории выплавки чугуна

    Территории выплавки стали

    Сельскохозяйственные  территории

    ВОПРОС:  Какая из воюющих сторон была более готова к войне, ответ обоснуйте?

    4.Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

    1. Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
    2. Коллективное обсуждение в форме беседы.

    Первая группа, СЛАЙД № 6 

    Учитель Ребята, на доске маркером определите города, на которые были направлены основные удары фашистов в 1941 году. (Учащиеся  отмечают города  МОСКВА  - ЛЕНИНГРАД  - КИЕВ).

    Учитель: Какой исторический факт объединяет эти города?

    (Учащиеся отвечают, что все три города являлись столицами Руси – Российской империи – СССР.)

     Вторая группа, СЛАЙД № 7

    Учитель: На доске маркером очертите линию фронта к исходу 18 ноября 1942 г.,

    Перечислите захваченные фашистами территории.

    Третья группа, СЛАЙД № 8

    На доске запишите статистические данные в таблицу. (Ученики фиксируют данные в таблице на интерактивой доске).

    Население

    40%

    Территории добычи угля

    60 %

    Территории выплавки чугуна

    70 %

    Территории выплавки стали

    60 %

    Сельскохозяйственные  территории

    1. %

    1. Общие выводы

    Учитель: Дайте общую оценку положению СССР на начальном этапе войны. СЛАЙД № 9, первый вопрос (Учащиеся отвечают)

    Учитель: В 1941 году ситуация сложилась сложнейшая. СССР потерял огромные территории, которые являлись крупными промышленными и сельскохозяйственными центрами.

    1. Постановка познавательной задачи № 2

    «Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?»

    Учитель: Ребята,  У вас на столах находится материал (Приложение № 4)  и (Приложение № 5 -рабочие листы), через 4 минуты перечислите основные: Первая группа – экономические причины, Вторая группа – политические причины, Третья группа – внешнеполитические причины.

    1. Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента

    «Мозгового штурма»

    1. Работа в группах,  учащиеся работают с историческими документами.
    2. Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № 5) и на интерактивной доске  СЛАЙД  № 10

    Первая группа: Экономические:  превосходство Германии в экономическом и военно-стратегическом планах, тяжёлое экономическое положение в СССР , вызванное событиями 30-х годов.

    Вторая группа: Политические: внезапность нападения, ошибочная военная доктрина Сталина, высшее политическое руководство страны на какое-то время утратило контроль над ходом событий, нарушение постоянной связи войска со штабами, сказались массовые репрессии в армии конца 1930-х гг. Создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, которому передавалась вся полнота власти в стране.

           Третья группа: Внешнеполитические: Отсутствие  антигитлеровской коалиции,

           исключение из Внешнеполитические: Отсутствие  антигитлеровской коалиции,

           исключение из Лиги Наций СССР.

    Учитель: Молодцы. Ситуация действительно сложная. Тогда возникает вопрос, Фашистам   удалось реализовать план «Барбаросса» в полном объёме?   (Учащиеся отвечают).

    1. Постановка познавательной задачи № 3

    «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

    Учитель: Ребята, вы хорошо поработали с документами, в таблице привели причины неудач Красной Армии. Почему данная ситуация не стала катастрофической для СССР? СЛАЙД № 11  На столах у вас  материалы  (Приложение № 6), Всеобщая мобилизация сил.

    Первая группа: выделите меры руководства СССР, направленные на  переход промышленности на военные нужды.

    Вторая группа: выделите вклад деятелей науки и образования.

    Третья группа: вклад деятелей культуры в преодоление тяжёлого первого периода войны.

    1. Решение познавательной задачи № 3 «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»
    1. Работа в группах с историческими документами.
    2. Эвристическая беседа.
    3. Историческая справка. Информация учителя.

    Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что СССР не был готов к ведению широкомасштабных военных действий на начальном этапе войны. Руководство не приняло во внимание сообщение разведки, армия не была готова и многие другие факты стали причина поражений Красной Армии в 1941-1942 гг. Но факты доказывают, что данная ситуация не стала критической для СССР. В целом это благодаря самоотверженности советских граждан.

    9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги.

    Что вы сегодня нового узнали на уроке?    После выводов учащимся предлагается просмотреть эпизод художественного фильма «В шесть часов вечера после войны», последние кадры фильма с Парадом Победы в Москве.

     Учитель:  Как вы думаете, в каком году был снят этот фильм? (Учащиеся предлагают версии ответов) 

    Учитель: Ребята, этот фильм был снят в 1944 году. Ещё не было встречи на Эльбе, не был открыт Второй фронт, не было  битвы за Берлин,  а фильм с точными кадрами Победы, и такими нужными слова « С нашей Победой» уже был. Так могли ли мы проиграть войну с таким народом, с такой верой.

     Рефлексия. Составьте синквейн на тему «Начальный этап Великой Отечественной войны» СЛАЙД № 12

    1. Напишите 3 прилагательных;
    2. Напишите 2 глагола;
    3. Напишите 1 предложение по теме: «Моё отношение …»

    Учитель: Ребята, действительно начальный период войны был тяжёлым для СССР. Огромные территориальные и людские потери, ошибки руководства страны, но ведь это история этого уже не вернуть, скажите, зачем мы изучаем данный период? (Учащиеся предлагают версии ответов) 

    Учитель: Для того, чтоб вы смогли передать своим детям точную историю, которую сегодня пытаются переписывать некоторые политические лидеры; Для того чтоб понять, что признав ошибки и  просчёты вовремя, начав их исправлять, можно избежать страшной катастрофы; для того чтоб не допускать таких мировых войн.

    10.Домашнее задание.

    Напишите эссе на тему «Почему на начальном этапе войны популярным жанром в кинематографе становится комедия».

    Список использованной литературы:

    1. Курт Типпельскирх «История Второй Мировой войны 1939-1945гг.» - М.: Аст, 2003.
    2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
    3. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ - начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
    4. Интернет ресурсы.


    Предварительный просмотр:

    Приложение № 1-2


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    "И пред глазами сорок первый, Внезапно прерванный войной, Врагу навстречу шли резервы, На Запад, часто сразу в бой!" Ким Добкин

    Слайд 2

    Периоды Великой Отечественной войны Начальный период войны ( 22 июня 1941 — 18 ноября 1942 ); Коренной перелом ( 19 ноября 1942—1943 ); Завершающий этап ( 1944- 9 мая 1945 ).

    Слайд 3

    Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941- ноябрь 1942 г.

    Слайд 4

    Начальный период Великой Отечественной войны Белостокско-Минское сражение (22 июня — 8 июля 1941), Битва за Дубно — Луцк — Броды (1941 ) (24 июня — 30 июня 1941), Смоленское сражение (10 июля — 10 сентября), Битва под Уманью (конец июля — 8 августа 1941), Сражение за Киев (7 августа — 26 сентября 1941), Оборона Ленинграда и начало его блокады (8 сентября 1941 — 27 января 1944), Оборона Одессы (5 августа — 16 октября 1941), Начало обороны Севастополя (4 октября 1941 — 4 июля 1942), Оборонительный период Битвы за Москву (30 сентября — 4 декабря 1941).

    Слайд 5

    Цель урока: Выявить основные этапы Великой Отечественной войны; Рассмотреть начальный этап войны; Определить причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны; Определить причины провала фашистского плана «Барбаросса»; Определить историческое значение Московской битвы.

    Слайд 8

    Статистика потерь СССР к ноябрю 1941г Население Территории добычи угля Территории выплавки чугуна Территории выплавки стали Сельскохозяйственные территории

    Слайд 9

    Дайте общую оценку положению СССР на начальном этапе войны. Определите причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны.

    Слайд 10

    Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ

    Слайд 11

    Почему данная ситуация не стала катастрофической для СССР ?

    Слайд 12

    Составьте синквейн на тему «Начальный этап Великой Отечественной войны» Напишите 3 прилагательных; Напишите 2 глагола; Напишите 1 предложение по теме: «Моё отношение …»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа по истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Великая отечественная война.

    Данная контрольная работа проводится по итогам изучения раздела 4, учебника истории 9 класса. Контрольная работа тестовая. Предусмотрено дополнительное задание и раскраска по теме работы....

    План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

    Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

    Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).

    Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....

    Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"

    Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....

    Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

    Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...