Главные вкладки

    Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_19.docx19.07 КБ
    Файл dokument_microsoft_office_word_19.docx19.07 КБ

    Предварительный просмотр:

     Урок литературы в 10 классе.

    Тема: Лирика периода Великой Отечественной войны (урок-концерт).

    Цели: -познакомить с литературой периодом Великой Отечественной войны, с  произведениями литературы этого периода.

    Оборудование:  стихи поэтов-фронтовиков, участников и погибших на войне, плакаты.

    1. Организационный момент.

    Приветствие и проверка готовности к уроку.

    II.  Проверка домашнего задания. Опрос.

    - Расскажите, почему война – это столкновение двух миров.

    - Каким было участие в войне писателей и поэтов?

    - Расскажите о двух способах изображения действительности?

    - Каковы особенности стихов военных лет?

    - Какова центральная тема поэзии периода Великой Отечественной войны? Назовите идейные направления лирики этого периода.

    III. Изучение нового.

    Лирика периода Великой Отечественной войны ставила тему Родины, которая в эти грозные годы приобретала особое звучание. О Родине писали  и раньше, например, «Широка страна моя родная», «Москва майская». Но в годы войны оказалось, что только широкого представления о Родине недостаточно.

     1)Звучит стихотворение К.Г.Симонова «Родина» в исполнении одного из учеников.

    Сделанный учащимся частичный анализ стихотворения.

    Это стихотворение начинается в сущности с согласия с Лебедевым-Кумачом (первая строфа). А дальше Симонов развивает мысль о том, что, помимо общего для всех понятия великой и могучей Родины, у каждого человека есть свое личное, интимное ощущение Родины.

    Итак, К.Г.Симонов утверждает, что у каждого есть свое ощущение Родины. Может быть, и для вас когда-нибудь в трудные минуты понятие «Родины» сконцентрируется в том не разожженном нами костре на снегу, тот студеный ручей, из которого мы пили, встав на колени.

    2)Для К.Г.Симонова Родина – лес, речка, 2клочок земли, припавший к трем березам». Для поэта Дмитрия Кедрина, городского человека, погруженного в книжный мир, Родина тоже в личном ощущении – это «гордые лбы винчианских мадонн», это «синие звезды очей, что глядят с вдохновенных картин Васнецова». Учащийся читает наизусть стихотворение Д.Кедрина «Красота».

    Все самое лучшее, что есть в жизни, вершина человеческого  творчества, человеческого гения, все ценности, которые его окружали, все это отраженное, «только луч того солнца, чье имя – Россия». Это он понял только в войну, ведь стихотворение датируется 1941 годом. В стихотворении К.Г.Симонова «Родина» есть и другая очень важная мысль – мысль о личной ответственности каждого за судьбу Родины. Итак, Родина огромна, защитить можно что-то частное, и именно он должен заслонить собой свою Родину.

    3)Об этом же пишет и Юлия Друнина в стихотворении «Я ушла из детства в грязную теплушку…».(Чтение стихотворения наизусть). Это стремление идти на все, но собой заслонить Родину, испытывать ненависть к врагу.

    4)Тема любви к Родине связана с темой ненависти к врагу. К.Симонов «Убей его».Это стихотворение развивает ту же мысль об ответственности каждого человека за судьбу Родины. Стихотворение называется «Убей его», и оно призывает убивать фашистов, но проникнуто высоким гуманистическим пафосом, так как вина за смерть людей не наша, враг пришел на нашу землю – убей его, «так хотел он, его вина».

    Стихотворение К.Г.Симонова «Убей его» - образец самой высокой патетическойпоэзии. Оно построено так, что начинается напряжение страстей. Огромное количество придаточных предложений заставляет читать эти строчки на одном дыхании, и наконец – «знай: никто не спасет», идет ответ, давно ожидаемый. Чтение стихотворения наизусть.

    Учитель: Надо отметить высокий  гуманизм нашей поэзии и вообще литературы военного периода.

    5)В центре стихов периода Великой Отечественной войны – народ. Почти вся лирика – это рассказ о воюющем народе. Мало, почти  нет стихов, направленных на изображение генералов, о Ставке, о генералиссимусе, это уже после войны об этом написали, а войну писали о воюющем соотечественнике, о солдате, который стал героем.  Может быть, потому не писали о генералах, что, как выразился А.Т.Твардовский, «города сдают солдаты, генералы их берут», а ведь мы сначала сдавали города.

    6)Стремлением рассказать правду  о воюющем народе было главным у поэтов. Звучит стихотворение  А.Суркова «Жизнь и мечта».

    А.Сурков отстаивает право литературы рассказать о человеке на войне таком, каким он был.

    То, что написано в период с 1945-1956 годы, безнадежно устарело, может быть, потому что правилось уже холодным разумом (например, у К.Симонова  «Мы отходим»- смягчение по сравнению с «Убей его»после травли холодным разумом, после редактирования), и потому, что изображали не человека, а мощи. Все, что написано в годы войны, - это произведение страсти, они свежи и доныне.

    7)Что же сказали поэты о своем воюющем соотечественнике? Какую правду показали?

    Герой лирики – человек с новым мировоззрением, человек, отстаивающий завоевания Октября. Уверенность в конечной победе отличает героев  лирики периода Великой Отечественной войны. Эти герои отличаются высоким мужеством. На войне очень страшно, это знают все, нет людей, которые не чувствовали бы, как страшно на войне. И великое мужество состоит в том, чтобы этот страх преодолеть.  Любовь к Родине сильнее страха, и во имя этой любви люди гибнут. Об этом стихотворение Ю. Друниной «Я только раз видала рукопашный…».

    8)Большое место в лирике периода Великой Отечественной войны занимают стихи, посвященные теме любви и дружбы. Эти стихи подчеркивают, что истинно человеческое в страшных условиях войны не истреблялось. Далее читают дети стихотворения: «В лесу прифронтовом», «Землянка», «Жди меня», «Памяти Евгения Петрова», «Был у меня хороший друг».  

    Действительно, «Любовь мы завещаем женам, воспоминанья – сыновьям, но на земле, войной сожженной, идти завещено друзьям». Это мысль о единстве людей, связанных общей целью, фронтовое братство как единственная ценность.

    9) «Дом в Вязьме» - стихотворение о силе и чистоте фронтовой дружбы, она  гарантия человеческого в человеке. Чтение стихотворения наизусть.

    IV.   Домашнее задание.

    1.Оно из стихотворений о войне наизусть, 2.Связный рассказ о лирике с цитатами из стихов. 3. Читать прозу о войне: К.Симонов «Живые  и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», Чаковский «Блокада», Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие…».

    V.Подведение итогов.

    -Что нового почерпнули из урока?

    - Какие стихи особенно поразили Вас и почему?

    Урок окончен.



    Предварительный просмотр:

     Урок литературы в 10 классе.

    Тема: Лирика периода Великой Отечественной войны (урок-концерт).

    Цели: -познакомить с литературой периодом Великой Отечественной войны, с  произведениями литературы этого периода.

    Оборудование:  стихи поэтов-фронтовиков, участников и погибших на войне, плакаты.

    1. Организационный момент.

    Приветствие и проверка готовности к уроку.

    II.  Проверка домашнего задания. Опрос.

    - Расскажите, почему война – это столкновение двух миров.

    - Каким было участие в войне писателей и поэтов?

    - Расскажите о двух способах изображения действительности?

    - Каковы особенности стихов военных лет?

    - Какова центральная тема поэзии периода Великой Отечественной войны? Назовите идейные направления лирики этого периода.

    III. Изучение нового.

    Лирика периода Великой Отечественной войны ставила тему Родины, которая в эти грозные годы приобретала особое звучание. О Родине писали  и раньше, например, «Широка страна моя родная», «Москва майская». Но в годы войны оказалось, что только широкого представления о Родине недостаточно.

     1)Звучит стихотворение К.Г.Симонова «Родина» в исполнении одного из учеников.

    Сделанный учащимся частичный анализ стихотворения.

    Это стихотворение начинается в сущности с согласия с Лебедевым-Кумачом (первая строфа). А дальше Симонов развивает мысль о том, что, помимо общего для всех понятия великой и могучей Родины, у каждого человека есть свое личное, интимное ощущение Родины.

    Итак, К.Г.Симонов утверждает, что у каждого есть свое ощущение Родины. Может быть, и для вас когда-нибудь в трудные минуты понятие «Родины» сконцентрируется в том не разожженном нами костре на снегу, тот студеный ручей, из которого мы пили, встав на колени.

    2)Для К.Г.Симонова Родина – лес, речка, 2клочок земли, припавший к трем березам». Для поэта Дмитрия Кедрина, городского человека, погруженного в книжный мир, Родина тоже в личном ощущении – это «гордые лбы винчианских мадонн», это «синие звезды очей, что глядят с вдохновенных картин Васнецова». Учащийся читает наизусть стихотворение Д.Кедрина «Красота».

    Все самое лучшее, что есть в жизни, вершина человеческого  творчества, человеческого гения, все ценности, которые его окружали, все это отраженное, «только луч того солнца, чье имя – Россия». Это он понял только в войну, ведь стихотворение датируется 1941 годом. В стихотворении К.Г.Симонова «Родина» есть и другая очень важная мысль – мысль о личной ответственности каждого за судьбу Родины. Итак, Родина огромна, защитить можно что-то частное, и именно он должен заслонить собой свою Родину.

    3)Об этом же пишет и Юлия Друнина в стихотворении «Я ушла из детства в грязную теплушку…».(Чтение стихотворения наизусть). Это стремление идти на все, но собой заслонить Родину, испытывать ненависть к врагу.

    4)Тема любви к Родине связана с темой ненависти к врагу. К.Симонов «Убей его».Это стихотворение развивает ту же мысль об ответственности каждого человека за судьбу Родины. Стихотворение называется «Убей его», и оно призывает убивать фашистов, но проникнуто высоким гуманистическим пафосом, так как вина за смерть людей не наша, враг пришел на нашу землю – убей его, «так хотел он, его вина».

    Стихотворение К.Г.Симонова «Убей его» - образец самой высокой патетическойпоэзии. Оно построено так, что начинается напряжение страстей. Огромное количество придаточных предложений заставляет читать эти строчки на одном дыхании, и наконец – «знай: никто не спасет», идет ответ, давно ожидаемый. Чтение стихотворения наизусть.

    Учитель: Надо отметить высокий  гуманизм нашей поэзии и вообще литературы военного периода.

    5)В центре стихов периода Великой Отечественной войны – народ. Почти вся лирика – это рассказ о воюющем народе. Мало, почти  нет стихов, направленных на изображение генералов, о Ставке, о генералиссимусе, это уже после войны об этом написали, а войну писали о воюющем соотечественнике, о солдате, который стал героем.  Может быть, потому не писали о генералах, что, как выразился А.Т.Твардовский, «города сдают солдаты, генералы их берут», а ведь мы сначала сдавали города.

    6)Стремлением рассказать правду  о воюющем народе было главным у поэтов. Звучит стихотворение  А.Суркова «Жизнь и мечта».

    А.Сурков отстаивает право литературы рассказать о человеке на войне таком, каким он был.

    То, что написано в период с 1945-1956 годы, безнадежно устарело, может быть, потому что правилось уже холодным разумом (например, у К.Симонова  «Мы отходим»- смягчение по сравнению с «Убей его»после травли холодным разумом, после редактирования), и потому, что изображали не человека, а мощи. Все, что написано в годы войны, - это произведение страсти, они свежи и доныне.

    7)Что же сказали поэты о своем воюющем соотечественнике? Какую правду показали?

    Герой лирики – человек с новым мировоззрением, человек, отстаивающий завоевания Октября. Уверенность в конечной победе отличает героев  лирики периода Великой Отечественной войны. Эти герои отличаются высоким мужеством. На войне очень страшно, это знают все, нет людей, которые не чувствовали бы, как страшно на войне. И великое мужество состоит в том, чтобы этот страх преодолеть.  Любовь к Родине сильнее страха, и во имя этой любви люди гибнут. Об этом стихотворение Ю. Друниной «Я только раз видала рукопашный…».

    8)Большое место в лирике периода Великой Отечественной войны занимают стихи, посвященные теме любви и дружбы. Эти стихи подчеркивают, что истинно человеческое в страшных условиях войны не истреблялось. Далее читают дети стихотворения: «В лесу прифронтовом», «Землянка», «Жди меня», «Памяти Евгения Петрова», «Был у меня хороший друг».  

    Действительно, «Любовь мы завещаем женам, воспоминанья – сыновьям, но на земле, войной сожженной, идти завещено друзьям». Это мысль о единстве людей, связанных общей целью, фронтовое братство как единственная ценность.

    9) «Дом в Вязьме» - стихотворение о силе и чистоте фронтовой дружбы, она  гарантия человеческого в человеке. Чтение стихотворения наизусть.

    IV.   Домашнее задание.

    1.Оно из стихотворений о войне наизусть, 2.Связный рассказ о лирике с цитатами из стихов. 3. Читать прозу о войне: К.Симонов «Живые  и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», Чаковский «Блокада», Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие…».

    V.Подведение итогов.

    -Что нового почерпнули из урока?

    - Какие стихи особенно поразили Вас и почему?

    Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"

    Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...

    Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

    Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

    Литература периода Великой Отечественной войны

    Роль литературы в годы Великой Отечественной войны очень значительна. Она стала действенным оружием в борьбе с врагом. М.Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателе...

    ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ  И ЛИТЕРАТУРЫ В 11-ОМ классе....

    Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).

    Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....

    Внеклассное мероприятие на тему: «Тӑван ҫĕр-шывӑн аслӑ вӑрҫӑ вӑхӑтĕнчи чӑваш литератури» («Развитие чувашской литературы в период Великой Отечественной войны»).

    Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Развитие чувашской литературы в период Великой Отечественной войны"....