Урок по новой истории в 8 классе по теме "США в период гражданской войны 1861-1865гг"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности, содержащий все его компоненты: актуализацию субъективного (первичного), обогащаемого, закрепляемого опыта учащихся . Урок проведен как иллюстрация системно- деятельностного подхода у обучению и воспитанию .Как его фундамент- формирование у учащихся универсальных учебных действий.

На уроке учащиеся получают  представление об особенности модернизации США в 19 веке и о роли гражданской войны как катализатора истории. При подготовке к данному уроку используются различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, работа с текстом учебника, дополнительной литературой.

  Форма проведения урока способствует  развитию коммуникативных, творческих  способностей учащихся. Применяются различные методы обучения: исследовательский ,частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.

  Для актуализации закрепляемого опыта  использзуется исследовательский и обьяснительно-иллюстративный метод.

  Домашнее задание носит разноуровненный характер.

К уроку прилагается презентация, документ и вариант заполняемой на уроке таблицы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

8 КЛАСС

Тема урока: «Гражданская война в США- вторая буржуазная революция ( 1861-1865г)».

Цели урока:

  1. Выяснить причины быстрого экономического развития США, выявить препятствие для дальнейшего развития капитализма .
  2. Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг.
  3. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.
  4. Продолжить развитие картографических умений учащихся.

Основные понятия урока

  1. модернизация
  2. гражданская война
  3. гомстед
  4. буржуазная революция

Оборудование урока

  1. учебник А.В. Ревякин «История нового времени.1800-1900гг»8 класс (М., «Просвещение»)
  2. карта «США в конце XVIII- первой половине XIX века»
  3. иллюстрации учебника
  4. документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения)
  5. мультимедийная презентация

План урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Изучение нового материала:

1)Рабство- препятствие для развития капитализма в США.

2)Гражданская война 1861-1865 гг.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.



Вопрос классу (беседа):

   На предыдущих уроках мы говорили о том, как проходил процесс модернизации в США.

Вспомните, что такое модернизация? ( Изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу)

Докажите, что в США  XIX века началась модернизация.

Для этого назовем ее условия.

  1. Наличие большого количества свободных рабочих рук за счет приезда эмигрантов из Европы.

( 1 ученик рассказывает о причинах европейской эмиграции)

  1. Залежи полезных ископаемых, обнаруженных в США.
  2. Большие площади для вложения капиталов.

( 1 ученик работает по карте, показывая новые территории США)

  1. Активное внедрение европейских технических изобретений.
  2. Стабильная политическая обстановка в США.

1 ученик анализирует диаграмму.

Две Америки: что скрывается под этим понятием?

Ученики (2) рассказывают  о развитии Севера и Юга США. (Слайды)


Подведем итог.

На пути развития капитализма в США остро встал вопрос о различном положении территорий США. Развитие ЮГА тормозило развитие ВСЕЙ территории .Плантаторы Юга не намеревались проводить реформы.

Население разделилось на два лагеря:


Как называется  такое противостояние?

(гражданская война) (слайд)


Это и есть сегодняшняя наша тема урока.


Задание:

   

Учащиеся записывают тему урока.

Задание:

Пользуясь планом определите предпосылки и задачи гражданской войны в США.( Слайд)

2. Изучение нового материала.

Постановка проблемного задания

Какие задачи решались в ходе гражданской войны и насколько успешно.


Знакомство учащихся с планом урока.

  1. Повод к началу войны.

Рассказ учителя= работа учащихся с документом «Программа партии республиканцев»

ПрограммаРеспубликанской партии:

  1. 1.  запрет распространения рабства на западные земли
  2. 2.  принятия более умеренного закона о наделении  поселенцев на Западе государственными землями.
  3. 3. установить высокие пошлины на ввозимые товары

Программа Демократической партии:

  1. 1. свобода распространения рабства
  2. на западные земли
  3. 2. законодательное закрепление рабства
  4.  3. низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров

В 1860 году партия республиканцев одержала на выборах победу.

В ответ на это рабовладельческие штаты ответили мятежом.

11 южных штатов заявили о своем выходе из состава США и создания Конфедерации южных штатов со столицей в Ричмонде.Угроза целостности США стала реальностью. Начались военные действия.

Самостоятельная работа учащихся.

 Разделение учащихся на 2 группы по вариантам. 1 группа- армия Юга. 2 группа – армия Севера. Заполнение сравнительной таблицы.Работа учащихся с текстом учебника.


Итоговый вид таблицы.


Южные штаты

Северные штаты

Цели войны

Сохранение рабства как уклада развития хозяйства и обогащения плантаторов. Протест против политики президента США.

Отмена рабства как препятствия для развития США по пути капитализма.

Сохранение целостности государства.

Участники войны

Плантаторы, жители южных штатов

Негры- рабы, фермеры, буржуазия, рабочие

Название армии

Армия Конфедерации.

Федеральная армия

Руководители военных действий

Генерал Ли

Генерал Грант

Политическая партия, поддержавшая армию

Поддержка сохранения  рабства большинством членов партии демократов

Партия республиканцев во главе с президентом А. Линкольном

Активность во время войны (участие в сражениях), результат

1861г- нападение на Форт- Самтер





Капитуляция армии в районе Ричмонда (1865г)

Оборонительные действия  на территории побережья Атлантического океана. ( восток США)Наступательные действия на западе США ( район Миссисипи).

Степень оснащенности армии

Уступки по численности и оснащенности.

Преимущество по численности и оснащенности.

 Итоги войны и их признание воюющими сторонами

Сопротивление демократическим реформам, террор против негров- бывших рабов

( организация Ку-клукс -клан)

Начало демократических реформ, предоставление бывшим неграм- рабам гражданских прав.






Вопросы классу (беседа):




Запись в тетради

  1. Какие силы вступили в войну друг с другом? (Буржуазия Севера, фермеры, рабочие, с одной стороны, и плантаторы Юга, с другой)
  2. Сформулируйте цели воюющих сторон в войне.

Работа  с документом

Документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения

Вопросы к документу:

  1. Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство?
  2. На каких условиях отменялось рабство? (без всякого выкупа)

Рассказ учителя

   Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера ( к концу войны в рядах армии северян насчитывалось около 200 тысяч негров).

   Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд.

   Так четырех летняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами.

Вопрос классу:

Какое значение имели результаты Гражданской войны для дальнейшего развития страны?

Запись в тетради

Значение Гражданской войны:

  1. Сохранение целостности страны
  2. Отмена рабства
  3. Решение аграрного вопроса законом о гомстедах
  4. Создание условий для дальнейшей модернизации страны

Решение проблемного задания

Сделайте вывод: в чем проявлялась модернизация в США в XIX веке?

(Модернизация в США в XIX веке проявлялась в быстрых темпах экономического развития и в том, что американцам удалось сохранить целостность страны)


3. Закрепление изученного материала.

Решение тестовых заданий

I вариант.


  1. Соотнесите событие и дату:


1) Начало Гражданской войны в США

А) 1860 г.

2) принятие закона о гомстедах

Б) 1862 г.

3) Избрание Линкольна президентом США

В) 1861 г.


  1. Закон об отмене рабства был подписан в:

А) 1861 г.     Б) 1862 г.     В) 1863 г.      Г) 1864 г.


  1. Соотнесите причину и следствие.


1) избрание президентом А. Линкольна

А) дальнейшее развитие процесса модернизации

2) принятие закона о гомстедах

Б) конфликт между плантаторами-рабовладельцами  и свободными переселенцами

3) Принятие закона об отмене рабства

В) массовое участие на стороне северян негритянского населения США

4) Победа Севера в Гражданской войне

Г) развитие фермерского хозяйства

5) присоединение к США западных территорий

Д) Потеря плантаторами Юга политической власти

Постановка домашнего задания

Параграф 19 до конца. Вопросы к параграфу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Условия модернизации экономики США в I половине XIX века. Наличие большого количества свободных рабочих рук за счет приезда эмигрантов из Европы. Большие площади для вложения капиталов, рост территории страны. Залежи полезных ископаемых, обнаруженных в США. Активное внедрение европейских технических изобретений. Стабильная политическая обстановка в США.

Слайд 3

Задание учащимся . Проанализируйте данные диаграммы. Обратите внимание, как изменились показатели протяженности железных дорог США. С чем это было связано?

Слайд 4

Можно ли говорить о модернизации всей территории США?

Слайд 5

Два общества в одной Америке 85% пр-ть 2/3 ж.д.

Слайд 9

Штаты: 23 Армия: 2млн. 100 тыс. человек население : 22 млн. человек буржуазия наёмные рабочие фермеры индейцы наиболее развитые отрасли промышленности: металлургия строительство железных дорог и каналов текстильная кожевенная сельское хозяйство: зерновые овощные скотоводство Штаты: 11 Армия: 1млн. 064 тыс. человек население : 9 млн. человек (из них 4 млн. рабов) плантаторы рабы фермеры буржуазия и наёмные рабочие индейцы наиболее развитые отрасли промышленности: текстильная пищевая сельское хозяйство: сахарный тростник рис табак хлопок СЕВЕР ЮГ

Слайд 10

Два лагеря граждан США Население Юга, выступающее за сохранение рабовладельческого уклада Население Севера, выступающее за отмену рабовладельческого уклада, как условия дальнейшей модернизации США. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США.

Слайд 12

Задание учащимся: Пользуясь планом определите предпосылки и задачи гражданской войны в США. А) Что мешало развитию капитализма в стране; Б) Какие задачи должна была решить гражданская война; В) Какие слои были заинтересованы в победе; Г) Условия при которых война стала возможной;

Слайд 13

Президентские выборы 1860 года. Программа Республиканской партии: 1. запрет распространения рабства на западные земли 2. принятия более умеренного закона о наделении поселенцев на Западе государственными землями. 3. установить высокие пошлины на ввозимые товары Программа Демократической партии: 1. свобода распространения рабства на западные земли 2. законодательное закрепление рабства 3. низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров

Слайд 14

Шестнадцатый президент США- Авраам Линкольн (лидер республиканской партии) «Я не хотел бы быть рабом, и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает мое понимание демократии.» А. Линкольн.

Слайд 15

Повод к началу гражданской войны в США. Протестуя против победы республиканцев, 11 южных штатов объявили о своем выходе из Федерации ( США) и о создании собственного государства в Америке- Конфедерации южных штатов со столицей в Ричмонде. Данные действия были расценены Президентом как угроза целостности государству. В 12 апреля 1861г была объявлена война.

Слайд 16

Промышленное развитие Севера и Юга США (1860 г.) Показатели развития Север Юг Удельный вес в промышленной продукции страны 85% 15% Население 23 млн 9 млн (из них 3,5 млн рабов) Количество рабочих в промышленности 1,3 млн 0,1 млн Длина железных дорог 30 тыс. т 10 тыс. км Производство проката 480 тыс. т 30 тыс. км Число веретен на текстильных фабриках 5 млн 0,3 млн Капиталы промышленных предприятий 400 млн 22 млн Капиталы в банках 850 млн 170 млн Хлопчатобумажные фабрики 99 8 А) Какие преимущества вытекали для Севера из каждого показателя? Б) На что рассчитывали южане, начиная войну?

Слайд 17

Работа по заполнению таблицы.

Слайд 18

Командующие армиями Юга и Севера. Главнокомандующий армией Конфедерации генерал Роберт Ли Главнокомандующий Федеральными войсками генерал Уиллис Грант.

Слайд 20

1861-1865гг

Слайд 21

Мероприятия правительства А.Линкольна 1862 год – закон о гомстедах 1. сдача государством в аренду западных земель 2. раздача государством земли участками по 160 акров всем желающим за чисто символическую плату

Слайд 22

Мероприятия правительства А.Линкольна 1 января 1863 года – закон об отмене рабства 1. рабство отменялось без всякого выкупа 2. разрешалось призывать негров в армию северян

Слайд 23

1865г- капитуляция армии конфедератов. Окончание гражданской войны.

Слайд 24

Подумайте, можно ли Гражданскую войну в США назвать буржуазной революцией? Буржуазная революция, социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства.

Слайд 25

Историческое значение Гражданской войны в США 1. американцы сохранили целостность своего государства. 2. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы: а) уничтожение рабства; б) решение аграрного вопроса актом о гомстеде: 3. в национальном масштабе победил американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве; 4. начался быстрый экономический рост в стране

Слайд 26

Рефлексия (Самооценка своей работы на уроке).

Слайд 27

Домашнее задание. Тему «Гражданская война в США» учить по составленной таблице ( проверить записи в ней!) Уметь по карте показывать географические объекты США XIX века. * Подумать, почему книга М. Митчелл ( и одноименный фильм) о событиях 1861-1865гг называется «Унесенные ветром». Напомню, события в книге разворачиваются на юге США.



Предварительный просмотр:

Закон о гомстедах. Акт о земельных наделах,  подписанный президентом 20 мая и оглашенный в послании к конгрессу 27 мая 1862 г.

   1. Сенат и палата представителей Соединенных Штатов, собравшиеся в конгрессе, постановляют:                

   Раздел 1.  Всякое лицо, являющееся главой семьи или достигшее двадцати одного года,  являющееся гражданином Соединенных Штатов,  никогда не  участвовавшее  в войне против Соединенных Штатов и не помогавшее их врагам, имеет право с 1 января 1863 г. вступить в законное владение никем не занятой  земли или  приобрести участок размером 160 акров (65 га).  

   Раздел 2.   После уплаты  10  долларов  ему разрешается  вступить во владение землей.

   Раздел 3. Если по  истечении  5 лет докажут, что он жил  на  этой земле и обрабатывал ее, тогда он получит эту землю в собственность.

Прокламация об освобождении рабов 1 января 1863 г.

Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января (1863 г.) в согласии с моим (прежним) намерением так поступить, публично объявленным за сто дней до упомянутого первого дня, устанавливаю и указываю те штаты и часть штатов, народ которых в настоящее время находится в состоянии восстания против Соединенных Штатов, а именно… (далее следует перечисление штатов и графств, находящихся в состоянии восстания).

…Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем, свободны, и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.

При этом я предлагаю населению, объявленному свободным, воздерживаться от всякого насилия, за исключением случаев необходимой самозащиты, и я рекомендую им в тех случаях, когда это разрешено, добросовестно работать за разумную плату.

Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты, станции и другие места и на корабли всех видов в качестве команды.

Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью. Я апеллирую к достойному уважения мнению человечества и к благосклонной милости всемогущего бога.

Поправки к Конституции США.    

Поправка 13 (1865 г.)

    Раздел 1. Отныне в Соединенных Штатах не будет ни рабства, ни подневольного состояния в услужении.

Поправка 14 (1870 г.)

    Раздел 1.  Право граждан Соединенных Штатов на участие в выборах не будет  отрицаться  или  ограничиваться Соединенными Штатами под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния.



Предварительный просмотр:

Гражданская война в США (1861-1865гг)

Южные штаты

Северные штаты

Цели войны

Сохранение рабства как уклада развития хозяйства и обогащения плантаторов. Протест против политики президента США.

Отмена рабства как препятствия для развития США по пути капитализма.

Сохранение целостности государства.

Участники войны

Плантаторы, жители южных штатов

Негры- рабы, фермеры, буржуазия, рабочие

Название армии

Армия Конфедерации.

Федеральная армия

Руководители военных действий

Генерал Ли

Генерал Грант

Политическая партия, поддержавшая армию

Поддержка сохранения  рабства большинством членов партии демократов

Партия республиканцев во главе с президентом А. Линкольном

Активность во время войны (участие в сражениях), результат

1861г- нападение на Форт- Самтер





Капитуляция армии в районе Ричмонда (1865г)

Оборонительные действия  на территории побережья Атлантического океана. ( восток США)Наступательные действия на западе США ( район Миссисипи).

Степень оснащенности армии

Уступки по численности и оснащенности.

Преимущество по численности и оснащенности.

 Итоги войны и их признание воюющими сторонами

Сопротивление демократическим реформам, террор против негров- бывших рабов

( организация Ку-клукс -клан)

Начало демократических реформ, предоставление бывшим неграм- рабам гражданских прав.



Предварительный просмотр:

Гражданская война в США (1861-1865гг)

Южные штаты

Северные штаты

Цели войны



Участники войны


Название армии


Руководители военных действий

Политическая партия, поддержавшая армии

Активность во время войны (участие в сражениях), результат

Степень оснащенности армии

 Итоги войны и их признание воюющими сторонами




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Тест по Новой истории 8 класс "Гражданская война в США"

Тест расчитан для текущего контроля на 5-7 минут. Разработан по материалам книги К.В. Волковой " КИМ. История Нового времени 1800-1900 гг. 8 класс" М. ВАКО. 2012 г....

Презентация . ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Данная презентация предназначена для учащихся 10 класса по курсу Истории России под ред. А.Н. Торкунова...

Идеология и культура периода гражданской войны

Методическая разработка по курсу "История России XX века"....

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...

Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс

Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс...