Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс
презентация к уроку по истории (10 класс)

excessbaggage

Идеология и культура периода Гражданской войны. История России 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.8.ideologiya_i_kultura_perioda_grazhdanskoy_voyny.pptx85.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

§8 Идеология и культура периода Гражданской войны

Слайд 2

1. Политика новой власти в области образования и науки Среди врагов социалистической революции В. И. Ленин называл неграмотность . 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» . В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения . Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота . При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты ( рабфаки ). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями . Так началось формирование советской интеллигенции . Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных . Им обеспечивали сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы .

Слайд 3

2 . Власть и интеллигенция Некоторые деятели культуры Серебряного века из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти . К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн , С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин и др . Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков , оставаясь на Родине, ушли в глубокую духовную оппозицию . Многие считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы. Революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать »). Всё громче заявлял о себе Пролеткульт . Е ё руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого . Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. Особое место в искусстве жанра плаката тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события , иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством и газетами. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» . Был составлен список революционных деятелей, монументы которым должны быть установлены в первоочередном порядке.

Слайд 4

3 . Отношение новой власти к Русской православной церкви Борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения . В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения. Это вызвало возмущение духовенства и прихожан. В январе 1918 г. был убит один из самых авторитетных иерархов митрополит Киевский Владимир . Патриарх Тихон ответил на подобные деяния посланием, в котором предал большевиков анафеме . Ответом стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви . Он послужил основой для закрытия храмов и монастырей . Их имущество и предметы культа конфисковались «для революционных нужд» . Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы . Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами , их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование . Патриарх Тихон в 1919 г. в своём послании православному духовенству призывал духовенство не участвовать в политической борьбе , подчиняться советской власти, поскольку она «не противоречит вере и благочестию ». Большевики сосредоточили внимание на разоблачении «церковного обмана» . Набирала обороты начавшаяся в 1918 г. кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых. Вскрытию подверглись, в частности, мощи Сергия Радонежского и Александра Невского . 29 июля 1920 г. СНК РСФСР принял решение «о ликвидации мощей во всероссийском масштабе», согласно которому все вскрытые мощи подлежали передаче в музеи или захоронению .

Слайд 5

4 . Повседневная жизнь Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей . Смыслом существования стало выживание . С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей классовую направленность . Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки получали военные и медики . Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники . Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного . Тысячи горожан, с мешками за плечами, невзирая на запреты и суровые наказания, устремлялись в хлебопроизводящие регионы в надежде обменять отрез материи, сапоги, нитки и прочее подобное на продовольствие Появились мешочники – люди , которые занимались скупкой, перевозкой вручную и продажей каких-либо товаров. Название происходит от мешков, в которых они перевозили товар. Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки , которые из-за необходимости высокого расхода дров называли буржуйками.

Слайд 6

5 . Общественные настроения Большевики , поглощённые политической борьбой и разрухой в городе , не имели сил для какого-либо существенного влияния на деревню . Большинство крестьян сторонились политической борьбы . Однако введение большевиками чрезвычайной политики в деревне и массовая мобилизация в Красную Армию втягивали крестьян в орбиту политической жизни . Чрезвычайный налог, насильственное изъятие продовольствия, продразвёрстка, мобилизация лошадей вызвали резкое недовольство . Колокольным звоном и хлебом-солью встречали в деревнях белых . Буквально через несколько месяцев крестьяне обращали свой гнев на белых правителей . Недовольство вызывала и мобилизация в белые армии , от которой крестьяне массово уклонялись. В ответ следовали самые жестокие репрессии — расстрелы и повешения . Насилия белых воспринимались людьми более болезненно , чем насилия красных. Опорой большевиков были рабочие крупных промышленных центров . Однако часть из них достаточно скоро стала разочаровываться в большевистской власти. Причиной этого стало снижение уровня жизни , вызванное резким сокращением производства и массовой безработицей . Весной 1918 г. в ходе новых выборов в Советы почти по всем губерниям России большевики проиграли меньшевикам и эсерам . В целом отношение белых к рабочим было негативным . Когда ими был занят Урал, вместо налаживания производства и установления нормальных отношений с рабочими они развернули там жесточайший террор . От работников предприятий требовали железной дисциплины и беспрекословного подчинения . Деникинское правительство отменило узаконенный большевиками 8-часовой рабочий день. Любая попытка рабочих выступить в защиту своих экономических интересов, даже в самой мирной форме, воспринималась как большевистская вылазка , которая должна быть подавлена жёстко и незамедлительно. Люди были поглощены задачей простого выживания . Порой большевикам достаточно было выдать интеллигенции продуктовый паёк , чтобы она начинала верить, что власти «идут ей навстречу ». С 1918 г. в интеллигентской среде был выдвинут целый спектр объяснений , почему необходимо служить новой власти. Среди них представления о том, что большевики предотвратили анархию, насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, сумели всё централизовать, создали из ничего армию . Заметен и фактор иного порядка: лучше большевистская деспотия, чем возврат к старому или генеральская диктатура и распад России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

Урок по новой истории в 8 классе по теме "США в период гражданской войны 1861-1865гг"

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности, содержащий все его компоненты: актуализацию субъективного (первичного), обогащаемого, закрепляемого опыта учащихся...

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Презентация . ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Данная презентация предназначена для учащихся 10 класса по курсу Истории России под ред. А.Н. Торкунова...

Идеология и культура периода гражданской войны

Методическая разработка по курсу "История России XX века"....

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В ПЕРИОД 1977-2013

Статья посвящена краткому обзору историографии Гражданской войны в России в период её изучения с 1970-х по 2010-е годы....