Спец. курс кадетсво "Вчера, сегодня, завтра".
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

imageНастоящая программа представляет собой актуальный материал об истории кадетских корпусов России в их историческом развитии, правилах и традициях кадетского братства, персоналиях кадетского движения, роли кадетских учебных заведений в формировании офицерского корпуса русской армии, о духовно-нравственных качествах, присущих  выдающимся кадетам прошлого.

Создание  программы  специального курса  «История кадетского движения» обусловлено спецификой работы кадетской школы.  Реализация  программы создаёт более благоприятные условия для выполнения миссии  данного образовательного учреждения: подготовки обучающихся к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Расширение  знаний об истории кадетства будет способствовать выработке у современных школьников активной гражданской позиции и чувства ответственности за судьбу своей страны.

Программа предназначена для обучающихся 7 классов кадетской школы.  Расчитана на 34 учебных часа в год. Разработана в рамках концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки. Соответствует целям и задачам модернизации содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speckurs_kadetstvo_vchera_segodnya_zavtra.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное Учреждение

кадетская школа

города Волжского Волгоградской области

Согласовано                                                                            Рассмотрено методическим советом

Директор МОУ                                                                                              МОУ кадетской школы

кадетской школы                                                                                       №  ___ от _____________

__________Т.И.Чеснакова                                        Рекомендовано направить    на экспертизу в                                                      

«___» __________2012 г.                                          экспертный совет Комитета по образованию

                                                                                                                  Волгоградской области.

Председатель МС школы заместитель директора

            _____________________ Л.Д. Иванова

 

«История кадетского движения»

( программа специального курса. 7 классы. 34 учебных часа)

Разработчик программы:

Учитель истории и обществознания

высшей категории

Середина Элеонора Владимировна

Пояснительная записка

Настоящая программа представляет собой актуальный материал об истории кадетских корпусов России в их историческом развитии, правилах и традициях кадетского братства, персоналиях кадетского движения, роли кадетских учебных заведений в формировании офицерского корпуса русской армии, о духовно-нравственных качествах, присущих  выдающимся кадетам прошлого.

Создание  программы  специального курса  «История кадетского движения» обусловлено спецификой работы кадетской школы.  Реализация  программы создаёт более благоприятные условия для выполнения миссии  данного образовательного учреждения: подготовки обучающихся к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Расширение  знаний об истории кадетства будет способствовать выработке у современных школьников активной гражданской позиции и чувства ответственности за судьбу своей страны.

Программа предназначена для обучающихся 7 классов кадетской школы.  Расчитана на 34 учебных часа в год. Разработана в рамках концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки. Соответствует целям и задачам модернизации содержания образования.  

Цели программы: 

  1. формирование у обучающихся кадетской школы целостного представления о становлении и развитии офицерского корпуса, исторических и культурных традициях кадетства в России;  
  2. поэтапное освоение обучающимися на основе  знания  истории кадетского движения ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой).

Программа предполагает применение межпредметных связей. Содержательно материал опирается на  историю России, обществознание и литературу.  Кадеты вводятся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), погружаются в мир искусства ( изучают тексты литературных, музыкальных произведений), у них формируется готовность искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.

Задачи программы: 

Обучающие:

  1. расширить представление обучающихся о становлении и развитии кадетского движения в России;
  2. сформировать у обучающихся систематизированные знания о правилах и традициях кадетского братства, его духовных ценностях;
  3. создать условия для развития у кадет интереса к изучению военной истории России;

Развивающие:

  1. развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  2. формировать у обучающихся элементарные приёмы исследовательской деятельности;
  3. развивать творческий подход к презентации результатов познавательной и практической деятельности;

   Воспитывающие:

  1. формировать чувство гордости за свою Родину;
  2. воспитывать  чувство ответственности за судьбу своей страны;
  3. заложить основы патриотизма, гражданственности.

Методические рекомендации:

Для реализации содержания программы, поставленных целей и задач предполагается применение методов проведения уроков, позволяющих задействовать моторную, зрительную, сенсорную и другие виды памяти обучающихся.  Но главным признается не набор информации,  усвоенный кадетами на репродуктивном уровне, а их «знание о незнании».

 Безусловный приоритет над знанием отдается пониманию и связи понимаемого с собственным личным опытом.  В иерархии педагогических ценностей  первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.

Поэтому используются такие методы, как:

  1. словесный (рассказ, беседа,  диалог,  дискуссия);
  2. наглядный (компьютерное оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия, работа на классной доске);
  3. практический (работа с историческими источниками, художественными текстами);
  4. поисково-творческие (создание личностно-развивающих проблемных ситуаций, проектная работа, мини-исследования).

Планируется применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности кадет: индивидуальных,  парных,   групповых. Работа выстраивается в русле технологии учебного диалога. Диалогическая ситуация выстраивается  с помощью:

- обозначения проблемы (конфликта) требующего неоднозначного решения и столкновения множества мнений;

- создания коммуникативной среды, где совершается не только обмен мнениями, но, что особенно значимо, обмен эмоциями, ценностями, личными смыслами, причем на равных началах;  

- тщательного обдумывания содержания общения, имеющего вопросно-ответный потенциал и потенциальную незавершенность;

-  определения наличия готовности участников диалога к нему;

- просчитывания вариантов развития диалога.  

Ключевой задачей является адекватный подбор методов, приёмов и технологии проведения уроков с учётом психолого-возрастных особенностей детей 12 – 14 лет.

В результате изучения материала программы и его усвоения кадеты должны

знать:

  1. основные этапы,  ключевые события истории возникновения, развития  и возрождения кадетских корпусов в России;
  2. необходимые факты, даты, термины и символику кадетского движения, а также его ключевые персоналии;
  3. законы чести кадет, систему духовно-нравственных ценностей и традиций кадетского братства.

уметь:

  1. соотносить общие исторические процессы с историей кадетского движения;
  2. рассказывать о важнейших событиях истории кадетского движения и их  участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  3. использовать текст разнообразных источников для решения различных учебных задач;
  4. участвовать в групповой исследовательской работе, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  5. представлять результаты групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта;
  6. анализировать, оценивать духовно-нравственные категории, руководствоваться ими в собственной жизни, в организации отношений с окружающими людьми.

Учебно-тематический план и расчёт времени


уро-ка

Наименование тем уроков

Всего

часов

Элементы

содержания урока

Форма урока

Деятельность кадет

Форма конт-роля

1

Введение. Зарожде-ние кадетства.

1

Рыцарь, кадет, кадетский корпус. Указ Петра

Великого от 27 января 1701 года.

Приказ Анны Иоанновны 1731 года. 17 февраля 1732 года начало занятий в школе, впервые именован-ной именно  Кадет-ским корпусом.

Беседа

Составление и работа с кроссвордами.

Конкурс

крос-свордов

2-3

Военное дело и  военное образова-ние в начале 18 столетия.

2

Навигационные,

инженерные, артиллерийские школы в мире и России.

Урок-конферен-ция.

Практи-кум

 Выступление

с сообщения-ми,  анализ   текста рассказа “Навигацкая школа”.

Диалог



4

Творцы русской морской славы. Ф.Ф.Ушаков – создатель черноморского флота

1

Первые победы Ф.Ф. Ушакова.

Тактика  адмирала в морских сражениях.

Беседа

Прослушива-ние доклада обучающегося о русском флотоводце,  составление кратких ответов по записанным на доске вопросам.

Опрос

5-6

Творцы  славы русского оружия.

А.В. Суворов.

2

Суворовские полки. Завещание А.В. Суворова русским воинам - «Наука побеждать».

Видео-урок.


Практи-кум

Просмотр видео-фильма, его обсуждение.

Работа в группах.

Рефлек-сивный

анализ

7

Первые кадетские

корпуса в России.

1

Отличие россий-ских кадетских корпусов от европейских. Дом Романовых в истории кадетских

корпусов.

Рассказ учителя

Составление плана рассказа

Тесты

8

Кадетские

корпуса в

19 столетии.

1

Условия приёма в кадетские корпуса, общее и особенное в организации процесса обучения и воспитания в кадетских корпу-сах. «Кадетский журавель» - озорной девиз-двустишие.

Диалог

Подготовка ответов на поставленные к тексту вопросы,

выступления с докладами

Сравни-тельный

анализ

выводов

9

Кадетские

корпуса в начале

20 столетия.

1

Расцвет кадетских корпусов. Роль Константина Константиновича Романова в деле кадетского образования.

Диалог

Групповая работа

Презен-тация

резуль-татов работы группы

10-11

Символика кадет-ских корпусов.

2

Нагрудные знаки и жетоны кадетских корпусов,  история их утверждения, условия награжде-ния отличившихся кадет.

Урок-лекция

Урок-практикум

Составление плана

Изготовление эскизов кадетских знаков и формулировка девизов.

Опрос

Конкурс творческих работ

12

Кутузов М.И. – выпускник и директор кадетского корпуса.

1

Направления вос-питания и образо-вания в Сухопут-ном кадетском корпусе. Жизнь М.И. Кутузова - пример верности заповедям кадетства.

Мозговой

штурм

Работа в группах над заданиями.

Презен-тация

резуль-татов работы группы

13

Служба есть служение.

1

Офицеры Русской Императорской армии.  Призвание.

Дисциплина.

Круглый

стол

Обсуждение вопросов

Сравни-тель-ный

анализ

выводов

14-15

Кадеты - составная часть офицерского корпуса русской

армии.

2

Связь поколений: кадеты, юнкера,

офицеры.Понятие  чести, честь мундира.  Принци-пы и основы воспитания  в кадетских корпу-сах.  Девиз кадет :

“Жизнь Родине, честь никому!”

Урок-лекция,

урок-театрали-зация

Составление плана.Чтение стихотворений о  кадетах, нсценировка отдельных отрывков художествен-ных произве-дений.

опрос,

эссе

16

Кадетское братство

1

Порядочность и взаимовыручка.

Подчинение требованиям старшего кадета, забота о младших кадетах, особенно о сиротах,  - закон чести для кадет.

Диалог

Приводят примеры из истории, художествен-ной литературы.

Рефлек-сивный

анализ

17

Образовательные и культурные традиции воспитанников кадетских корпусов.

1

Культурная жизнь кадетских корпусов второй половины 19 - начала 20 веков. Образован-ность и эрудиция.

Интерак-тивная лекция

Составление

плана

Тест

18

Духовно-нравственные и патриотические

традиции воспитанников кадетских корпусов.

1

Духовная атмос-фера внутренней жизни, чувство товарищества и братства, долга и чести,  благород-ства и верности своему Отечеству.

Интерак-тивная лекция

Составление

плана

Опрос

19

Кадетские имена в истории: выдающиеся кадеты-военачальники.

1

Претворение в жизнь идей и ценностей кадетства на   конкретных примерах.

Урок- конферен-ция  

доклады о прославленных адмиралах П.Нахимове, Ф. Ушакове, И.В.Гурко, П.А.Румянцеве

Сравни-тельный

анализ

выводов

20

Кадетские имена в истории: выдающиеся кадеты - деятели культуры.

1

Претворение в жизнь идей и ценностей кадетства на   конкретных примерах.

Урок- конферен-ция  

доклады

о В.И. Дале, В.В.Верещаги-не,

Ф.М. Достоев-ском,

А.Н. Радищеве,

Н.А. Скрябине,

А.П. Сумаро-кове.

тест

21

Кадетские имена в истории: выдаю-щиеся  кадеты-общественные деятели.

1

Претворение в жизнь идей и ценностей кадетства  на   конкретных примерах.

Урок- конферен-ция  

доклады

о А.А. Бесту-

жеве, П.А. Кропоткине, В.В. Куйбышеве, П.И. Пестеле,

К.Ф. Рылееве.

Сравни-тельный

анализ

выводов

22

Кадеты на  переломе эпох.

1

Суть происходя-щих событий в России 1917 – 1918 годов. Верность убеждениям, оплаченная  кровью  на фрон-тах  Гражданской войны. Трагедия адмирала А.Колча-ка. Константин Ермаков.

Дискуссия

Обсуждение вопросов

Рефлек-сивный

анализ

23

Кадетские корпуса за рубежом.

1

Причины изгнания кадетских корпусов

за границу. Сохранение  устоев и традиций.

Лекция

Составление

плана

Опрос

24

«Рассеяны, но не расторгнуты».

1

Донской Импера-тора Александра III кадетский корпус за рубежом.  Пер-вый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус.

Пажеский корпус

Морской кадетский корпус.

Мозговой

штурм

Работа в группах над заданиями.

Презен-тация

резуль-татов работы группы с источниками.

25

Суворовские и нахимовские учи-лища-альтернатива кадетства.

1

Военные учебные заведения в советский период,  созданные по типу  старых кадетских корпусов.

Видео-урок

Диалог

Рефлек-сия

26-27

Возрождение кадет-ского образования в Российской Федера-ции.

2

Причины возрож-дения традиции кадетского образо-вания в России.  Достижения и проблемы современных кадетских учреждений.

Лекция

Составление

тезисов

Провер-ка запи-сей лек-ции,

опрос

28

История создания Первого Волжского кадетского корпуса «Надежды России».

1

Основатель кадет-ского корпуса – Б.Ф. Гобов. Устав учебного заведе-ния. Его символи-ка и традиции.

Урок-экскурсия в школь-ный музей

Анализ экспозиции,

диалог

Тесто-вый

конт-роль

29

Кадетская школа сегодня. Присвоение имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова

1

Комбат – солнце. Герой Российской Федерации С.А.Солнечников – пример мужества и героизма в современной России. Традиции кадет сегодня.

диалог

Вопросы для обсуждения

Презентации, собщения

30

Урок проектной деятельности (груп-повые проекты).


1

Этап погружения:

определение темы и цели проекта,

выделение подтем проекта, формирование творческих групп.

Диалог

Обсуждение и принятие общего решения по выбору темы,  постановка цели проекта, получение дополнитель-ной информа-ции; обсужде-ние и выбор подтем; формирование команд и малых групп.

Уточне-ние темы проекта,

его цели,

задач,

подтем.

Поиск

инфор-мации.

31

Урок проектной деятельности (груп-повые проекты).

1

Этап планиро-вания: чёткое определение источников информации, способов её сбора и анализа, формулировка проблемы; распределение задач внутри групп;

определение спо-соба представле-ния результатов деятельности; ус-тановление процедур, критериев оценки результатов и процесса.

Диалог

Выработка плана действий, формулировка задачи, вопро-сов; обсужде-ние их решения; отбор методов исследования и способов поис-ка информа-ции; выдвиже-ние гипотезы; разработка индивидуаль-ных задач; Выбор опти-мальных форм презентации проекта. Ана-лиз получен-ных сведений.

Поиск

инфор-мации

по теме проекта,

уточне-ние гипоте-

зы, анализ

сведе-ний.

32

Урок проектной деятельности (груп-повые проекты).

1

Этап исследова-ния: поиск и ана-лиз информации,

подбор системы доказательств для проверки истинности  гипотезы, поиск  пути решения  проблемы, отбор  адекватных методов оценки гипотезы.

Урок-

исследова-ние

Подтвержде-ние (опровер-жение) гипо-тезы на материале темы, интег-рация и ак-кумулирование информации с учётом цели и темы; обсужде-ние промежу-точных резуль-татов, при необходимости коррекционная работа.

Работа над

проек-том

33

Урок проектной деятельности

(групповые проекты).

1

Этап презентации и рефлексии:

Защита проекта в соответствии с выбранной формой, осмысление, анализ полученного опыта.

Урок-презента-ция

Защита проек-та в избранной форме. Коллек-тивное обсуж-дение и оценка итогов работы  над  проектом и осмысление полученного опыта.

Вопро-сы для

обсуждения.

Рефлек-сия

34

Итоговое занятие

«Кадеты... Вы не по школьному одеты».

1

Обобщение и систематизация знаний с элементами театрализации.

Урок-праздник

Обсуждение вопросов и проблем

Рефлек-сия

Литература к специальному курсу «История кадетского движения»:

  1. Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. – М.: Вече, 2000.
  2. Белоконь М. Кадетские корпуса в России до 1917 года// История: Приложение к газете «Первое сентября» 1998 -  №36.
  3. Военная быль: О Доблести, Добре и Красоте. Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов.М.: 2000.
  4. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России.Достижения и проблемы становления// ОБЖ, 2001 - №2.
  5. Горовой Л. Я многим обязан моему воспитанию в кадетском корпусе// Военное образование, 2003 -  №37.
  6. Гусева В. Кадеты: век нынешний и век минувший// История: Приложение к газете «Первое сентября»: 1997 - №6.
  7. Друкарев А.А. Господа юнкера, кем вы были вчера: о возрождении системы российских кадетских корпусов// Школьная библиотека, 2000 - №5.
  8. Ерохина М.С. Историческая личность: современная методика изучения // Преподавание истории в школе. 1996. № 7.
  9. Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах./ Под редакцией- Е. Исакова, М.:  2003.
  10. Исаков Е. О доблести, добре и красоте. М.: 2000.
  11. История СССР в художественно- исторических образах. А.И. Назарец, Т.Я. Папенкова. М.: Просвещение,1968.
  12. Кадеты Красноярья: Инструктивно- методические материалы по организации управления кадетской школой-интернатом. Женской гимназией. Красноярск.2000. Выпуск1.
  13. Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Корпусов за  рубежом, Нью-Йорк, США, 1999.
  14. Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 2003.
  15. Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 2001.
  16. Крылов В.М., Семичев В.В. «Званье скромное и гордое кадет» Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России. ХХ1 век Санкт-Петербург, 2004.
  17. Лебедь А.И. за державу обидно…- Красноярск, « Честь и Родина», 2004.
  18. Лесков Н.С. Повести. Рассказы.- М., 2002.
  19. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.
  20. Лугачёв С. Кадетское образование// ОБЖ, 2002. - №11.
  21. Миронов В.Н. Кадеты Красноярья: Концептуально- методические материалы по организации кадетского и женского образования.- Красноярск, 2002.
  22. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ вв.): В 2 т. Т.1. СПб., 2000.
  23. Меньшов В.М. Российские кадеты./ Под редакцией – И.Н. Богданова, вступ.ст. Г.В. Атласова. Мурманск, 2000.
  24. Михайлова О.Н. Суворов. М., «Молодая гвардия», 1973.
  25. Непеин И.Г. Русские ордена в биографиях кавалеров. Издательство « Урал Л.Т.Д.».
  26. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей./ под ред.В.Н. Лобова.- М.: 1990.
  27. Последние дни Романовых/ Сост. М.П. Никулина, К.К. Белокуров. Свердловск: Сред.- Урал. кн. издательство,1991.
  28. Российские кадетские корпуса// Энциклопедия для детей. Т.5, ч.2: История России и её ближайших соседей: От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта+, 1997.
  29. Силкин А. Под покровительством монарха: Русские кадетские корпуса в Югославии// Родина, 2004 - №3.
  30. Соболева Н.А. Российская государственная геральдика: История и современность. М., 2002.
  31. Ферро М. НиколайI/ Пер. с фр. Г. Н. Ерофеевой.- М.: Международные отношения,1991.
  32. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты.- « Издательство А.С.Т.», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

Екатеринбург: вчера сегодня, завтра

Презентация к классному часу...

УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...