урок истории в 9 классе на тему "Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Батуро Наталья Владимировна

Данный урок способствует формированию навыка анализа исторических событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka-9_klass.doc42 КБ
Microsoft Office document icon test_k_uroku_d.z.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: «Внешняя политика России на рубеже XIX-XX вв.

             Русско-японская война 1904-1905 гг.»

Цели урока:

  1. ознакомить учащихся с основными направлениями российской внешней политики на рубеже XIX-XX вв.;
  2. разъяснить причины, ход и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг.;
  3. обучение навыку информационно-смыслового анализа текста;
  4. развитие навыка перевода информации в схему;
  5. развитие умений работы с картографическими источниками;
  6. воспитывать чувство гордости за подвиги русских солдат.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: КВЖД, Тройственный союз, Антанта.

Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, ноутбук.

План изучения новой темы:

  1. Внешняя политика России в 1894-1904 гг.
  2. Соотношение сил и возможностей России и Японии.
  3. Русско-японская война 1904-1905 гг.
  4. Внешняя политика России в 1905-1914 гг.

Ход урока

1

Проверка знаний

(3-5 минут)

Тестовые задания 3х уровней сложности

2

Изучение нового

Материала










Работа с учебником











Фиксируем результаты работы с учебником в схеме.






Почему?















Заполнение таблицы






Анализ схемы


      Россия на рубеже веков переживала сложный процесс модернизации, т.е. перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. От успеха модернизации зависело сохранение независимости и целостности Российского государства. Модернизация, как мы видели на предыдущем уроке, породила острые общественные проблемы, которые разрешались с огромными трудностями.

        Зададимся вопросом, какой в условиях такого протекания модернизации должна была быть внешняя политика России?

Один из учащихся читает вслух текст учебника на с.29-30. –мои комментирования.

Мы обнаружим, что на рубеже веков внешняя политика Российской империи имела два основных направления: европейское и дальневосточное. Первое ставило своей целью не допустить войны, что, безусловно, нарушило бы процесс модернизации; целью второго являлось расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке.


Комментарий учителя.

Усиление позиций России на Дальнем Востоке не устраивало Англию, США и Японию. Япония стала готовиться к войне с Россией. Россия ответила тем же, но Япония подготовилась раньше и лучше.

Работа со схемой.


Актуализируем полученные знания. Причина русско-японской войны должна быть понятна – борьба России с Японией за господство в Северо-Восточном Китае и прилегающей к нему Корее. Запишем это в тетрадях и на доске.



Дата

Ход боевых действий

последствия









Российскую делегацию на мирных переговорах в городке Портсмут (США) возглавлял С.Ю.Витте. Ранее он был противником обострения отношений с Японией, которые привели к войне. Во время войны Витте выступал за ее скорейшее завершение. Он считал, что в условиях революции, которая началась 9 января 1905 г., в том числе и из-за позорной сдачи японцам Порт-Артура, Россия не может вести победоносную войну, хотя летом, наконец, было достигнуто численное преимущество русской армии в Маньчжурии, а Япония почти полностью исчерпала свои людские резервы и возможности пополнения вооружений и боеприпасов.

Рассказ учителя сопровождается составлением схемы.

3

Закрепление

Беседа по вопросам:

  1. Дайте характеристику основных направлений российской внешней политики на рубеже веков.
  2. Укажите причины войны.
  3. Каким было соотношение сил и возможностей России и Японии?
  4. Каков ход боевых действий и результаты русско-японской войны?
  5. Дайте характеристику российской внешней политики в 1905-1907 гг.

4

Вывод

Синквейн

5

Домашнее задание

Прочитать параграф 4, записи в тетради, подготовиться к проверочной работе.



Предварительный просмотр:

  1. Соотнесите даты и события:                                                            

А)1894г.      1)еврейский погром в Кишиневе

Б)1898г.       2)образование партии социалистов-

В)1902г.          революционеров

Г)1903г.       3)образование «Союза освобождения»

Д)1904         4)вступление на престол Николая II

                     5)образование РСДРП

       2. Кто лишний в этом ряду и почему?

           А) С.Ю. Витте

           Б) Л.Мартов

           В) В.К. Плеве

           Г) П.Д. Святополк-Мирский

       3. Что лишнее в этом ряду и почему?

            А) «зубатовский социализм»

            Б) русификация

            В) индивидуальный террор

            Г) проект введения в Государственный совет выборных

               от земств и городов

       4. Расшифруйте аббревиатуру РСДРП

                                       

1. Соотнесите даты и события:

А)1894г.      1)еврейский погром в Кишиневе

Б)1898г.       2)образование партии социалистов-

В)1902г.          революционеров

Г)1903г.       3)образование «Союза освобождения»

Д)1904         4)вступление на престол Николая II

                     5)образование РСДРП    

          2. Кто лишний в этом ряду и почему?

           А) С.Ю. Витте

           Б) Л.Мартов

           В) В.К. Плеве

           Г) П.Д. Святополк-Мирский

        3. Что лишнее в этом ряду и почему?

            А) «зубатовский социализм»

            Б) русификация

            В) индивидуальный террор

            Г) проект введения в Государственный совет выборных

               от земств и городов

        4. Расшифруйте аббревиатуру РСДРП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...

Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

урок истории 8 класс "Франко-прусская война"

Разработка урока по  Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начал...

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...